Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данную организацию обращаются те страны, которые не соответствуют критериям получения займов в МБРР. Основной критерий получения кредита от МАР заключается в том. чтобы в стране-заемщике годовой ВВП на душу населения составлял не более 1 165 долларов.

Кредитование осуществляется в форме долгосрочных кредитов, как с совместным финансированием. так и без него. Срок погашения таких кредитов составляет 50 лет первые 10 лет считаются льготными, то есть страна-заемщик в течение этого периода времени не выплачивает кредит. Следующие 10 лет страна выплачивает 1% в год от суммы долга, а по прошествии 20 лет и до окончания срока кредита - 3% в год. Особенность кредитов состоит в том, что проценты по ним не начисляются, но есть оговорка: если заемщик просрочил оплату, он платит 0.75% от просроченной суммы. В 2016 г. критериям для получения помощи МАР соответствовали 77 стран[16].

Международная финансовая корпорация (IFC) работает исключительно с частным сектором экономик развивающихся стран. Своей основной задачей Международная финансовая корпорация видит решение проблемы бедности в глобальном масштабе, а также обеспечение достойного уровня жизни. Для реализации этой задачи IFC предоставляет займы, осуществляет инвестиции в акционерный капитал предприятий и оказывает консультационные услуга в целях привлечения инвестиций из других источников в предприятия частного сектора развивающихся стран, оказывает помощь в создании продуктивных рабочих мест и предоставлении необходимых услуг бедным и незащищенным группам населения[17].

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA) предоставляет инвесторам и кредиторам страхование политических рисков и услуга повышения качества кредитов в целях содействия по прямому иностранному инвестированию в развивающиеся страны: привлекает иностранные инвестиции и страховщиков в экономику развивающихся стран. Агентство было создано в дополнение к государственным и частным источникам страхования инвестиций от некоммерческих рисков в развивающихся странах.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) обеспечивает международные механизмы урегулирования и арбитражного рассмотрения инвестиционных споров.

Всемирный банк осуществляет миллиардные проекты, целями которых являются:

1) развитие человеческого капитала» (искоренение нужда и голода, повышение уровня жизни и ликвидация бедности, образование, здравоохранение);


2) обеспечение проведения мероприятий социально-экономического развитая, не наносящих вред окружающей среде;

3) создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию частного сектора.

Однако для предоставления средств странам-заемщикам необходимо выполнить рад жестких требований, в том числе, применить программы структурной коррекции (часто это связано с приватизацией. либерализацией экономики и торговли снижением социальных расходов и прочим). По мнению Всемирного банка, требуемые мероприятия должны создавать благоприятный климат для иностранных инвесторов и движения товаров, услуг и финансов через национальные границы.

Предоставленная Всемирным банком в течение 2014-2016 гг. поддержка регионам увеличивается Однако, в 2017 г. общий объем предоставленных
средств (табл. 1) составляет в 2017 г. 43 583 млн. долл. США, что на 1,8 % ниже, чем в 2014 г. и на 11,13% ниже, чем в 2016 г.

Таблица 1

Финансирование, предоставленное Группой Всемирного банка странам-партнерам. в разбивке по финансовым годам, млн. долл. США

Наименование показателей

2014

2015

2016

2017

Группа Всемирного Банка

Зарезервированные средства

58190

59776

64185

61783

Предоставленные средства

44398

44582

49039

43583

МБРР

Зарезервированные средства

18504

23528

29729

22611

Предоставленные средства

18761

19012

22532

17861

MAP/IDA

Зарезервированные средства

22239

18966

16171

19513

Предоставленные средства

13432

12905

13191

12718

IFC

Зарезервированные средства

9967

10539

11117

11854

Предоставленные средства

8904

9264

9953

10335

MIGA

Общий объем страхового покрытия

3155

2828

4258

4842

Зарезервированные средства

4225

3914

2910

2962

Предоставленные средства

3301

3401

3363

2919


На протяжении 2014-2017 гг. происходит уменьшение объемов предоставленных средств к числу зарезервированных – с 76 % в 2014 г. до 71 % в 2017 г., следовательно, увеличивается количество стран, которые не могут полностью выполнить вышеупомянутые требования поставленные всемирным банком (данные меры могут негативно сказаться на местном населении и только усугубить экономическую ситуацию страны).

Тем не менее, недостаток финансовых средств вынуждает развивающиеся страны выполнять требования Всемирного банка - большую часть предоставленных средств на 2017 г. получили развивающиеся страны среднего уровня развитая (МБРР 43%). Не смотря на то. что призванием Всемирного банка является борьба с бедностью, беднейшим странам представлено меньше кредитов (МАР 29%), почти на уровне IFC (21%).

В настоящее время деятельность Всемирного банка осуществляется через 135 представительств во всем мире. Расширение присутствия в странах-клиентах позволяет Банку лучше понять их нужды, более эффективно сотрудничать с ними и обеспечить более оперативное предоставление услуг своим партнерам в этих странах (табл. 2).

Таблица 2

Зарезервированные средства, 2017 г., млн. долл. США

Регион

МБРР

MAP

Всего
МБРР/

МАР

Всего МБРР/МАР,
доля в %

Африка

1 163

10 679

11 342

23

Восточная Азия и Тихоокеанский регион

4 404

2 703

7 107

17

Европа и Центральная Азия

4 569

739

5 308

13

Латинская Америка и Карибский бассейн

5 373

503

5 876

14

Ближний Восток и Северная Африка

4 869

1 011

5 830

14

Южная Азия

2 233

3 828

6 061

14

Всего

22 611

19 463

42 074

100

Около 23% денежных средств МБРР / МАР предполагалось предоставить в 2017 г. африканским государствам, где сконцентрированы наибольшее количество беднейших государств (МАР 10 679 млн. долл. США). Для Южной Азин, где также большинство населения региона живут за чертой бедности. МАР запланировала выдать кредитов и займов на сумму 3 828 млн. долл. США. Остальные регионы, где находятся преимущественно развивающиеся страны среднего уровня развития, предполагалось финансировать большей степени за счет средств МБРР: Восточно-Азиатский и Тихоокеанский регион – 4 404 млн. долл. США. Европа и Центральная Азия – 4 569 млн. долл. США, Латинская Америка 5 373 млн. долл. США. Для Ближневосточных и североафриканских стран планировалась 14 % всех займов и кредитов от МБРР и МАР. Причем наибольшая часть резервировалась для стран со средним уровнем экономики.


Общая доля зарезервированных средств, предоставленных группой Всемирного банка для правительств стран со средним уровнем дохода и правительств платежеспособных стран с низким уровнем дохода составили 55%, а беспроцентные займы (кредита) и гранты правительствам беднейших стран зарезервированы на уровне 45%.

Структура реально предоставленных средств (таблица 3) несколько отличается от зарезервированных.

Таблица 3

Предоставленные средства в 2017 г., млн.долл.США

Регион

МБРР

MAP

Всего
МБРР/

МАР

Всего МБРР/

МАР, доля в %

Африка

427

6 623

7 050

23

Восточная Азия и Тихоокеанский регион

3 961

1 145

5 106

17

Европа и Центральная Азия

2 799

310

3 109

10

Латинская Америка и Карибский бассейн

3 885

229

4 114

13

Ближний Восток и Северная Африка

5 335

391

5 726

19

Южная Азия

1 454

3 970

5 424

13

Всего

17 361

12 668

30 529

100

Во-первых, общая сумма финансирования по МБРР и МАР уменьшилась и составила 73% от запланированных, причем в большей степени снижение реального кредитования затронула беднейшие страны (66% средств от запланированных). Во-вторых, структура кредитования также изменилась: величина реальных заимствований Африки уменьшилось (доля составляет 23%), а Латинской Америки, наоборот увеличилось, и в абсолютном выражении, и в структуре.

Рассмотрим основные страны, привлекаемые денежные средства всемирного банка (табл. 4). Первое место по МБРР занимает Китай и Индия, по МАР - Бангладеш и Индия. Как мы видим, Индия присутствует и там и там, потому что она имеет право на получение кредитных ресурсов МАР в силу своих низких доходов в расчете на душу населения, являясь, однако, достаточно кредитоспособным и для того, чтобы получать определенные ресурсы от МБРР (такие страны называют «смешанными заемщиками»).


Таблица 4

10 стран – крупнейших заемщиков, млн. долл. США

МБРР

MAP

Страна

Объем зарезервированных средств

Страна

Объем зарезервированных средств

Индия

2098

Бангладеш

1924

Китай

1882

Индия

1687

Колумбия

1400

Эфиопия

1395

Египет

1400

Пакистан

1351

Украина

1345

Кения

1305

Аргентина

1337

Нигерия

975

Турция

1150

Танзания

883

Марокко

1055

Вьетнам

784

Индонезия

1000

Мьянма

700

Польша

966

Гана

680

Большинство стран-заемщиков представленной десятки (таблица 4), используя средства Всемирного банка достаточно продолжительный срок показывают устойчивый рост экономик. Так по прогнозам экспертов PwC именно Китай и Индия 2050 г. станут лидерами по объемам ВВП и паритету покупательской способности. Кроме того, еще три развивающихся страны из числа заемщиков: Нигерия, Вьетнам и Бангладеш будут иметь ежегодные темпы роста экономики белее 5%. В долгосрочном периоде Индонезия может высоко подняться в рейтинге стран по уровню ВВП и паритету покупательской способности. Для прочих стран данного списка ситуация тоже позитивная: в 2017 г. темп роста ВВП Эфиопии составил 8,7%, Кения 6,7%, Танзания 6,9%, Гана 3,5%.

Все вышеперечисленное дает основание утверждать о положительном влиянии деятельности МБРР и МАР на экономику развивающихся стран. Однако в течение длительного времени Всемирный банк критикуют различные неправительственные организации ученые, среди которых видное место занимает Нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц, назвавший ошибочной политику по отношению к развивающимся странам, разработанную, в том числе, и Всемирным банком. Распространение с 1990-х гг. программ структурной коррекции для развивающихся стран привело к тому, что в большинстве стран Латинской Америки и Африки такая кредитная политика банка породила внутренние конфликты, привела к ухудшению условий жизнедеятельности вызванном сокращением государственных субсидий, социальному расслоению и проблемам с обслуживанием госдолга.