ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экспертно-криминалистическая профилактика. Ее предмет строится с учетом требований уголовно-процессуального закона, специфики криминалистики как науки и особенностей ее задач. При этом криминалистика не посягает на профилактические аспекты предмета других наук криминалистического цикла (криминологии, уголовного права и уголовного процесса).
Общей задачей криминалистической профилактики является постоянное совершенствование научно-технических средств, тактических приемов и методов расследования преступлений, повышающих эффективность и научно-методический уровень расследования в целом. Это одна из важных и основных профилактических задач криминалистики, создающая благоприятные условия для раскрытия большинства совершаемых преступлений. Вместе с тем решение указанной общей задачи немыслимо без реализации других более частных задач криминалистической профилактики. К их числу можно отнести следующие задачи и направления криминалистической профилактической деятельности:
1) разработка и совершенствование методов и приемов выявления причин преступлений и способствующих им условий с учетом их криминологических и криминалистических особенностей;
2) выделение в каждом случае расследования объектов криминалистическо-профилактического изучения и соответствующего воздействия в рамках процесса расследования и вне его (по результатам расследования);
3) выявление и исследование особенностей типичных следственных ситуаций профилактического характера, складывающихся при расследовании. Выработка на их основе главных направлений криминалистической деятельности по предупреждению преступлений;
4) определение примерного комплекса профилактических криминалистических мер по защите различного рода объектов от преступного посягательства, наиболее действенных в каждой из выделенных ситуаций;
5) разработка мер пресечения начавшегося и предупреждения готовящегося преступления.
Именно комплекс данных задач, могущих быть решенными специфическими криминалистическими методами и средствами, определяет предмет криминалистической научной и практической деятельности по предупреждению преступлений. Более того, научно-методическое обеспечение решения вопросов предупреждения является одной из важных задач криминалистики.
В криминалистической профилактике можно выделить общеметодические аспекты профилактики, приемы следственного предупреждения преступлений и приемы экспертно-криминалис-тической профилактики.
32. Порядок осуществления профилактической деятельности сотрудниками экспертных учреждений
В целом профилактическую деятельность, осуществляемую в процессуальной и непроцессуальной формах, можно представить состоящей из следующих четырех стадий:
выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
разработка и обоснование профилактических предложений;
внедрение разработанных профилактических предложений;
выяснение хода реализации профилактических предложений.
На первой стадии сотрудник криминалистического подразделения выполняет следующие функции:
выступает как специалист при производстве следственных действий;
консультирует следователя при формулировании вопросов, подлежащих разрешению путем производства экспертизы;
проводит криминалистическую экспертизу, в ходе которой выявляет по заданию следователя или по собственной инициативе обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
разрабатывает соответствующие рекомендации;
обобщает и анализирует материалы экспертной практики;
изучает практику применения криминалистических средств и методов по заданиям оперативных аппаратов;
проводит теоретические и экспериментальные исследования по проблемам профилактики преступлений.
На второй стадии на основе выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, сотрудником ЭКП и следователем разрабатываются, обосновываются и формулируются профилактические рекомендации*.
На следующей стадии (внедрение разработанных профилактических предложений) следователь вносит мотивированное представление в соответствующий орган; руководитель оперативной службы принимает соответствующие меры (если по его заданию проводился анализ практики применения криминалистических средств и методов с целью разработки профилактических предложений).
На стадии выяснения хода реализации профилактических предложений следователь информирует соответствующего сотрудника криминалистического подразделения (его руководителя) о результатах реализации профилактических предложений; в противном случае сотрудник ЭКП обязан сам запросить у следователя информацию о принятых мерах.
33. Общая характеристика законов развития современной науки
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.
Процесс дифференциации,отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.
В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»).
Процесс интеграции. Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции— объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре
) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.
В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания.) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.
Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого – Вселенной.
Таким образом, современная наука опирается на такие подходы и методы исследовательской деятельности, как интегративный, междисциплинарный, комплексный, системный способы. К их числу относится и эволюционный подход, который в современной науке приобрел статус глобального эволюционизма.
Характерной особенностью современной науки является то, что она превращается в сложный и непрерывно растущий социальный организм, в наиболее динамичную, подвижную, производительную силу общества.
Развитие науки становится теперь исходным пунктом для революционирования практики, для создания новых отраслей производства. Наука становится производительной силой общества, что проявляется в глубоких изменениях во взаимоотношениях науки и производства.
Общей задачей криминалистической профилактики является постоянное совершенствование научно-технических средств, тактических приемов и методов расследования преступлений, повышающих эффективность и научно-методический уровень расследования в целом. Это одна из важных и основных профилактических задач криминалистики, создающая благоприятные условия для раскрытия большинства совершаемых преступлений. Вместе с тем решение указанной общей задачи немыслимо без реализации других более частных задач криминалистической профилактики. К их числу можно отнести следующие задачи и направления криминалистической профилактической деятельности:
1) разработка и совершенствование методов и приемов выявления причин преступлений и способствующих им условий с учетом их криминологических и криминалистических особенностей;
2) выделение в каждом случае расследования объектов криминалистическо-профилактического изучения и соответствующего воздействия в рамках процесса расследования и вне его (по результатам расследования);
3) выявление и исследование особенностей типичных следственных ситуаций профилактического характера, складывающихся при расследовании. Выработка на их основе главных направлений криминалистической деятельности по предупреждению преступлений;
4) определение примерного комплекса профилактических криминалистических мер по защите различного рода объектов от преступного посягательства, наиболее действенных в каждой из выделенных ситуаций;
5) разработка мер пресечения начавшегося и предупреждения готовящегося преступления.
Именно комплекс данных задач, могущих быть решенными специфическими криминалистическими методами и средствами, определяет предмет криминалистической научной и практической деятельности по предупреждению преступлений. Более того, научно-методическое обеспечение решения вопросов предупреждения является одной из важных задач криминалистики.
В криминалистической профилактике можно выделить общеметодические аспекты профилактики, приемы следственного предупреждения преступлений и приемы экспертно-криминалис-тической профилактики.
32. Порядок осуществления профилактической деятельности сотрудниками экспертных учреждений
В целом профилактическую деятельность, осуществляемую в процессуальной и непроцессуальной формах, можно представить состоящей из следующих четырех стадий:
выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
разработка и обоснование профилактических предложений;
внедрение разработанных профилактических предложений;
выяснение хода реализации профилактических предложений.
На первой стадии сотрудник криминалистического подразделения выполняет следующие функции:
выступает как специалист при производстве следственных действий;
консультирует следователя при формулировании вопросов, подлежащих разрешению путем производства экспертизы;
проводит криминалистическую экспертизу, в ходе которой выявляет по заданию следователя или по собственной инициативе обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
разрабатывает соответствующие рекомендации;
обобщает и анализирует материалы экспертной практики;
изучает практику применения криминалистических средств и методов по заданиям оперативных аппаратов;
проводит теоретические и экспериментальные исследования по проблемам профилактики преступлений.
На второй стадии на основе выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, сотрудником ЭКП и следователем разрабатываются, обосновываются и формулируются профилактические рекомендации*.
На следующей стадии (внедрение разработанных профилактических предложений) следователь вносит мотивированное представление в соответствующий орган; руководитель оперативной службы принимает соответствующие меры (если по его заданию проводился анализ практики применения криминалистических средств и методов с целью разработки профилактических предложений).
На стадии выяснения хода реализации профилактических предложений следователь информирует соответствующего сотрудника криминалистического подразделения (его руководителя) о результатах реализации профилактических предложений; в противном случае сотрудник ЭКП обязан сам запросить у следователя информацию о принятых мерах.
33. Общая характеристика законов развития современной науки
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.
Процесс дифференциации,отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.
В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»).
Процесс интеграции. Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции— объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре
) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.
В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания.) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.
Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого – Вселенной.
Таким образом, современная наука опирается на такие подходы и методы исследовательской деятельности, как интегративный, междисциплинарный, комплексный, системный способы. К их числу относится и эволюционный подход, который в современной науке приобрел статус глобального эволюционизма.
Характерной особенностью современной науки является то, что она превращается в сложный и непрерывно растущий социальный организм, в наиболее динамичную, подвижную, производительную силу общества.
Развитие науки становится теперь исходным пунктом для революционирования практики, для создания новых отраслей производства. Наука становится производительной силой общества, что проявляется в глубоких изменениях во взаимоотношениях науки и производства.