Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Назначение международных финансово-кредитных институтов
1.2. Общая характеристика международных финансово-кредитных институтов
Глава 2. Оценка эффективности сотрудничества России с финансово-кредитными институтами
2.1. Развитие сотрудничества России с МВФ
Введение
Актуальность. Международные кредиты играют огромную роль в мировой экономике. Множество стран не способно осуществлять внутренние вложения, покрытия дефицита государственного бюджета, осуществления преобразований и выполнение долговых обязательств по внешним займам, за счет собственных средств. Почти во всех странах сложилась долговая экономическая система, одни являются больше заемщиками, чем кредиторами, и наоборот.
Особую актуальность исследование обуславливает сложившаяся ситуация в России, связанная с экономическими санкциями США и стран Запада, ограничившими доступ к международному кредитному рынку российским банкам и компаниям. Адекватное современным реалиям понимание сущности кредитных отношений имеет важнейшее значение в плане разработки методологического подхода к их изучению, создающего теоретическую основу для совершенствования кредитных отношений и, тем самым, для формирования эффективного кредитного рынка.
Цель работы: исследовать сотрудничество России с международными финансово-кредитными институтами и определить пути его развития.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- исследовать назначение международных финансово-кредитных институтов;
- дать общую характеристику международных финансово-кредитных институтов;
- исследовать развитие сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами;
- определить направления совершенствования сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами.
Объектом исследования является международные финансово-кредитные институты.
Предметом исследования является сотрудничество России с международными финансово-кредитными институтами.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов в области экономической теории, международных финансов, теории финансов и банковского дела.
В процессе исследования использованы различные эконометрические и статистические методы исследования: средних величин, графический и табличный методы.
Информационная база исследования включает законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ, инструктивные материалы и статистическую отчетность Банка России, данные финансово-экономических отчетов коммерческих банков Российской Федерации, публикации российских и зарубежных исследователей.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Назначение международных финансово-кредитных институтов
Международные финансово-кредитные организации - образования, которые создаются на базе международных договоров с целью регулирования экономических, международных и валютно-кредитных отношений. Они консолидируют денежные ресурсы государств - членов с целью решения задач в сфере развития мировой экономики[1]. Большинство сделок с валютой других стран проходит на валютных рынках. При этом международные объединения включают в себя группу ответвлений - мировых, региональных и национальных рынков валют.
Кредитные организации играют роль контролеров при совершении сделок с валютой. Их задача - проследить за текущей валютной позицией и провести анализ текущих рисков[2].
К основным функциям международно-финансовых организаций можно отнести: предоставление межгосударственных займов, а именно выдача кредитов и покрытие текущего дефицита для реализации разных государственных проектов; предоставление всех необходимых средств в отношении капиталовложений для проведения научных исследований; инвестиции в отношении оптимизации и реализации внутригосударственных проектов, касающихся какой - то одной страны или организации; инвестиционная деятельность в сфере реализации международных проектов; оказание благотворительной помощи в отношении финансирования программ международной поддержки; проведение сделок на фондовом и валютном рынке с целью своевременной стабилизации и регулирования сфер мировой экономики[3].
Международные финансово-кредитные организации - это целая группа финансовых институтов.
Банк международных расчетов - это первый банк, образованный на межгосударственном уровне. Год основания - 1930. Город, где заключено соглашение - Базель. К основным организаторам относятся банковские учреждения таки стран как Бельгия, Япония, Германия, Франция, Италия и др. К основным функциям МБР можно отнести содействие взаимоотношений ЦБ разных стран и проведение расчетных операций между ними, выполнение расчетов по репарационным выплатам Германии, проведение фондовых и валютных операций, хранение и сделки купли-продажи золота, регулирование валютно-кредитных отношений. Одну из выше перечисленных функций БМР выполняет и сегодня - он объединяет ЦБ тридцати разных стран[4].
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Данная организация - одно из ответвлений МВФ, специализированный институт ООН. При этом официальная работа банка началась в 1946 г. Головной офис компании находится в Вашингтоне. Основная задача МБРР - помощь государствам-членам в вопросах развития экономики путем предоставления услуг гаранта частных вложений[5]. С самого начала МБРР имел своей целью собрать денежные средства различных капиталистических стран, а также инвестиции извне для стимулирования сектора частных инвестиций в наиболее пострадавших странах Западной Европы. У МБРР есть два высших органа власти - Директорат (исполнительная структура) и Совет управляющих[6]. Руководителем банка (президентом) является лицо, выступающее в роли представителя высших органов власти США. В МБРР входит около 155 государств, из которых выбивается группа лидеров - ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, Франция и так далее. Главный источник активов МБРР - это акционерный капитал, облигационный займы и деньги, которые были получены посредством продажи долговых бумаг. Выдача кредитов осуществляется на период до двадцати лет[7]. Основная цель - рост производства в различных государствах, являющихся членами банка. Кроме этого, МБРР может выдавать займы банкам других стран при выполнении целого ряда требований - предоставления данных о финансовом положении государства, объектах кредитования[8].
Международный валютный фонд (МБР) - специализированный орган ООН, создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Он объединяет более 170 стран, Россия вступила в МВФ в 1992 г. Официальные задачи МВФ - установление оптимальных валютных курсов, устранение ограничений на операции с валютами, предоставление необходимых средств странам-участницам для уравновешивания природного баланса. Руководство МВФ лежит на Совете управляющих, в котором есть представители всех стран-участниц. В качестве исполнительного органа выступает Директорат - 6 назначаемых членов. При этом 16 участников выбирают с учетом географического расположения[9]. В роли Совещательного органа выступает Совет управляющих. Решение в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам - как оперативным, так и экономическим и политическим – «специальным большинством» (соответственно 70 % или 85 % голосов стран-участниц). Несмотря на некоторые сокращения в последние годы удельного веса голосов США и ЕС они по - прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 % ) Наибольшим количеством в МВФ обладают: США - 17,7 % ; Германия - 5,5 % ; Япония - 5,5 % ; Великобритания - 4,9 % ; Франция - 4,9 % ; Саудовская Аравия - 3,4 % ; Италия - 3,1 % ; Россия - 2,9; доля стан ЕС - 26,2 %.
В качестве помощи МВФ выдает два вида займов:
1) кредиты, которые предоставляются на решение первостепенных задач, к примеру, покрытие нехватки средств платежного баланса;
2) кредиты, выдающиеся поверх имеющегося лимита. В таком случае средства предоставляются после полного изучение страны - претендента и выполнение основных условий фонда[10].
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые условно можно назвать международными и финансовыми институтами. Среди них ведущее место занимают МВФ и группа Всемирного банка (МБРР и его филиалы - МАР, МФК, МИГА), а также Лондонский и Парижский клубы кредиторов, ЕБРР, БМР и региональные банки развития[11].
1.2. Общая характеристика международных финансово-кредитных институтов
Группа Всемирного банка является одним из крупнейших в мире источников финансовых средств и знаний для развивающихся стран. В своей деятельности Всемирный банк руководствуется следующими принципами, играющими роль в обеспечении устойчивого развития экономики и общества:
- развития и улучшение качества «человеческого капитала»;
- сохранение окружающей среды и природных ресурсов для последующих поколений;
- создание оптимального баланса между частным и общественным секторами для улучшения социально-экономического климата[12].
В Группу Всемирного банка входят пять учреждений, решающих общую задачу - сокращать бедность, наращивать масштабы благосостояния для всех и содействовать устойчивому развитию[13].
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Глобальная кооперативная организация развития, совладельцами которой являются 184
ее государств-членов, предоставляет кредитные средства правительствам стран со средним уровнем дохода и правительствам платежеспособных стран с низким уровнем дохода. МБРР - крупнейший банк развития в мире, входящий в состав Группы Всемирного банка, имеет две основные цели: положить конец крайней бедности к 2030 г. и ускорил, обеспечение благосостояния для всех на устойчивой основе. Средствами достижения этих целей являются, прежде всего, предоставление займов, гарантий, продуктов управления рисками и экспертных рекомендаций в областях, имеющих отношение к развитию, а также координация мер по решению региональных и глобальных задач.
Характерной чертой МБРР является то, что кредиты, выдаваемые им развивающимся странам, направлены на конкретные проекты, являющимися по оценке Всемирного банка, приоритетными для данной страны (чаще всего, они связаны с отраслями инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь). Помимо кредитования конкретных отраслей экономики развивающихся стран МБРР оказывает им поддержку в преодолении проблем внешнего долга[14].
Первоначальная и основная цель МБРР заключалось в том, чтобы банк был не просто кредитором стран-заемщиков, но и инициатором и организатором привлечения частных инвестиций в них, добивался для стран-заемщиков благоприятных условий и климата инвестирования. Этот подход по улучшению инвестиционного климата стран и макроэкономической стабилизации выражается «Программой структурной коррекции» и применяется ко всем странам-заемщикам.
МБРР выпускает облигации на международных рынках капитала в целях содействия устойчивому развитию. В 2016 г. МБРР привлек сумму- эквивалентную 57,7 млрд. долл. США путем выпуска облигаций в 21 валюте[15].
Благодаря своей репутации на рынках капитала и прочности своего финансового положения МБРР смог привлечь столь значительные объемы займов
на весьма благоприятных условиях, несмотря на нестабильность условий на рынке.
Залогом финансовой устойчивости МБРР являются достаточность его собственного капитала и поддержка со стороны акционеров, а также его
консервативные финансовая политика и практика позволяющие ему поддерживать рейтинг кредитоспособности на наивысшем уровне ААА. Собственный капитал МБРР состоит главным образом, из оплаченного капитала и резервов.
Международная ассоциация развития (МАР) является крупнейшим многосторонним источником льготного финансирования беднейших стран мира и основным инструментом достижения в этих странах двух взаимосвязанных целей Всемирного банка - ликвидации крайней бедности и ускоренного обеспечения общего благосостояния устойчивым образом.
Оказание помощи самым бедным странам производится за счет добровольных пожертвований стран-членов (их более 170), а именно, за счет взносов правительств государств-партнеров. К числу дополнительных источников финансирования относятся трансферты из чистого дохода МБРР, гранты Международной финансовой корпорации (IFС) и погашение заемщиками ранее предоставленных МАР кредитов.
Каждые три года представители правительств государств-партнеров и государств-заемщиков собираются для согласования стратегических направлений деятельности, политики и приоритетов МАР и объемов финансирования на последующий трехлетий период работы.