Файл: Процессуальные формы надзорного производства и контроля над деятельностью судебных приставов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокурор выясняет:


  1. На установленном ли законом основании откладываются исполнительные действия и приостанавливаются исполнительные производства?


  2. Соблюдается ли срок совершения исполнительных действий (два месяца)?


  3. Налажен ли учет в службе исполнительных документов?


  4. Принимаются ли необходимые меры относительно розыска должника и его имущества?


  5. Соблюдается срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (три дня) и так далее?

В том случае, когда прокурором были выявлены какие – либо нарушения законов в деятельности судебных приставов, он направляет акт реагирования, в котором содержатся требования отменить или же изменить правовые акты, которые противоречат закону и устранить все выявленные нарушения установленного законодательства.

Согласно статье 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель прокурора или же сам прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Так как ни главный судебный пристав, ни старший судебный пристав не имеют никакого права отменить постановление судебного пристава – исполнителя, то протест прокурора не может принести какого – либо должного результата. Из этого следует то, что нужно обращаться в установленном законом порядке в суд. Заявление в данном случае будет являться некой формой обращения прокурора в суд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» органы юстиции должны осуществлять методическое и организационное руководство над деятельностью соответствующих служб судебных приставов. Из этого следует то, что органы юстиции правомочны устранить допущенные ими ошибки и правонарушения. Также, можно использовать и такое средство, как предостережение о не допустимости нарушения закона.

Служебный подлог, получение взятки, злоупотребление должностным полномочием – это все носит определенный уголовный характер. Прокурор возбуждает уголовное дело, если имеет место быть один из вышеперечисленных или же иных примеров. Возбуждение дела происходит относительно деятельности судебных приставов.


Четкое и правильное формулирование требований, исходя их положений законов, которые регулируют исполнительное производство, при составлении представлений и протестов обеспечит меры прокурорского реагирования более эффективными [16, с.57].

Прокурор, в ходе сложившихся обстоятельств может принять решение о принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда. В этом случае, прокурор устанавливает сокращенный срок. Ответ, который содержит отказ в удовлетворении протеста, дает полное право прокурору возможность обжаловать незаконное постановление в суд. Прокурор имеет полное право ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока, если ответ на протест по каким – то причинам будет задержан судебным приставом – исполнителем.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства судебными приставами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» и Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Мерами прокурорского реагирования прокуроры добиваются неукоснительного соблюдения судебными приставами – исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

Прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами вправе беспрепятственно посещать подразделения службы судебных приставов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов должностными лицами службы судебных приставов в связи с поступившими в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона [13, с.32].

В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов прокуроры особое внимание обращают на соблюдение принципов законности принимаемых решений, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства граждан, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника – гражданина и членов его семьи.

В ходе проверок жалоб на неправомерные действия или же бездействия судебных приставов – исполнителей прокуроры изучают неоконченные исполнительные производства в подразделениях судебных приставов по месту их нахождения. Изымать и истребовать эти производства в прокуратуру не допускается на основании п. 1.3 Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7.



В целях восстановления нарушенных прав граждан прокуроры применяют меры прокурорского реагирования, как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

При выявлении нарушений законодательства об исполнительном производстве прокуроры вносят представление Главному судебному приставу — субъекту Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей прокуроры приносят протесты вышестоящим должностным лицам в целях отмены этих постановлений. В случае невыполнения законных требований прокурора возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП Российской Федерации [3]. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании прокурор вносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

На основании ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокуроры вправе обращаться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлением о признании решений и действий или же бездействий судебных приставов – исполнителей, незаконными и о возмещении ими причиненного ущерба.

В целях защиты прав и законных интересов граждан прокуроры обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением судебными приставами – дознавателями требований уголовно-процессуального законодательства.

Контроль и надзор в исполнительном производстве направлен на обеспечение исполнения и соблюдения законов судебными приставами-исполнителями и другими участниками исполнительного производства, выявления нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве, принятие мер по восстановлению нарушенных прав субъектов исполнительного производства и привлечению виновных к ответственности [27, с.35].

Вышеуказанный надзор и контроль в исполнительном производстве осуществляется в различных процессуальных формах, различными органами и различными средствами реагирования на выявленные нарушения.

Контроль над соблюдением законодательства в исполнительном производстве осуществляется внутри Федеральной службы судебных приставов вышестоящими по отношении к судебному приставу – исполнителю должностными лицами [22, с.46]. Такой контроль называется ведомственным. В процессе этого контроля изучаются:


  1. Данные учета и отчетов работы судебных приставов.

  2. Проводятся проверки и ревизии деятельности подразделений судебных приставов.

  3. Обобщается и анализируется полученная информация.

  4. Проверяются поступающие жалобы на действия или же бездействия должностных лиц службы судебных приставов.

  5. Применяются различные формы реагирования на результаты указанного анализа.

Ведомственный контроль над исполнением законодательства в исполнительном производстве обеспечивается существующей централизованной системой соподчинения должностных лиц службы судебных приставов, которые наделены определенными властными полномочиями.

Главный судебный пристав Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов, в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы. Также он рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности. Статья 8 Федерального закона «О судебных приставах» говорит об этом.

В случае если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов России, нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации [26, с.56].

Контроль над ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства. Статья 34 ФЗ «Об исполнительном производстве» говорит об этом.

Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля над исполнением законодательства в исполнительном производстве установлены в статье 9 Федерального закона «О судебных приставах». В частности, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность, назначает и освобождает от должности судебных приставов, перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию, поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности, несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.


Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации определяет подразделение судебных приставов, в котором возбуждается сводное исполнительное производство, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов. При этом он осуществляет контроль над ведением такого исполнительного производства или возлагает его на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Старший судебный пристав, который возглавляет подразделение судебных приставов, организует и контролирует работу подразделения, координирует действия судебных приставов, утверждает некоторые постановления судебного пристава – исполнителя. Ведомственный контроль осуществляют также стороны исполнительного производства, представители сторон, органы государственного управления и местного самоуправления. Указанные лица имеют право подавать жалобы на действия или же бездействия судебного пристава – исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов и предъявлять иски по различным обстоятельствам, возникающим в отношениях по принудительному исполнению.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью обратить внимание на то, что судебные приставы очень важны и имеют высокую востребованность в государственной системе Российской Федерации. У них есть свои права и обязанности, есть основополагающие нормативные акты, которыми они подчиняются и стараются соблюдать все законные аспекты в ходе своей деятельности.

Но судебные приставы – это в первую очередь люди, а людям свойственно делать ошибки на бессознательном уровне или же с прямым умыслом [23, с.13]. Именно для поддержания правильного функционирования всех механизмов системы, которой подведомствены судебные приставы, были созданы судебный контроль и прокурорский надзор.

Судебный контроль и прокурорский надзор способен поддерживать высокий уровень законности в деятельности судебных приставов, но все имеет свои недостатки. Всегда можно что-либо дополнить, изменить или же улучшить. Как указывалось ранее, по мнению некоторых авторов, существует некоторые проблемы, решение которых позволит сделать вышеуказанный контроль и надзор еще более практичным и весьма эффективным.