Файл: Рособрнадзор Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный институт оценки качества образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор)
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный
институт оценки качества образования»
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор ИРО Кировской области
Н.В. Соколова
№6 от 25.10.2022
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Организация воспитательной работы, направленной на профилактику и
противодействие деструктивному поведению подростков и обучающейся
молодёжи
Разработчик(и) программы:
Погребная С.К., ФГБУ "ФИОКО", к.пс.н
Москва, 2022
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
: 02476C860007AEC3B449E2768CED6A6312
Владелец
:
Соколова
Наталья
Вячеславовна
Действителен
: с
23.12.2021 до
23.12.2022
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций специалистов в сфере организации воспитательной работы, направленной на профилактику и противодействие деструктивному поведению подростков и обучающейся молодёжи.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Педагог-организатор
Трудовая функция
Трудовое
действие
Знать
Уметь
Организационно- методическое обеспечение воспитательной деятельности (Приказ
Минтруда России от
10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания")
Организационно- методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности
Нормативно-правовое регулирование сферы воспитания и профилактической работы с обучающимися.
Межведомственное взаимодействие органов системы профилактики.
Источники актуальной информации, методических рекомендаций и разработок, инновационного опыта в области воспитания.
Теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в коллективе обучающихся.Методы, способы педагогической диагностики, оценки результатов реализации программ воспитания, мониторинга воспитательного процесса
Осуществлять поиск и отбор актуальных информационных источников с целью методической поддержки воспитательной деятельности.
Разрабатывать информационно-методические материалы для воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания. Осуществлять консультативную поддержку педагогов по вопросам организации воспитательной и профилактической деятельности.
Организационно- педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания (Приказ
Минтруда России от
10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания")
Организационно- педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов
Особенности обучающихся, проявляющих деструктивное поведение. Формы и методы работы с родителями
(законными представителями) и с семьями группы социального риска. Алгоритмы действий при выявлении фактов деструктивного поведения.
Основы организации профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи.
Учитывать особенности социализации современных детей и молодежи при проектировании воспитательной работы.
Осуществлять сбор и анализ информации о деструктивных проявлениях в подростково- молодежной среде.
Анализировать деструктивные проявления в образовательных организациях и резонансные случаи. Применять социально- педагогические и психолого- педагогические технологии профилактики девиантного поведения обучающихся, диагностику видов деструктивного поведения на основе их маркеров.
Оценивать эффективность профилактической работы в образовательной организации.
Социальный педагог
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Организация социально- педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации (Приказ
Минтруда России от
10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания")
Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
Особенности обучающихся, проявляющих деструктивное поведение. Формы и методы работы с родителями
(законными представителями) и с семьями группы социального риска. Алгоритмы действий при выявлении фактов деструктивного поведения.
Основы организации профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи.
Осуществлять сбор и анализ информации о деструктивных проявлениях в подростково- молодежной среде.
Анализировать деструктивные проявления в образовательных организациях и резонансные случаи. Применять социально- педагогические и психолого- педагогические технологии профилактики девиантного поведения обучающихся, диагностику видов деструктивного поведения на основе их маркеров.
Оценивать эффективность профилактической работы в образовательной организации.
Организация социально- педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации (Приказ
Минтруда России от
10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания")
Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска
Методы, способы педагогической диагностики, оценки результатов реализации программ воспитания, мониторинга воспитательного процесса.
Учитывать особенности социализации современных детей и молодежи при проектировании воспитательной работы.
Осуществлять консультативную поддержку педагогов по вопросам организации воспитательной и профилактической деятельности.
Планирование мер по социально- педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации (Приказ
Минтруда России от
10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания")
Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся
Нормативно-правовое регулирование сферы воспитания и профилактической работы с обучающимися.
Межведомственное взаимодействие органов системы профилактики.
Источники актуальной информации, методических рекомендаций и разработок, инновационного опыта в области воспитания.
Теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в коллективе обучающихся.
Осуществлять поиск и отбор актуальных информационных источников с целью методической поддержки воспитательной деятельности.
Разрабатывать информационно-методические материалы для воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания.
1.3. Категория слушателей:
педагоги-организаторы, социальные педагоги общеобразовательных организаций, муниципальные координаторы и тьюторы системы мониторинга профилактической деятельности субъектов воспитательной работы в образовательном пространстве регионов РФ
1.4. Форма обучения – Заочная
1.5. Срок освоения программы: 72 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
п/п
Наименование разделов (модулей)
и тем
Всего
часов
Виды учебных занятий, учебных
работ
Формы
контроля
Лекция,
час
Самостоятельная
работа, час
Входной контроль
1 0
1 тест
1.
Модуль 1. Нормативно-правовые и научные основания воспитательной работы образовательных организаций
0 0
0 1.1.
Нормативно-правовое регулирование сферы воспитания и профилактической работы с обучающимися
4 4
0 1.2.
Учет особенностей социализации современных детей и молодежи при проектировании воспитательной работы
2 2
0 1.3.
Современные научные разработки в сфере воспитания
4 2
2 практическая работа
1.4.
Актуальные направления воспитательной работы образовательной организации
4 2
2 практическая работа
1.5.
Промежуточная аттестация по модулю
1 1
0 1 тест
2.
Модуль 2. Профилактика деструктивного поведения подростков и обучающейся молодёжи
0 0
0 2.1.
Феноменология деструктивного поведения
2 2
0 2.2.
Отечественные и зарубежные подходы к профилактике деструктивного поведения
2 0
2 практическая работа
2.3.
Межведомственное взаимодействие органов системы профилактики
4 4
0 2.4.
Структурно-функциональное описание системы профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи в условиях образовательной организации
4 2
2 практическая работа
2.5.
Педагогическая диагностика видов деструктивного поведения на основе их маркеров
2 2
0 2.6.
Психодиагностика обучающихся
«группы риска» деструктивного поведения
2 2
0
2.7.
Групповая и индивидуальная работа с обучающимися «группы риска», социальная реабилитация обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
2 2
0 2.8.
Формы и методы работы с родителями
(законными представителями) и с семьями группы социального риска
2 0
2 практическая работа
2.9.
Промежуточная аттестация по модулю
2 1
0 1 тест
3.
Модуль 3. Мониторинг деятельности субъектов воспитательной работы в образовательном пространстве регионов РФ
0 0
0 3.1.
Участники системы мониторинга, их функционал
2 2
0 3.2.
Система сбора и анализа информации о деструктивных проявлениях в подростково-молодежной среде
4 4
0 3.3.
Анализ деструктивных проявлений в образовательных организациях и резонансных случаев. Алгоритмы действий при выявлении фактов деструктивного поведения
4 0
4 3.4.
3.5.
Тьюторское сопровождение вопросов профилактики
4 0
4
Промежуточная аттестация по модулю
3 1
0 1 практическая работа
4.
Модуль 4. Оценка эффективности профилактической работы: критерии и показатели
0 0
0 4.1.
Анализ региональной и муниципальной нормативной базы
2 0
2 практическая работа
4.2.
Оценка эффективности управленческих механизмов на муниципальном уровне
4 0
4 практическая работа
4.3.
Оценка эффективности руководителей образовательных организаций, специалистов по воспитательной работе, классных руководителей
4 0
4 практическая работа
4.4.
Промежуточная аттестация по модулю
4 0
0 0 практическая работа
5.
Итоговая аттестация:
0 0
0 5.1.
Онлайн-консультирование слушателей
8 0
8 5.2.
Защита проекта
2 0
2 проект
Итого
72 30 42
2.2. Рабочая программа
Входной контроль ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа·Входной контроль осуществляется посредством тестирования.
Описание и критерии приведены в разделе 3. Формы аттестации и оценочные материалы
(входной контроль).
1. Модуль 1. Нормативно-правовые и научные основания воспитательной работы
образовательных организаций
1.1. Нормативно-правовое регулирование сферы воспитания и профилактической
работы с обучающимися ( лекция - 4 ч. )
Лекция·Обзор основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу воспитания и профилактики деструктивного обучающихся в образовательных организациях: положения
Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Указов Президента Российской
Федерации, иных нормативных актов Российской Федерации, касающиеся воспитания:
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг. (Утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 09.05.2017г. № 203); Федеральный закон от 29.12.2010 г.
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Указ
Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»; Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 (в ред. Указа
Президента РФ от 15.03.2021г. № 143); Стратегия государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666); Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: утверждены распоряжениям Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г.
№ 2403-р. Федеральные документы, определяющие направления профилактической работы в образовательных учреждениях. Положения Федеральных государственных образовательных стандартов, связанных с профилактикой девиантности. Обзор нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся воспитательной работы и профилактики деструктивного обучающихся в образовательных организациях: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», гарантирующий обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности и Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р; Федеральные государственные образовательные стандарты; Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р и План мероприятий по реализации в 2021-2025 гг.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р;
Национальный проект «Образование» и соответствующие федеральные проекты
(«Патриотическое воспитание»; «Волонтёрство»; «Выявление талантов»; «Социальные лифты для каждого» и др.).
1.2. Учет особенностей социализации современных детей и молодежи при
проектировании воспитательной работы ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Социально-психологический портрет современного детства и воспитательный идеал.
Общая характеристика факторов социализации подростков. Роль семьи в социализации детей и молодежи. Усиление воздействия медийно-информационной среды на социализацию
современных подростков.
1.3. Современные научные разработки в сфере воспитания ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Передовые научно-обоснованные разработки в области духовно-нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального, физического, эстетического, трудового, правого, экономического, экологического воспитания.
Самостоятельная работа·Поиск верифицированных источников о воспитании и воспитательной работе. Анализ способов организационной, информационной и методической поддержки педагогов по вопросам организации воспитательной деятельности. Определение критериев инновационного опыта в области воспитания.
1.4. Актуальные направления воспитательной работы образовательной организации ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Изучение современных воспитательных технологий в профориентационной работе образовательных организаций. Методы и средства оптимизации самовоспитания подростков.
Воспитательный ресурс ученического самоуправления. Технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности. Социоклубная деятельность и социально-педагогическая работа по месту жительства. Формирование медийно-информационной грамотности как направление воспитательной работы.
Педагогическая поддержка детей и молодежи из группы социального риска.
Самостоятельная работа·Изучение рабочих программ воспитания. Анализ планов воспитательной работы образовательных организаций. Изучение методов педагогического стимулирования, мотивации обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности, педагогических приемов включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в образовательной организации.
1.5. Промежуточная аттестация по модулю 1 ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа·Промежуточная аттестация по модулю 1 осуществляется посредством тестирования. Описание и критерии приведены в разделе 3. Формы аттестации и оценочные материалы (промежуточный контроль).
2. Модуль 2. Профилактика деструктивного поведения подростков и обучающейся
молодёжи
2.1. Феноменология деструктивного поведения ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Понятие и признаки деструктивного поведения. Причины деструктивного поведения
(средовые и персональные). Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения (механизм массовой передачи деструктивного опыта; механизм принятия модели деструктивного поведения под давлением референтных лиц; механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения; механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний; механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения; механизм осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание; «оппозиционный» механизм). Виды деструктивного поведения.
2.2. Отечественные и зарубежные подходы к профилактике деструктивного поведения
( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Анализ отечественных и зарубежных подходов к профилактике деструктивного поведения на основе изучения представленных материалов.
2.3. Межведомственное взаимодействие органов системы профилактики ( лекция - 4 ч. )
Лекция·Субъекты профилактики деструктивного поведения. Сами подростки как субъекты профилактики; семьи; образовательные организации; органы управления образованием; учреждения из сферы культуры; учреждения из сферы физической культуры и спорта; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; аппараты Уполномоченных по правам ребенка (федеральный и региональные, представители Уполномоченных в муниципалитетах); органы здравоохранения; органы социальной защиты; органы опеки и попечительства; правоохранительные органы; социально-ориентированные объединения
1.3. Современные научные разработки в сфере воспитания ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Передовые научно-обоснованные разработки в области духовно-нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального, физического, эстетического, трудового, правого, экономического, экологического воспитания.
Самостоятельная работа·Поиск верифицированных источников о воспитании и воспитательной работе. Анализ способов организационной, информационной и методической поддержки педагогов по вопросам организации воспитательной деятельности. Определение критериев инновационного опыта в области воспитания.
1.4. Актуальные направления воспитательной работы образовательной организации ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Изучение современных воспитательных технологий в профориентационной работе образовательных организаций. Методы и средства оптимизации самовоспитания подростков.
Воспитательный ресурс ученического самоуправления. Технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности. Социоклубная деятельность и социально-педагогическая работа по месту жительства. Формирование медийно-информационной грамотности как направление воспитательной работы.
Педагогическая поддержка детей и молодежи из группы социального риска.
Самостоятельная работа·Изучение рабочих программ воспитания. Анализ планов воспитательной работы образовательных организаций. Изучение методов педагогического стимулирования, мотивации обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности, педагогических приемов включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в образовательной организации.
1.5. Промежуточная аттестация по модулю 1 ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа·Промежуточная аттестация по модулю 1 осуществляется посредством тестирования. Описание и критерии приведены в разделе 3. Формы аттестации и оценочные материалы (промежуточный контроль).
2. Модуль 2. Профилактика деструктивного поведения подростков и обучающейся
молодёжи
2.1. Феноменология деструктивного поведения ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Понятие и признаки деструктивного поведения. Причины деструктивного поведения
(средовые и персональные). Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения (механизм массовой передачи деструктивного опыта; механизм принятия модели деструктивного поведения под давлением референтных лиц; механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения; механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний; механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения; механизм осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание; «оппозиционный» механизм). Виды деструктивного поведения.
2.2. Отечественные и зарубежные подходы к профилактике деструктивного поведения
( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Анализ отечественных и зарубежных подходов к профилактике деструктивного поведения на основе изучения представленных материалов.
2.3. Межведомственное взаимодействие органов системы профилактики ( лекция - 4 ч. )
Лекция·Субъекты профилактики деструктивного поведения. Сами подростки как субъекты профилактики; семьи; образовательные организации; органы управления образованием; учреждения из сферы культуры; учреждения из сферы физической культуры и спорта; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; аппараты Уполномоченных по правам ребенка (федеральный и региональные, представители Уполномоченных в муниципалитетах); органы здравоохранения; органы социальной защиты; органы опеки и попечительства; правоохранительные органы; социально-ориентированные объединения