Файл: Процессуальные формы надзорного производства и контроля над деятельностью судебных приставов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с определенным характером действий, которые судебный пристав должен осуществлять, предусмотрена профессиональная подготовка. После профессиональной подготовки судебные приставы имеют полное право на ношение и хранение специальных средств и соответственно, огнестрельного оружия. Это обеспечивается установленным порядком деятельности судов [25, с.467].

Нормативные правовые акты, которые регламентируют деятельность ФССП Российской Федерации:

  1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

  2. Федеральный закон «О судебных приставах» [7].

  3. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» [9].

  4. Федеральный закон «Об оружии» [8].

  5. Приказ ФССП России «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» [10] и другие.

Как и упоминалось ранее, правильное, своевременное и полное исполнение судебных актов, а также актов других органов является основной задачей судебных приставов. Таким судебным актам может быть предоставлено право возлагать на граждан, определенных организаций и бюджеты некоторых уровней обязанности по передаче другим организациям, гражданам или же в соответствующий бюджет денежных средств, иного имущества, совершения действий, воздержание от них, конечно же, в рамках настоящего закона.

Полное удовлетворение интересов взыскателя, которые основаны на исполнительном документе, являются целью исполнения. Конечно, полное удовлетворение таких интересов может быть только при определенном условии соблюдения интересов и законных прав организаций и граждан.

1.2 Процессуальные формы надзорного производства


Судебный пристав-исполнитель – активный участник исполнительно­го производства, имеющий достаточно большие полномочия. Между тем законом об исполнительном производстве, иными нормативными актами устанавливаются различные процессуальные формы контроля и надзора за его работой [24, с.73].

Поначалу понятия «надзор» и «контроль» представляются схожими. Вместе с тем, отличие объясняется разным характером проверки и полномочий, которыми располагают контрольные и надзорные органы [15, с.59].

Предмет надзора наряду с исполнением законов, представляющим собой активную деятельность по осуществлению предписаний закона, охватывает также и все иные формы реализации права, в том числе и соблюдение законов, которое обычно трактуется как следование запретам, установленным законом. Кроме того, отличие надзора от контроля всегда осуществляется извне по отношению к объектам иных систем. Это позволяет различать процессуальные формы надзора и контроля в исполнительном производстве и, в частности, за деятельностью судебного пристава – исполнителя.

Можно выделить отдельные процессуальные формы надзора в исполнительном производстве:

  1. Судебный надзор.

  2. Прокурорский надзор.

Судебный надзор – это процессуальная деятельность суда, в ходе которой проверяется соответствие деятельности органа, акта или же иного должностного лица [29, с.153].

Формы судебного надзора, как установленные нормами способы рассмотрения каких – либо вопросов, которые отнесены законодателем к сфере судебного контроля, регулируют определенные процессуальные органы, которые непосредственно присущи этим формам.

Разнообразие поставленных целей и задач, дает полное основание считать судебный надзор межотраслевым институтом. Это обусловлено многочисленностью форм.

Режим законности в функционировании исполнительных органов государственной власти и сфере организации, муниципальных и государственных служащих, а также должностных лиц, обеспечивается правосудием или же судебным контролем, которые в свою очередь, осуществляются судами.

В нормоконтроле заключается основное содержание судебного надзора в сфере публичного управления. Это значит, что уполномоченные лица или же граждане Российской Федерации могут оспорить индивидуальные и нормативные правовые акты в судах. Конституционный Суд Российской Федерации,

конституционные суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые суды, а также военные суды осуществляют определенную деятельность, которая способствует обеспечению законности осуществления местного самоуправления и государственного управления.

Субъектами судебного надзора являются:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также его некоторые полномочия.

  2. Суды общей юрисдикции и их осуществление функций в процессе разбирательства в судебном заседании.

Признавая некоторые акты незаконными, гражданский суд при рассмотрении исправляет их или же просто отменяет. Если происходит обнаружение нарушения законности в работе органов исполнительной власти, то выносится частное определение. Оно выносится судом. Законность действий этих органов по привлечению лица к административной ответственности проверяет суд. Административная ответственность относиться к делам об административных правонарушениях [20, с.284]. Это может быть мелкое хищение или же небольшое хулиганство. Если есть такая необходимость, то суд предоставляет свою оценку таким действиям такого органа и устраняет допущенные ошибки.

  1. Арбитражные суды [4].

При разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, арбитражные суды осуществляют судебную власть. Признание частично или же полностью акт недействительным, который не имеет нормативного характера – это специфика обеспечения арбитражного суда законности в сфере исполнительной власти.

Деятельность государственных федеральных органов прокуратуры – это прокурорский надзор. Эта деятельность осуществляется от имени Российской Федерации. Состоит она из проверки исполнения законов, которые действуют на данный момент на территории Российской Федерации.

Характеристика прокурорского надзора говорит о том, что нужно брать во внимание определенные факторы. Первый фактор регламентирует то, что вид надзора распространяется на все нормативно – правовые акты, которые обладают в полной мере юридической силы. В этом факторе и есть отличие от санитарного, административного, экологического и других инстанций, относительно прокурорского надзора.
Второй фактор говорит о том, что, несмотря на то, что прокурорский надзор охватывает множество нормативно – правовых актов, всеразличных законов, существуют некоторые обстоятельства, при которых органами управления некоммерческий и коммерческих организаций, их руководителями, гражданами, данный надзор не уполномочен распространять и затрагивать свою деятельность относительно высших органов исполнительной и законодательной властей. Следствием – за высшими должностными лицами государства.

1.3 Понятие судебного контроля и прокурорский надзор на стадии исполнительного производства


Судебный контроль – это соответствующий правовой институт, его специальный порядок осуществления правосудия. Вместе с расширением ревизионной практики судов в отношении должностных лиц и органов относительно вопросов, связанных с затрагиванием охраняемых прав и интересов, пришло понимание необходимости обособления отдельного института [12, с.164].

Под судебным контролем следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда, а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава – исполнителя и иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.

Судебный контроль в исполнительном производстве выражается, прежде всего, в том, что судебный пристав – исполнитель может совершать определенные процессуальные действия только при наличии санкции соответствующего суда [21, с.58].

Например, отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта судебный пристав – исполнитель может только на основании решения суда. Это регулируется 37 статьей ФЗ «Об исполнительном производстве». Право восстановить пропущенный срок предъявления исполнительного листа принадлежит только суду, на основании 23 статьи ФЗ «Об исполнительном производстве». Произвести замену выбывшей стороны исполнительного производства её правопреемником судебный пристав – исполнитель может только на основании судебного акта. Статья 52 ФЗ «Об исполнительном производстве» это регулирует. Прекращение исполнительного производства по основаниям, указанным в части 2 статьи 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав – исполнитель осуществляет только на основании соответствующего судебного акта.

Судебный контроль в исполнительном производстве проявляется и в обязанности суда рассматривать жалобы на постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия или же бездействия, а также рассматривать исковые заявления в случаях нарушения требований законодательства об исполнительном производстве [19, с.124].

Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приставов – исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие определенных законом государственных органов и должностных лиц, направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций.