Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Назначение международных финансово-кредитных институтов
1.2. Общая характеристика международных финансово-кредитных институтов
Глава 2. Оценка эффективности сотрудничества России с финансово-кредитными институтами
2.1. Развитие сотрудничества России с МВФ
В данную организацию обращаются те страны, которые не соответствуют критериям получения займов в МБРР. Основной критерий получения кредита от МАР заключается в том. чтобы в стране-заемщике годовой ВВП на душу населения составлял не более 1 165 долларов.
Кредитование осуществляется в форме долгосрочных кредитов, как с совместным финансированием. так и без него. Срок погашения таких кредитов составляет 50 лет первые 10 лет считаются льготными, то есть страна-заемщик в течение этого периода времени не выплачивает кредит. Следующие 10 лет страна выплачивает 1% в год от суммы долга, а по прошествии 20 лет и до окончания срока кредита - 3% в год. Особенность кредитов состоит в том, что проценты по ним не начисляются, но есть оговорка: если заемщик просрочил оплату, он платит 0.75% от просроченной суммы. В 2016 г. критериям для получения помощи МАР соответствовали 77 стран[16].
Международная финансовая корпорация (IFC) работает исключительно с частным сектором экономик развивающихся стран. Своей основной задачей Международная финансовая корпорация видит решение проблемы бедности в глобальном масштабе, а также обеспечение достойного уровня жизни. Для реализации этой задачи IFC предоставляет займы, осуществляет инвестиции в акционерный капитал предприятий и оказывает консультационные услуга в целях привлечения инвестиций из других источников в предприятия частного сектора развивающихся стран, оказывает помощь в создании продуктивных рабочих мест и предоставлении необходимых услуг бедным и незащищенным группам населения[17].
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA) предоставляет инвесторам и кредиторам страхование политических рисков и услуга повышения качества кредитов в целях содействия по прямому иностранному инвестированию в развивающиеся страны: привлекает иностранные инвестиции и страховщиков в экономику развивающихся стран. Агентство было создано в дополнение к государственным и частным источникам страхования инвестиций от некоммерческих рисков в развивающихся странах.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) обеспечивает международные механизмы урегулирования и арбитражного рассмотрения инвестиционных споров.
Всемирный банк осуществляет миллиардные проекты, целями которых являются:
1) развитие человеческого капитала» (искоренение нужда и голода, повышение уровня жизни и ликвидация бедности, образование, здравоохранение);
2) обеспечение проведения мероприятий социально-экономического развитая, не наносящих вред окружающей среде;
3) создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию частного сектора.
Однако для предоставления средств странам-заемщикам необходимо выполнить рад жестких требований, в том числе, применить программы структурной коррекции (часто это связано с приватизацией. либерализацией экономики и торговли снижением социальных расходов и прочим). По мнению Всемирного банка, требуемые мероприятия должны создавать благоприятный климат для иностранных инвесторов и движения товаров, услуг и финансов через национальные границы.
Предоставленная Всемирным банком в течение 2014-2016 гг. поддержка регионам увеличивается Однако, в 2017 г. общий объем предоставленных
средств (табл. 1) составляет в 2017 г. 43 583 млн. долл. США, что на 1,8 % ниже, чем в 2014 г. и на 11,13% ниже, чем в 2016 г.
Таблица 1
Финансирование, предоставленное Группой Всемирного банка странам-партнерам. в разбивке по финансовым годам, млн. долл. США
Наименование показателей |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Группа Всемирного Банка |
||||
Зарезервированные средства |
58190 |
59776 |
64185 |
61783 |
Предоставленные средства |
44398 |
44582 |
49039 |
43583 |
МБРР |
||||
Зарезервированные средства |
18504 |
23528 |
29729 |
22611 |
Предоставленные средства |
18761 |
19012 |
22532 |
17861 |
MAP/IDA |
||||
Зарезервированные средства |
22239 |
18966 |
16171 |
19513 |
Предоставленные средства |
13432 |
12905 |
13191 |
12718 |
IFC |
||||
Зарезервированные средства |
9967 |
10539 |
11117 |
11854 |
Предоставленные средства |
8904 |
9264 |
9953 |
10335 |
MIGA |
||||
Общий объем страхового покрытия |
3155 |
2828 |
4258 |
4842 |
Зарезервированные средства |
4225 |
3914 |
2910 |
2962 |
Предоставленные средства |
3301 |
3401 |
3363 |
2919 |
На протяжении 2014-2017 гг. происходит уменьшение объемов предоставленных средств к числу зарезервированных – с 76 % в 2014 г. до 71 % в 2017 г., следовательно, увеличивается количество стран, которые не могут полностью выполнить вышеупомянутые требования поставленные всемирным банком (данные меры могут негативно сказаться на местном населении и только усугубить экономическую ситуацию страны).
Тем не менее, недостаток финансовых средств вынуждает развивающиеся страны выполнять требования Всемирного банка - большую часть предоставленных средств на 2017 г. получили развивающиеся страны среднего уровня развитая (МБРР 43%). Не смотря на то. что призванием Всемирного банка является борьба с бедностью, беднейшим странам представлено меньше кредитов (МАР 29%), почти на уровне IFC (21%).
В настоящее время деятельность Всемирного банка осуществляется через 135 представительств во всем мире. Расширение присутствия в странах-клиентах позволяет Банку лучше понять их нужды, более эффективно сотрудничать с ними и обеспечить более оперативное предоставление услуг своим партнерам в этих странах (табл. 2).
Таблица 2
Зарезервированные средства, 2017 г., млн. долл. США
Регион |
МБРР |
MAP |
Всего МАР |
Всего МБРР/МАР, |
Африка |
1 163 |
10 679 |
11 342 |
23 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион |
4 404 |
2 703 |
7 107 |
17 |
Европа и Центральная Азия |
4 569 |
739 |
5 308 |
13 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
5 373 |
503 |
5 876 |
14 |
Ближний Восток и Северная Африка |
4 869 |
1 011 |
5 830 |
14 |
Южная Азия |
2 233 |
3 828 |
6 061 |
14 |
Всего |
22 611 |
19 463 |
42 074 |
100 |
Около 23% денежных средств МБРР / МАР предполагалось предоставить в 2017 г. африканским государствам, где сконцентрированы наибольшее количество беднейших государств (МАР 10 679 млн. долл. США). Для Южной Азин, где также большинство населения региона живут за чертой бедности. МАР запланировала выдать кредитов и займов на сумму 3 828 млн. долл. США. Остальные регионы, где находятся преимущественно развивающиеся страны среднего уровня развития, предполагалось финансировать большей степени за счет средств МБРР: Восточно-Азиатский и Тихоокеанский регион – 4 404 млн. долл. США. Европа и Центральная Азия – 4 569 млн. долл. США, Латинская Америка 5 373 млн. долл. США. Для Ближневосточных и североафриканских стран планировалась 14 % всех займов и кредитов от МБРР и МАР. Причем наибольшая часть резервировалась для стран со средним уровнем экономики.
Общая доля зарезервированных средств, предоставленных группой Всемирного банка для правительств стран со средним уровнем дохода и правительств платежеспособных стран с низким уровнем дохода составили 55%, а беспроцентные займы (кредита) и гранты правительствам беднейших стран зарезервированы на уровне 45%.
Структура реально предоставленных средств (таблица 3) несколько отличается от зарезервированных.
Таблица 3
Предоставленные средства в 2017 г., млн.долл.США
Регион |
МБРР |
MAP |
Всего МАР |
Всего МБРР/ МАР, доля в % |
Африка |
427 |
6 623 |
7 050 |
23 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион |
3 961 |
1 145 |
5 106 |
17 |
Европа и Центральная Азия |
2 799 |
310 |
3 109 |
10 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
3 885 |
229 |
4 114 |
13 |
Ближний Восток и Северная Африка |
5 335 |
391 |
5 726 |
19 |
Южная Азия |
1 454 |
3 970 |
5 424 |
13 |
Всего |
17 361 |
12 668 |
30 529 |
100 |
Во-первых, общая сумма финансирования по МБРР и МАР уменьшилась и составила 73% от запланированных, причем в большей степени снижение реального кредитования затронула беднейшие страны (66% средств от запланированных). Во-вторых, структура кредитования также изменилась: величина реальных заимствований Африки уменьшилось (доля составляет 23%), а Латинской Америки, наоборот увеличилось, и в абсолютном выражении, и в структуре.
Рассмотрим основные страны, привлекаемые денежные средства всемирного банка (табл. 4). Первое место по МБРР занимает Китай и Индия, по МАР - Бангладеш и Индия. Как мы видим, Индия присутствует и там и там, потому что она имеет право на получение кредитных ресурсов МАР в силу своих низких доходов в расчете на душу населения, являясь, однако, достаточно кредитоспособным и для того, чтобы получать определенные ресурсы от МБРР (такие страны называют «смешанными заемщиками»).
Таблица 4
10 стран – крупнейших заемщиков, млн. долл. США
МБРР |
MAP |
||
Страна |
Объем зарезервированных средств |
Страна |
Объем зарезервированных средств |
Индия |
2098 |
Бангладеш |
1924 |
Китай |
1882 |
Индия |
1687 |
Колумбия |
1400 |
Эфиопия |
1395 |
Египет |
1400 |
Пакистан |
1351 |
Украина |
1345 |
Кения |
1305 |
Аргентина |
1337 |
Нигерия |
975 |
Турция |
1150 |
Танзания |
883 |
Марокко |
1055 |
Вьетнам |
784 |
Индонезия |
1000 |
Мьянма |
700 |
Польша |
966 |
Гана |
680 |
Большинство стран-заемщиков представленной десятки (таблица 4), используя средства Всемирного банка достаточно продолжительный срок показывают устойчивый рост экономик. Так по прогнозам экспертов PwC именно Китай и Индия 2050 г. станут лидерами по объемам ВВП и паритету покупательской способности. Кроме того, еще три развивающихся страны из числа заемщиков: Нигерия, Вьетнам и Бангладеш будут иметь ежегодные темпы роста экономики белее 5%. В долгосрочном периоде Индонезия может высоко подняться в рейтинге стран по уровню ВВП и паритету покупательской способности. Для прочих стран данного списка ситуация тоже позитивная: в 2017 г. темп роста ВВП Эфиопии составил 8,7%, Кения 6,7%, Танзания 6,9%, Гана 3,5%.
Все вышеперечисленное дает основание утверждать о положительном влиянии деятельности МБРР и МАР на экономику развивающихся стран. Однако в течение длительного времени Всемирный банк критикуют различные неправительственные организации ученые, среди которых видное место занимает Нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц, назвавший ошибочной политику по отношению к развивающимся странам, разработанную, в том числе, и Всемирным банком. Распространение с 1990-х гг. программ структурной коррекции для развивающихся стран привело к тому, что в большинстве стран Латинской Америки и Африки такая кредитная политика банка породила внутренние конфликты, привела к ухудшению условий жизнедеятельности вызванном сокращением государственных субсидий, социальному расслоению и проблемам с обслуживанием госдолга.