Файл: Процессуальные формы надзорного производства и контроля над деятельностью судебных приставов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессуальное партнерство судов и судебных приставов – исполнителей складывается по нескольким направлениям:

  1. Суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения, то есть суд выполняет ряд процессуальных обя­занностей, которые затрагивают сферу исполнительного производства. Однако эти действия суда осуществляются в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства и определяются гражданско – процессуальными или арбитражно – процессуальными нормами, а не нормами исполнительного производства [11]. Например, заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению подается в суд, вынесший решение, или в суд по месту исполнения. Заявление рассматривается на судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока. На определение суда по вопросу о восстановлении срока может быть подана частная жалоба. Последнее регулируется статьей 432 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации [2].

  2. Суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава – исполнителя. В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа по месту нахождения судебного пристава – исполнителя в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия.

  3. Суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии – гражданской или арбитражной процессуальной формы.

Таким образом, судебный контроль в исполнительном производстве включает в себя три направления:

В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [6] внесены некоторые дополнения, где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов и осуществлением деятельности судебными приставами [13, с.49]. Делается это для повышения активности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов, которые регламентируют исполнение судебных решений.

В первую очередь, прокурор должен:

  1. В полной мере изучить различные законодательные акты, документы, которые регулируют деятельность службы судебных приставов. Он должен изучить законодательство.

  2. Соответствующие статистические данные он должен подвергнуть качественному анализу.

  3. На устранение выявленных недостатков и определенных ошибок в деятельности службы судебных приставов, он должен обратить должное внимание.


С учетом Генерального прокурора Российской Федерации, согласно которому обязанности по надзорному исполнению относительно законности в деятельности службы судебных приставов, проводятся необходимые проверки. Обязанности по надзорному исполнению производятся следующим образом:

  1. Управлением по надзорному производству за законностью постановлений судов по гражданским делам и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

  2. Управлением по надзорному производству за законностью правовых актов, а также за исполнением законов и структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

  3. Главным следственным управлением и структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

  4. Управлением по осуществлению непосредственного участия прокуроров в зале судебного заседания, в котором рассматривается арбитражное дело и структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

При осуществлении своих функций и должностных полномочий, прокурор должен брать во внимание охрану прав лиц, которые участвуют в исполнительном производстве в процессе надзорного производства относительно исполнения законов судебными приставами.

Прокурор выясняет в процессе проверки то, что:

  1. Соблюден ли установленный законом порядок обращения взыскания, на какое – либо имущество должника.

  2. Правомерно ли, с точки зрения закона, наложено какое – либо взыскание за неисполнение решения суда.

  3. Имеют ли место на самом деле нарушение в части обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства или же наложение ареста.

  4. Выполняются ли в полной мере необходимые действия судебным приставом – исполнителем, требование по розыску имущества или же должника.

  5. Соблюдаются ли все установленные законом требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

  6. Соблюдаются ли все установленные законом требования относительно наложения ареста на имущества должника и о его непосредственной реализации.

  7. Допускаются ли некоторые нарушения в части привлечения должностных лиц и виновных граждан к ответственности за их невыполнение требований, установленных законом.

  8. Какие результаты обжалований действий судебных приставов – исполнителей, рассмотрения жалоб и заявлений должностных лиц, организаций, граждан на определенные действия судебных приставов.


Отдельное внимание прокурор должен обращать на исполнительное производство, в рамках которого незамедлительное исполнение требований предусмотрено ФЗ «Об исполнительном производстве» или же исполнительным документом. Также, внимание следует обращать на защиту трудовых прав, это может быть взыскание заработной платы или же восстановление на работе и на очередность удовлетворения всех требований взыскателя.

В том случае, когда происходит неисполнение должником исполнительного документа о восстановлении на работе переведенного работника или же уволенного, не в соответствии с законом, судебный пристав, обращается в суд с заявлением, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, который предусмотрен гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, разницы в заработке за все время, с того дня, когда было вынесено решение о восстановлении работника. Также определение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, весьма подходит в данном случае.

На этой стадии работники прокуратуры не только могут воздействовать на взыскателя для принуждения к предъявлению исполнительного документа к непосредственному исполнению, но и проверяет, соблюдение трехдневного срока с того момента, когда были предъявлены исполнительные документы в службу судебных приставов.

В тех случаях, когда неисполнение решения может нанести некоторый ущерб определенным интересам групп людей, участие прокурора в таком исполнительном производстве весьма необходимо. Также, когда в некоторых действиях должника или же взыскателя прослеживаются определенные признаки преступления и при взыскании по делам, которые связаны с банкротством «финансовых пирамид».

Особую сложность представляет выявление вышеописанных нарушений. Исходя из этого, можно предположить, что необходимо очень серьезно подойти к анализу жалоб организаций и граждан, тех сведений, которые публикуются в Средствах Массовой Информации, отчетности службы судебных приставов и судебных органов. Иной информации, которая может в полной мере содержать необходимые сведения.

Когда вынесенное решение, не было ли передано для принудительного исполнения или же не было исполнено добровольно, прокурор должен выделять повышенное внимание. Проверку целесообразно проводить тогда, когда было утверждено решение суда по вопросам относительно исполнительного производства. Возможно и проведение проверки в случае, когда отказ от взыскания был утвержден судом.


К сожалению, орган, в котором были бы сосредоточены и совокуплены все данные, об исполнении каждого вынесенного решения отсутствует. Это затрудняет выяснение вышеизложенных обстоятельств. Данные о предъявлении решений к принудительному исполнению, находятся у службы судебных приставов, а сведения о вынесенных решениях находятся в суде. Задачей же органов прокуратуры является определенная конгломерация вышеуказанных сведений для дальнейшего выявление нарушений.

Помимо этого, прокурор еще проверяет соблюдение установленных законом сроков совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа и возбуждения исполнительных производств. Также, следует выяснить, направляются ли копии постановлений заинтересованным сторонам, и устанавливается ли срок для добровольного исполнения должником, установленных законом в исполнительном документе соответствующих требований.

Следует в обязательном порядке проверить:


  1. Соблюдается ли порядок, установленный законом совершения исполнительных производств?


  2. Обосновано ли были возвращены исполнительные документы. Бывает, что возвращают исполнительные документы по мнимым основаниям?


  3. Каким образом выполняются требования по розыску должника и его имущества?


  4. Своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места работы или же места жительства?

Отдельное внимание заслуживает правильная оценка законности действий судебного пристава – исполнителя по рассрочке исполнения судебных актов или же актов других органов по изменению порядка их изменения и способы, окончания исполнительного производства или его прекращение. Оценка по отсрочке занимает такое же важное положение, как и рассрочка.

Прокурор устанавливает:


  1. Каким образом происходит распределение и реализация взысканных денежных сумм?


  2. Каковы способы его реализации и оценки?


  3. Соблюдается ли срок обращения взыскания на имущество должника и порядок, установленный законом?


Рассмотрение жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий, анализ правовых мер, которые приняты территориальными органами юстиции по фактам, допущенных нарушений прав граждан, прокурором изучается работа в службах судебных приставов по вышеуказанным действиям.

Надзор за разрешением и рассмотрением судами вопросов, относительно исполнительного производства, обладает определенной спецификой.

Подразделения службы судебных приставов подразумеваются как органы принудительного исполнения. Отражение этого можно выявить в статье 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Очень важно произвести проверку службы судебных приставов, относительно вопросов выхода за рамки, предоставленных им установленным законом законных полномочий.

Если в прокуратуру поступила жалоба на бездействие или определенные действия судебного пристава – исполнителя, прокурор имеет полно право на вызов данного должностного лица, которое фигурирует в жалобе, для дачи объяснений. Он может потребовать исполнительное производство с целью ознакомления и изучения. Также, может потребовать претензии к содержанию, которого высказаны заявителем.

О противоправном бездействии или действии судебных приставов могут быть получены сведения от:

  1. Граждан, интересы и права которых были ущемлены и нарушены.

  2. От средств массовой информации.

  3. Банковских учреждений.

  4. Руководителей предприятий, учреждений, организаций.

  5. Финансовых, судебных или же налоговых органов.

  6. Территориальных органов юстиции.

Достоверность поступивших сведений о нарушениях законности, которые были допущены, должны подвергаться исследованию в самом начале проверки.

Прокурор имеет полное право на вызов судебного пристава – исполнителя для дачи объяснений, которые касаются установления каких – либо данных, получение определенных сведений об исполнительном производстве.

Необходимо ознакомится с реестром дел, который ведется в службе судебных приставов, потребовать этот реестр, с последующим ознакомлением следующих материалов:

  1. Отчетно – статистические документы.

  2. Журнал учета исполнительных производств.

  3. Журналы регистрации исходящей и входящей корреспонденции.

  4. Книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов.

  5. Журнал регистрации заявлений и жалоб.