Файл: 1 Понятие и сущность специальных знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  6. Обобщение - это определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.
  7. Абстрагирование - это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и явлений, выделение некоторых свойств, интересующих ученого. Ярким примером абстрактного объекта является идеальный газ, который используется как модель газа в физике, термодинамике и т.д.


83. Психологические основы экспертной деятельности.

Новое, недостаточно разработанное направление юридической психологии. Судебно-экспертная деятельность, исходя из ее места в уголовном/гражданском процессе, призвана выявлять новые доказательственные факты в результате применения специальных познаний к объекту исследования. Главной особенностью, отличающей С.Э. от иных видов применения специальных познаний (например, научного исследования), является регламентация деятельности эксперта нормами УПК, ГПК и АПК РФ, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В частности, эксперт наделен правами и обязанностями, содержание и структура его заключения определена соответствующими статьями указанных законодательных актов. Кроме того, в своей деятельности эксперт освобожден от функции сбора материала, являющегося объектом исследования, но, при этом, сохраняет относительную самостоятельность в определении и выборе видов и методов исследования. Особой отличительной чертой С.Э. является ее ретроспективный характер. Так, в результате исследования объектов, предоставленных в распоряжение эксперта, устанавливаются доказательственные факты, позволяющие воссоздать действительную картину происходивших в прошлом событий. Одним из отличительных признаков С.Э. является наличие специального субъекта экспертизы, которым является лицо, назначенное для ее производства и удовлетворяющее определенным требованиям (главные из них – компетентность и незаинтересованность в исходе дела). При этом судебный эксперт как субъект судебно-экспертной деятельности может выступать одновременно в трех ипостасях: как носитель специальных познаний (собственно эксперта); как исполнитель процессуальной роли эксперта (будучи назначенным органом, вынесшим постановление/определение о назначении экспертизы); как представитель экспертной профессии (если он является сотрудником государственного экспертного учреждения). Судебно-экспертная деятельность осуществляется главным образом посредством познавательной, конструктивной, организационной и коммуникативной деятельности. Особенностью познавательной деятельности эксперта является ее, как правило, прикладной характер. Во-первых, проводимые исследования осуществляются для решения конкретных задач, вытекающих из поставленных органом, назначившим С.Э., вопросов. Во-вторых, познавательная деятельность эксперта направлена на обнаружение конкретных явлений/свойств исследуемого объекта в то время, как общие закономерности данных явлений/свойств эксперту, как носителю специальных познаний, известны до проведения исследования. Т.е. проводимое в ходе экспертизы исследование призвано только подтвердить наличие или отсутствие искомого явления/свойства в исследуемом объекте и сделать доступным для восприятия. В-третьих, задача экспертного исследования заключается в установлении доказательственных фактов в отношении событий, уже происшедших и возникновение которых могло быть следствием самых разнообразных причин. Конструктивная деятельность эксперта предполагает планирование предстоящей экспертной деятельности. Она включает в себя в рамках конкретной экспертизы планирование предстоящих исследований, их последовательности, методики исследования, необходимых экспериментов. В тех случаях, когда экспертная деятельность является для носителя специальных познаний профессиональной, конструктивная деятельность имеет и перспективную направленность: планирование выполнения других экспертных исследований, находящихся в его производстве, осуществления иных функций, вытекающих из специфики экспертной деятельности (профилактической, методической, консультативной работы). С конструктивной деятельностью тесно связана и организационная деятельность эксперта. Особое значение

организационная деятельность имеет в тех случаях, когда экспертиза проводится комиссионно и/или комплексно и в ее производстве участвуют несколько специалистов одной или различных специальностей, что требует координации как при проведении необходимых исследований, так и при составлении заключения. Коммуникативная деятельность эксперта, в отличие от других видов профессиональной деятельности, связанных с отправлением правосудия (следователя, судьи, защитника), проявляется в меньшей степени (особенно если речь идет о криминалистической, судебно-автотехнической, судебно-химической, почерковедческой и иных классах и родах экспертиз). Тем не менее, взаимодействие с участниками уголовного/гражданского процесса является необходимым компонентом судебно-экспертной деятельности. Неизмеримо повышается роль коммуникативной деятельности эксперта, если речь идет об экспертизе живых лиц (судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической). Одной из актуальных и далеко не разрешенных в психологии С.Э. является проблема оценки результатов экспертного исследования, формирования экспертного решения, материализуемого в виде процессуального документа - заключения эксперта. Не менее важным является вопрос оценки заключения судебного эксперта органом, назначившем экспертизу, а также, в конечном счете, - судом. Специфика судебно-экспертной деятельности предъявляет особые требования к судебному эксперту, что обусловливает развитие направления профессионального отбора и обучения.
(С.С. Шипшин)

84. Познавательная деятельность эксперта, ее внешние и внутренние факторы.

Познавательная деятельность. Познание - это не только процесс накопления знаний, мысленная обра­ботка полученной информации для формирования пра­вильного представления об определенных объектах, но и система деятельности, обеспечивающая развитие са­мого процесса познания. Процесс познания, являясь по своей природе объективным, в то же время связан с большим количеством факторов, со своими непосред­ственными задачами и целями2.

Главной задачей познавательной деятельности явля­ется получение достоверного знания, адекватно отра­жающего познаваемый объект. Особенность этого зна­ния заключается в возможности проверки правильно­сти полученных объективных знаний.


Познавательная деятельность осуществляется экс­пертом на основе внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов.

Эта деятельность имеет своим содержанием поэтап­ное решение мыслительных задач.

Первый этап — осознание поставленного перед экс­пертом вопроса. Он включает изучение вопроса с точ­ки зрения его правильной постановки, соответствия специализации эксперта. Наряду с этим устанавлива­ется возможность или необходимость постановки и других вопросов в пределах поставленной задачи для получения наиболее полной информации об объекте ис­следования.

Второй этап - анализ условий задачи. Этот этап включает выяснение, всей ли необходимой совокупно­стью данных эксперт располагает или необходимо про­вести поиск еще и других данных; определение связей между условиями задачи и ее требованиями. Заверша­ется этап выработкой плана решения задачи. Эксперт проводит осмотр и предварительное исследование пред­ставленных объектов, определяет необходимость допол­нительных материалов, например образцов для сравнения,

выбирает оптимальную методику исследования, определяет виды исследований, которые ему необходи­мо будет провести.

Третий этап - само решение мыслительной задачи. Эксперт выполняет запланированные им исследования, анализирует их результаты и формирует убеждение в пра­вильности достигнутого решения поставленной задачи.

В ходе экспертных исследований возникает два типа задач: задачи, включающие в себя формализованные признаки, и творческие задачи, в которых такие при­знаки отсутствуют1.

К первому типу относятся задачи, в которых эксперт на основе опыта, профессиональных знаний и вырабо­танных на их основе расчетов, алгоритмов; узнает одну из известных ему схем решения задачи. К таким ти­пам задач относятся вопросы, решаемые при производ­стве дактилоскопических и ряда других традиционных криминалистических экспертиз.

К второму типу относятся задачи, для решения ко­торых знания методики проведения экспертизы само по себе еще не достаточно (проблемная ситуация). Это за­дача эвристического типа, для решения которой эксперт на основе специальных познаний и опыта должен сам определить, какие действия ему необходимо провести.

Эвристическое мышление дает возможность выявить в предметах, входящих в проблемную ситуацию, сла­бо выраженные или скрытые (латентные) признаки. Решение творческой (эвристической) задачи заключа­ется в том, чтобы обнаружить (выявить) эти скрытые свойства. Такой подход имеет место при производстве почерковедческих экспертиз, особенно подписей, ког­да эксперту на основе выявленных им отдельных час­тных признаков удается предопределить вывод о вы­полнении их определенным лицом, образцы почерка которого представлены для сравнения.


В познавательной деятельности судебного эксперта значительную роль играет моделирование в целях «за­мещения» исследуемого объекта его моделью как бо­лее доступной для исследования.

Моделирование представляет собой научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определен­ных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое знание1. Данный метод применяется в тех ситуациях, когда объект исследования или недоступен, или трудно доступен для непосредственного познания, или нет возможности изучить свойства ис­следуемого объекта в чистом виде. Так, при производ­стве трасологических экспертиз предметом исследова­ния становятся чаще всего модели (отображения) ис­следуемых вещественных доказательств. И уже с мо­делями, а не с самими вещественными доказательства­ми, осуществляются эксперименты в целях познания механизма следообразования.

Важную роль в познавательной деятельности судеб­ного эксперта играет наблюдение, непосредственной ос­новой которого является восприятие. Психология оп­ределяет наблюдение как «...длительное целенаправ­ленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обоб­щением полученных данных»2.
85. Конструктивная деятельность эксперта, ее этапы.

Конструктивная деятельность эксперта заключается в планировании им своей работы. В процессе планиро­вания предварительно создается деятельность в пред­ставлениях планирующего, которая позднее осуществ­ляется в реальных действиях
1. В планировании, как необходимой предпосылке любой деятельности, уча­ствуют все познавательные психические процессы, в частности восприятие, память, воображение, мышле­ние и т.д.

Конструктивная деятельность эксперта включает в себя планирование:

- содержания предстоящих исследований;

- последовательности и методики исследований;

- необходимых экспериментов
2. Планирование, осуществляемое экспертом в процес­се конструктивной деятельности, может быть подраз­делено на перспективное, текущее и планирование производства конкретной экспертизы. Перспективное планирование осуществляется в рам­ках общего плана экспертного учреждения, в котором работает эксперт. Текущее планирование осуществляется экспертом с учетом находящихся в его производстве экспертиз и других заданий. Обычно оно охватывает сравнительно небольшой период времени (неделя, месяц). Планирование производства конкретной экспертизы включает ряд этапов.