Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Назначение международных финансово-кредитных институтов
1.2. Общая характеристика международных финансово-кредитных институтов
Глава 2. Оценка эффективности сотрудничества России с финансово-кредитными институтами
2.1. Развитие сотрудничества России с МВФ
В связи с введением экономических санкций
против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г.
Рисунок 1. Количество и стоимость одобренных МБРР проектов для России с 1992 г. по настоящее время
Рисунок 2. Структура заимствований, привлеченных Россией от МБРР[26]
На этапе реализации в настоящий момент находятся десять проектов, стоимость которых составляет 697,1 млн. долл. (Приложение 1). Весь объем финансирования осуществляется в форме инвестиционных займов. Средний срок проекта составляет 6,26 лет. Еще 10 проектов стоимостью 1 547,9 млн. долл. находятся на этапе рассмотрения. Из них 6 проектов на сумму 885,2 млн. долл. находятся в высокой степени готовности и ожидают рассмотрения и одобрения совета директоров МБРР. В связи с событиями на Украине и призывом стран «Большой семерки» не поддерживать деятельность МБРР в России одобрение данных проектов советом директоров банка задерживается. Еще по трем проектам работа была полностью приостановлена.
Основная цель деятельности МФК состоит в осуществлении финансирования частного сектора развивающихся стран в форме кредитов и инвестиций, а также оказании консультационной поддержки в области развития частного сектора. С момента присоединения России к МФК в 1993 г. долгосрочные инвестиции корпорации в страну составили более 10 млрд. долл., 3,5 млрд. из которых было предоставлено в форме синдицированных кредитов, а число утвержденных проектов — более 250. По состоянию на конец 2016 г. инвестиционный портфель МФК в России составил 1,5 млрд. долл. в рамках 70 проектов.
Основными секторами, в рамках которых были привлечены средства МФК, являются сектор финансовых услуг, инфраструктура, обрабатывающая промышленность, нефтегазовый и добывающий сектор, телекоммуникации, розничная торговля и здравоохранение. Последние утвержденные проекты МФК в России представлены в Приложении 2.
В 2011 г. в рамках Петербургского международного экономического форума Внешэкономбанк и МФК подписали Соглашение о финансировании фонда капитализации российских банков (ФКРБ). В качестве основной деятельности фонда заявлялось инвестирование в капитал универсальных российских банков второго эшелона, осуществляющих активную деятельность в субъектах Российской Федерации и предоставляющих финансирование малым и средним российским компаниям реального сектора. Общий объем средств фонда составил 550 млн. долл. Инвесторами фонда выступили МФК, ВЭБ (по 250 млн. долл.) и Правительство РФ (50 млн. долл.)[27]. Предполагалось, что фонд будет осуществлять деятельность до 2021 г. с возможным продлением срока до 2023 г.
В октябре 2014 г. Внешэкономбанк потребовал от МФК возврата инвестиций из ФКРБ в размере 203 млн. долл. В апреле 2015 г. о намерении вывести средства из фонда в размере 42 млн. долл. заявило Министерство финансов России. Причиной этого шага стало введение санкций против России и приостановление деятельности МФК на территории страны. Кроме этого, по мнению отдельных экспертов, проект оказался неэффективным. За весь период своего существования ФКРБ осуществил инвестиции только в две банковские структуры (Московский кредитный банк и банк «Восточный»), в которых МФК являлась акционером, что фактически означало сокращение МФК своего участия в этих банках за счет участия в фонде[28].
Представители ВЭБ, в свою очередь, заявили, что не намерены полностью отказываться от проекта и предложили расширить направления деятельности ФКРБ, чтобы стратегия оставалась эффективной в кризисных условиях.
В настоящий момент в связи с введением экономических санкций против России инвестиционная деятельность МФК в стране полностью приостановлена. Начиная с мая 2014 г. МФК не одобряла проекты на территории страны.
Ключевая деятельность МИГА состоит в страховании кредиторов и инвесторов от политических рисков в развивающихся странах. На сегодняшний день Россия является четвертым по объему предоставленных гарантий клиентом агентства. Валовый объем обязательств МИГА в России оценивается в размере 705 млн. долл., в то время как чистый объем гарантий (после перестрахования) составляет млн. долл.
На этапе реализации в настоящий момент находятся семь проектов, стоимость предоставленных гарантий по которым составляет около 1 млрд долл. (Приложение 3). Начиная с июля 2014 г. МИГА не одобряло новые проекты в России.
Россия является партнером МАР с девятого пополнения бюджета, которое было произведено в 1997 г. Основная цель деятельности ассоциации — оказание финансовой поддержки наиболее бедным странам мира (с ВВП на душу населения менее 1 165 долл.) посредством добровольных пожертвований стран-доноров. Кроме этого, МАР предоставляет кредиты странам, подушевой ВВП которых превышает 1 165 долл., но которые не могут выполнить условия, необходимые для привлечения кредитов МБРР.
Начиная с 2004 г. объемы финансовых взносов России в МАР устойчиво растут (рисунок 3).
Рисунок 3. Взносы России в МАР в рамках 13-17 пополнений
капитала
В рамках последнего (17-го) пополнения капитала МАР Россией было выделено около 195 млн. долл. (127 млн. СДР), что составило 0,55% от общего объема пополнения капитала ассоциации. В рамках содействия международному развитию Россия осуществила финансовые пожертвования в 21 трастовый фонд группы Всемирного банка, 15 из которых являются действующими. Общая сумма предоставленных средств составила 254 млн. долл.[29].
На сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны.
Выводы
Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна — уже в лице Российской Федерации — стала членом организаций лишь в 1992 г.
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования.
Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности.
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора.
На сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны. В условиях санкций США и западных стран Россия столкнулась с проблемами доступа к международным кредитным ресурсам, что обуславливает необходимость поиска новых кредитных механизмов.
Глава 3. Основные направления сотрудничества России с межгосударственными финансово-кредитными институтами
Практика показала, что межгосударственные кредитные институты располагают уникальными преимуществами и экономической нишей, способствующей реализации проектов и программ развития. Современные условия России подтверждают необходимость укрепления роли МКИ в целях расширения участия страны в мирохозяйственных связях.
Предпосылки успешной деятельности межгосударственных банков в условиях современной России следующие:
- соглашения об организации банков и их уставные документы создают достаточные базовые условия для использования на многосторонней основе всех принятых в современной мировой практике банковских продуктов, услуг и операций, направленных на максимальное удовлетворение потребностей клиентов и контрагентов;
- деятельность банков представляет интерес для субъектов хозяйствования стран-членов, о чем свидетельствует устойчивая тенденция к увеличению клиентской базы;
- банки располагают прозрачной финансовой структурой, являющейся хорошей основой развития международной деятельности;
- валютой баланса ряда банков является евро, финансовая отчетность соответствует лучшим международным стандартам;
- имеются прочные деловые контакты с международными, государственными, частными и общественными институтами в странах пребывания банков;
- деятельность банков обеспечивает технологическая платформа, отвечающая современным требованиям банковских технологий, что способствует международным платежным и расчетным операциям, а также многостороннему клирингу;
- межгосударственные банки располагают многолетним опытом и высокой степенью доверия государственных и частных институтов стран-членов, что способствует расширению деятельности в текущих условиях.
Реально оценивая перспективу межгосударственных банков в России, представляется возможным сделать вывод об их способности использовать все известные мировой практике банковские инструменты, а также преимущества наднациональных институтов в целях эффективного решения экономических задач.
Банки такого типа способны последовательно реализовать стратегические и тактические задачи, используя интернациональный по своему характеру капитал, структуру менеджмента, знание рынков. При этом межгосударственные банки опираются на привилегии и иммунитеты, присущие их статусу: льготные налоговый и таможенный режимы, способствующие укреплению и реальной оценке перспектив межгосударственных институтов, способных минимизировать операционные и прочие издержки клиентов; реализовывать гибкую ценовую политику, обслуживать значительное количество рыночных сегментов; использовать широкий географический горизонт мобилизации кредитных ресурсов и размещения средств в целях качественного обеспечения экономических потребностей акционеров, клиентов и контрагентов.
Так, например, межгосударственные банки способствуют формированию институциональной основы деофшоризации экономики, что предполагает повышение роли государственной поддержки национального экспорта, в том числе на уровне государственных компаний стран — членов банка. Ключевыми отраслями такой поддержки являются нефтегазовая, металлургическая, атомная энергетика, телекоммуникационные услуги, сельское хозяйство[30]. Сдерживанию оттока капитала из России содействует реализация программ льготного финансирования и гарантирования сделок, что связано с использованием преимуществ межгосударственных банков на рынках капиталов и услуг. Гибкий тариф комиссионного вознаграждения, предполагающий минимизацию налоговой базы, привлекателен для субъектов хозяйствования. Высокая насыщенность отечественного рынка продукцией и вытекающее из этого стремление расширить свой сбыт за счет зарубежных рынков, а также стремление клиентов банков к стабильному доступу к иностранным ресурсам укрепляют нишу межгосударственных банков и предоставляют выход потребителям банковских продуктов и услуг на рынки стран-членов.
В настоящее время значительный интерес для развития экономики России представляет финансирование проектов развития и модернизации экономики. Межгосударственные банки способны содействовать расширению гаммы финансовых инструментов депозитноинвестиционного характера, ориентированных прежде всего на отечественные компании. Новые финансовые инструменты должны обладать приемлемыми для их приобретателей характеристиками хеджирования рисков и иметь достаточно высокий уровень доходности. В мировой практике такими качествами обладают инфраструктурные облигации, основными характеристиками которых являются номинал, выраженный в иностранной валюте, и обеспечение в форме государственных гарантий. Необходимым условием обращения инфраструктурных облигаций является наличие организованных ликвидных фондовых рынков. Институциональная основа инфраструктурных облигаций — межгосударственные банки с участием России (МБЭС, МИБ, Межгосударственный банк). Как показывает мировая практика, проекты, связанные с выпуском инфраструктурных облигаций, наряду с комплексом мер по улучшению инвестиционного климата оказывают позитивное влияние на снижение объемов вывоза капитала, в том числе в оффшорные зоны.