Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всемирный банк, преследуя свои ранее перечисленные цели, проводит политику приоритетов выдачи кредитов и займов по тематическим направлениям и секторам (табл. 5).

Таблица 5

Кредитование Всемирного Банка в разбивке по тематическим направлениям, 2015-2017 гг.

Тематическое направление

2015

2016

2017

Управление экономикой

484

955

1145

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

2470

3883

3164

Развитие финансового и частного секторов

4380

8028

8479

Развитие людских ресурсов

4348

5192

6043

Управление государственным сектором

3790

5252

2833

Укрепление правовой системы

590

291

825

Развитие сельских районов

4651

6437

5082

Социальное развитие, гендерное равноправие и социальная интеграция

1310

1064

1736

Социальная защита и управление рисками

3956

3585

6577

Торговля и интеграция

2707

1643

1727

Городское развитие

2861

4511

4865

Всего по тематическим направлениям

31547

40843

42495

В целом объемы кредитования по тематическим направлениям имеют положительный рост.

Для исследования интересно и распределение кредитов и займов по секторам экономики (табл. 6). Для предоставления средств странам-заемщикам Всемирный банк требует выполнять программы структурной коррекции, связанной с «продвижением демократии», поскольку наибольшие средства на протяжении исследуемого периода направляются в сектор государственного управления и судебно-правовой системы (19-25%). Следующим важным направлением кредитования является развитие «человеческого капитала», поэтому активно кредитуются сектора образования, здравоохранения и других услуг в социальной сфере. На развитие инфраструктуры и промышленности стран заемщиков в совокупности направляются более 30% от суммы всех кредитов (энергетика, транспорт промышленность). В целом структура распределения кредитных средств за три года не претерпела кардинальных изменений и соответствует основным принципам Всемирного банка.


Таблица 6

Соотношение денежных средств по секторам экономики: 2015-2017 гг., %

Сектор

2015

2016

2017

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

6,7

7,5

7,1

Образование

8,7

8,5

8,3

Энергетика и горнодобывающая промышленность

10,4

16,4

10,6

Финансы

6,5

4,9

9,5

Здравоохранение и другие услуги в социальной сфере

13,8

8,7

15,6

Промышленность и торговля

4,5

4,4

5,4

Информация и связь

0,7

0,9

0,8

Государственное управление и судебно-правовая система

25,3

21,6

19,2

Транспорт

16,3

17,0

12,1

Водоснабжение, канализация, защита от паводков

7,0

10,6

11,2

В том числе, со стороны МБРР

48,3

45,6

55,4

В том числе, со стороны MAP

51,7

54,4

44,6

Система мировых финансовых институтов не ограничивается Всемирным банком, МВФ и региональными банками. Стратегия этих институтов не смогла открыть путь для долгосрочного решения такой базовой проблемы как проблема задолженности. В центре же внимания мирового сообщества оказались две неформальные организации – Парижский и Лондонский клубы, благодаря своей роли в решении проблем платёжного дисбаланса и коммерческого долга[18].

Лондонский клуб – это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий правительства-кредитора). Это объединение получило название «Лондонского клуба» потому, что переговоры о реструктуризации долга между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто происходят в Лондоне. Данный клуб является неофициальным органом, в состав которого входят коммерческие банки. Лондонский клуб осуществляет реструктуризацию долгов коммерческим структурам, не имеет постоянного председателя или секретариата, а его процедуры и организация носят свободный характер[19].


В Лондонском клубе не пересматриваются процентные платежи, но могут быть изменены сроки погашения. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представлены консультационным комитетом в состав которого входят представители банков-кредиторов. Соглашение между консультационным комитетом и страной-должником о реструктуризации долга может быть официально подписано только если его поддерживают банки, на долю которых приходится 90-95% непогашенных обязательств должника[20].

Парижский клуб кредиторов – это неформальное финансовое объединение банков-лидеров мира. Парижский клуб является более влиятельным, нежели Лондонский и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Данная неформальная организация предоставляет финансовые услуги, такие как реструктуризацию задолженности и списание задолженности стран-должников и их кредиторов. Зачастую после того, как альтернативные предложения потерпели неудачу, в Парижском клубе дебиторы рекомендуются Международным валютным фондом. Он собирается каждые шесть недель во французском министерстве экономики, финансов и промышленности в Париже[21].

Основная разница между Лондонским и Парижским клубом состоит в том, что последний пересматривает долги кредиторам, которые являются официальными. В случае появления непосредственных рисков прекращения платежей, правительство страны-должника инициирует обращение, направленное правительству Франции с официальной просьбой провести переговоры с представителями стран, предоставляющих кредит. Далее процесс заключается в проведении прямых переговорах между страной-должником, которую представляют министр финансов или глава Центрального банка и страной-кредитором, которую, зачастую, представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел.

Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей. В ходе переговоров вырабатывается комплекс рекомендаций, составляется протокол, в котором официально фиксируется согласование условий. По данным МВФ Парижский клуб вместе со специальными группами в соорганизации заключили 429 соглашения, которые включали 90 стран-дебиторов[22]. С юридической стороны, протокол носит рекомендательный характер. В нем указываются предложения кредиторов и правительства страны-должника провести переговоры о заключении двустороннего соглашения о пересмотре условий погашения долговых обязательств. Лондонский клуб является неофициальной группой частных кредиторов на международной арене. Парижский клуб представляет собой неформальную группу финансовых чиновников из 19 крупнейших экономик мира. Вместе же они представляют неформальные международные валютно-кредитные организации, которые в частных случаях становятся спасательным кругом для развивающихся стран, в особенности, в тяжёлое для мировой экономики время последствий финансового кризиса.


Выводы

Международные финансово-кредитные организации - образования, которые создаются на базе международных договоров с целью регулирования экономических, международных и валютно-кредитных отношений. Они консолидируют денежные ресурсы государств - членов с целью решения задач в сфере развития мировой экономики.

Глава 2. Оценка эффективности сотрудничества России с финансово-кредитными институтами

2.1. Развитие сотрудничества России с МВФ

Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна — уже в лице Российской Федерации — стала членом организаций лишь в 1992 г. С тех пор характер взаимоотношений России и МФИ претерпел существенные изменения, чему способствовал целый ряд факторов[23]. К ключевым из них можно отнести: улучшение финансово-экономического положения России в начале 2000-х гг.; переосмысление мировым сообществом роли МФИ и осознание необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры; изменение баланса сил в мировой экономике в пользу стран с формирующимися рынками, в первую очередь группы БРИКС; усиление в мире процесса регионализации, сопровождающегося формированием региональных финансовых институтов; нарастание геополитической напряженности в результате событий на Украине и введение санкций против России.

Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования[24].


Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн. долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 7).

Таблица 7

Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период

с 1992 по 2005 гг. (млрд. долл. США на конец периода)

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1,0

2,5

4,2

9,6

12,5

13,2

19,3

15,2

11,6

7,4

6,5

5,1

3,5

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора.

2.2. Анализ сотрудничества России со Всемирным банком

МБРР является ключевой структурой группы Всемирного банка. Цель организации состоит в предоставлении финансовых ресурсов, а также технической и консультационной поддержки развивающимся странам, преимущественно со среднем уровнем дохода. С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд. долл. (рис. 1)[25].

Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от Банка в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченного страной финансирования от МБРР за весь период ее членства в организации.

В структуре заимствований, привлеченных Россией от МБРР, преобладают займы на реализацию проектов в области федерального и государственного управления — на них приходится более 50% от общего объема финансирования (рисунок 2).