ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(впрочем, нечасто — в 1713, 1714, 1718, 1729 и 1730 гг.), а в 1727 г.
единственный раз в послепетровское время был выпущен серебряный
грош (2 копейки). С 1760 г. началось формирование новой системы серебряных
монет. В 1760–1763 гг. чеканились серебряные монеты достоинством
в рубль, полтинник, 20, 15 и 5 копеек, а в 1764–1796 гг.—
в рубль, полтинник, полуполтинник, 20, 15 копеек и гривенник (разумеется,
не каждый год чеканились все номиналы).
Павел I в 1797–1801 гг. чеканил серебряные монеты достоинством в
рубль, полтинник, полуполтинник, 10 и 5 копеек, а в 1798 г. добавил к
ним даже серебряный ефимок (1,5 рубля) — единственный случай в
XVIII в. чеканки в серебре монеты дороже рубля (см. рис. 3.13).
Александр I в 1802–1812 гг. опирался в серебряной чеканке на систему
«Рубль, полтина, полуполтинник, 20, 10 и 5 копеек» (причем лишь в
Рис. 3.13.
Ефимок Павла I с надписью: «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». 1798 г.
84
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
1811–1812 гг. чеканились все номиналы), затем изъял из нее полуполтинник.
В 1813–1826 гг. чеканились серебряные монеты достоинством
в рубль, полтину, 20, 10 и 5 копеек. Николай I вернул систему в прежнее
состояние, и в 1827–1860 гг. чеканились серебряные рубль, полтина,
25, 20, 10 и 5 копеек. Александр II добавил 15-копеечную серебряную
монету, и в 1861–1901 гг. в России чеканились в серебре рубль,
полтина (с 1886 г. она называлась «50 копеек», и тем самым завершилась
унификация номиналов: отныне они обозначались в рублях, копейках
и долях копейки, слова «полтина», «полуполтина», «гривенник»,
«алтын», «денга», «полушка», «полуполушка» и т. п. исчезли с российских
монет), 25, 20, 15, 10 и 5 копеек (в некоторые годы чеканились не
все номиналы). Наконец, Николай II опять отменил чеканку 25-копеечной
монеты. Новая система (рубль, 50, 20, 15, 10 и 5 копеек, см. рис.
3.16) продержалась до 1917 г. (не говоря о том, что стала основой советской
серебряной чеканки 1921–1931 гг. и «серебряных» номиналов
1961–1991 гг., правда, без пятикопеечной), до Первой мировой войны
лишь изредка какой-то номинал не выпускался, а в 1916–1917 гг. чеканились
только 20, 15 и 10-копеечные монеты.
В серебряной чеканке крупных (от полуполтинника до рубля) монет
все монархи от Петра I доЕкатерины II были достаточно едины — на аверсе
чеканился профиль монарха, на реверсе — двуглавый орел и номинал
(Екатерина II по этому же образцу чеканила и монеты в 15 и 20 копеек).
Лишь два первых Петра использовали, наряду с этим, еще и другой вид
реверса: эмблему в виде креста, составленного из четырех соединенных и
переплетенных перекладинами литер «П» и четырехкратно повторенного
номера «I» или «II» в углах креста. У серебряных монет более мелкого
достоинства на аверсе чеканился двуглавый орел, а на реверсе — номинал.
Петр I на аверсе копейки и алтынника чеканил изображение святого
Георгия, а Елизавета на аверсе 5-копеечной монеты — свой вензель.
Павел I на аверсе монет от полуполтины до ефимка (1,5 рубля) помещал
эмблему в виде креста из четырех «П» с цифрой «I» в середине с укаРис.
3.14.
Медные монеты времени
царствования Александра II: копейка 1855 г.
и 2 копейки 1869 г.
85
Сфрагистика и нумизматика
занием номинала, а на реверсе — надпись: «НЕ НАМ, НЕ НАМ...». Рубль чеканился
также в другом виде: без указания номинала, с двуглавым орлом
на аверсе. Мелкие серебряные монетки (5 и 10 копеек) чеканились с
вензелем Павла I на аверсе и номиналом на реверсе. Александр I чеканил
монеты от полуполтинника до рубля с орлом и номиналом на аверсе
и надписью «ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОНЕТА» на реверсе, полтинник
выходил также с другим вариантом реверса — надписью: «чИСТОГО СЕРЕБРА
2 ЗОЛОТНИКА 1 И 1/2 ДОЛЕЙ». Мелкие серебряные монетки чеканились с
двуглавым орлом на аверсе и номиналом на реверсе. Николай I,
Александр II, а также Александр III в первые пять лет своего царствования
всю серебряную монету — от 5 копеек до рубля — чеканили с двуглавым
орлом на аверсе и номиналом на реверсе. Начиная с 1886 г.
Александр III оставил этот облик только для мелких серебряных монет,
а на монетах в 25, 50 копеек и рубль стали изображаться императорский
профиль на аверсе и двуглавый орел с номиналом на реверсе. Николай II
оставил эту схему без изменений.
3.2.2.3. Медная монетная чеканка
Разменная монета (полушка, деньга, копейка, 2 копейки,
3 копейки, а в иные годы и 5 копеек) чеканилась из меди (см. рис. 3.14,
3.15). На медных монетах до 1754 г. изображались на реверсе — номинал,
на аверсе копейки — святой Георгий, на аверсе остальных монет —
двуглавый орел. Елизавета Петровна в 1755–1756 г. заменила святого
Георгия на аверсе копейки своим вензелем, а начиная с 1757 г. монеты
достоинством в полушку, деньгу, копейку и 2 копейки чеканились со
святым Георгием на аверсе и вензелем Елизаветы Петровны с указанием
номинала на реверсе, у 5-копеечной монеты на аверсе был двуглавый
орел. Интересно, что вензель Елизаветы Петровны чеканился на аверсе
медных монет и после ее смерти — до 1796 г. Только в одном 1762 г.
Петр III на крупных медных монетах поместил на реверсе номинал и
военную арматуру, а на аверсе — святого Георгия (на монетах в 2 и 4
Рис. 3.15.
Медные монеты времени
царствования Николая II:
1/2 копейки 1912 г., 1 копейка
1915 г., 3 копейки 1915 г.
86
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
копейки) или двуглавого орла (на 10-копеечной
монете). В последний год царствования
Екатерины II медные монеты
стали чеканиться с монаршим вензелем
на аверсе и номиналом на реверсе. Этот
вид стал одним из двух главных видов
российских медных монет в XIX — начале
XX вв. В 1810–1839 гг. на аверсе вместо
императорского вензеля чеканился
двуглавый орел, затем до 1848 г.— вновь
императорский вензель (медные монеты
1839–1848 гг. интересны еще и тем, что номинал на них указывался с
добавлением слова «серебром» — «3 копейки серебром» и т. п.). Начиная
с 1849 г. мелкие медные монеты (1/4, 1/2 копейки, а до 1867 г.— и 1
копейка) чеканились с императорским вензелем, а крупные (5, 3, 2 копейки,
а с 1867 г.— и 1 копейка) — с двуглавым орлом.
3.2.2.3. Бумажные денежные знаки
В 1769 г. в России появились первые бумажные деньги — ассигнации.
Указ об их выпуске появился 29 декабря 1768 г. Первоначально планировалось
выпустить ассигнаций на миллион рублей, четырьмя номиналами,
на 250 тысяч рублей каждого: 25 рублей (тираж 10000 экз.), 50
рублей (тираж 5000 экз.), 75 рублей (тираж 3333 экз.) и 100 рублей (тираж
2500 экз.). Но вслед за первым выпуском последовали новые, и к
1786 г. в обращении находилось ассигнаций более чем на 46 миллионов
рублей. С другой стороны, поскольку друг от друга ассигнации отличались
только указанием номинала и банком (Петербургским или Московским),
то почти сразу начались подделки путем переправления номинала
«25» на «75», и в июле 1771 г. 75-рублевые ассигнации были изъяты
из обращения. Печатались ассигнации на плотной белой бумаге 190
250 мм (высота больше ширины) с водяным знаком, представлявшим
собой текст по краям ассигнации (вдоль каждой из длинных сторон было
написано: «ГДАРСТВЕННАЯ КАЗНА», а вдоль коротких: «ЛЮБОВЬ К ОТЕчЕСТВУ»
// «ДЕИСТВУЕТ К ПОЛЬЗЕ ОНАГО», а по углам — гербы четырех российских
царств: Астраханского, Московского, Казанского и Сибирского). Черной
краской наносились узорчатая рамка и текст, включавший собственноручные
подписи чернилами (сделанные на каждом экземпляре!) двух
сенаторов, директора и советника банка. Оборотная сторона оставалась
чистой. Кроме того, на купюре были два тисненых овальных медальона.
В левом помещались знамена, пушка, ядра, тюк с товаром, бочка, кадуцей,
на заднем плане — корабль (т. е. символы войны и торговли), российский
государственный орел с гербом Москвы на нагрудном щите и
цепь ордена Андрея Первозванного, а вверху полукругом — надпись:
«ПОКОИТЪ И ОБОРОНЯЕТЪ». В правом медальоне изображалась неприступная
скала, под которой видны волны и головы чудовищ, вверху надпись:
Рис. 3.16.
Серебряная монета времени
царствования Николая II:
20 копеек 1905 г.
87
Сфрагистика и нумизматика
Рис. 3.17.
50-рублевая ассигнация. 1807 г.
«НЕВРЕДИМА». В 1786 г. ассигнации решено было печатать на новой бумаге
(цветной, своего цвета для каждого номинала) и по новому образцу.
Кроме того, к имеющимся номиналам ассигнаций были добавлены 5- и
10-рублевая. Размеры ассигнаций различных номиналов теперь отличались
друг от друга. 5-рублевые имели размер 170 130 мм (высота
меньше ширины) и печатались на темно-синей бумаге, 10-рублевые —
185 135 мм (высота меньше ширины) и печатались на розовой бумаге, 25-
рублевые — 135 185 мм (высота больше ширины) на кремовой бумаге,
50-рублевые — 185 130 мм (высота меньше ширины) на белой бумаге
(см. рис. 3.17), 100-рублевые — 185 185 мм также на белой бумаге.
На всех ассигнациях, кроме 10-рублевой, надписи располагались горизонтально,
на 10-рублевой — по диагонали из левого нижнего угла в правый
верхний. В верхней части ассигнации имелось рельефное овальное
тисненое изображение. Подписи также выполнялись чернилами, на каждом
экземпляре собственноручно: на лицевой стороне — подписи директора
Государственного ассигнационного банка и кассира, на оборотной —
подпись советника Правления банка. Водяной знак также представлял
собой надпись по контуру ассигнации с теми же гербами по углам. Вверху
было написано: «ЛЮБОВЬ К ОТЕчЕСТВУ», справа — номинал прописью
(например: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ») и славянскими литерами («Е» (5), «I» (10),
«КЕ» (25), «Н» (50) и «Р» (100)), внизу — «ДЕИСТВ. К ПОЛЗЕ ОНАГО», слева —
«ГДРСТВЕННАЯ КАЗНА». Ассигнации этого образца выпускались до 1818 г.,
т. е. более тридцати лет. Одновременно с постановлением об их выпуске
(единовременно выпускалось ассигнаций на 50 миллионов рублей, чтобы
заменить все имеющиеся в обращении старые ассигнации на новые)
88
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
утверждалось, что общая масса имеющихся в обращении ассигнаций во
всяком случае не должна превышать 100 миллионов рублей. Но началась
вторая за екатерининское правление русско-турецкая война, казне
понадобились деньги, их стали печатать — и уже в 1788 г. общая масса
ассигнаций вышла за стомиллионную отметку, а к концу царствования
Екатерины II она превышала ее более чем в полтора раза, составляя
157,7 миллиона рублей. Естественно, такая масса не была обеспечена серебром
— в конце 1780-х гг. без официального постановления был приостановлен
размен ассигнаций на серебро. Павел I попытался было восстановить
этот размен с лажем 30 копеек на рубль (т. е. 130 ассигнационных
копеек менялись на 100 копеек серебром), но даже для такого размена
серебра не хватало, он вновь был остановлен. В обращении же курс ассигнаций
падал стремительно (см. табл.).
Начиная с весны 1812 г. в стране официально существовали две основные
единицы денежного счета — рубль серебром и рубль ассигнациями.
Курс ассигнаций колебался, но в целом имел тенденцию
к понижению. В первые годы после Отечественной войны за рубль серебром
давали 5 рублей ассигнациями, затем ситуация несколько улучшилась,
но четырехкратная разница сохранялась.
С целью исправления положения правительство в 1818 г. приступило
к частичному изъятию ассигнаций из обращения. Это тем удобнее
было осуществить, что в это же время были введены ассигнации нового
образца и старые подлежали обмену. За пять лет масса находившихся в
обращении ассигнаций была уменьшена на 28% и к 1823 г. составляла
∼∼∼
89
Сфрагистика и нумизматика
595,8 миллиона рублей. Тем не менее, курс ассигнаций вырос очень незначительно:
если в 1817 г. за рубль серебром давали 3 рубля 97 копеек
ассигнациями, то в 1823 г.— 3 рубля 79 копеек. Ввиду малой эффективности
этой меры, изъятие ассигнаций из обращения было приостановлено,
и в дальнейшем масса находящихся в обращении ассигнаций
не менялась до 1839 г. Интересно, что, несмотря на прекращение дефляционной
41 политики, курс ассигнаций продолжал медленно расти, и в
1839 г. рубль серебром обменивался уже на 3,5 ассигнационных рубля.
Как уже говорилось, в 1818 г. ассигнации приобрели другой внешний
облик — в стиле ампир, строгом и лаконичном. В этом году были
выпущены 25- и 50-рублевые ассигнации, а в следующем — ассигнации
всех номиналов: 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублей, которые затем печатались
ежегодно до 1843 г. На них была только одна чернильная подпись —
кассира, подпись же управляющего банком князя Н. А. Хованского печаталась
типографским способом. 5- и 10-рублевые ассигнации размером
185 135 мм (высота меньше ширины) печатались соответственно
на синей и розовой бумаге, 25-рублевые (размер 135 185 мм, высота
больше ширины) и 50-рублевые (185 135 мм, высота меньше ширины) —
на кремовой бумаге, 100-рублевые (210 175 мм, высота меньше ширины)
— на белой бумаге, 200-рублевые (195 122 мм, высота меньше ширины)
— на кремовой бумаге. Водяной знак включал текст «ГОСУДАРСТВЕН
БАНКОВАЯ АССИГНАЦ», год выпуска и номинал цифрами и словами.
В 1839 г. началась денежная реформа Е. Ф. Канкрина (он был министром
финансов). Были выпущены так называемые депозитные билеты
(билеты Депозитной кассы), которые были обеспечены серебром на
100% и менялись на серебро один к одному по первому требованию. В
1841 г. ссуды под залог имений стали выдаваться дворянам новым видом
бумажных денег — кредитными билетами номиналом в 50 рублей.
Таким образом, в 1841–1843 гг. в России обращались три вида бумажных
денег: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Причем ассигнации
были инфляционной валютой, курс которой к серебру постоянно
изменялся, а депозитные и кредитные билеты были, по сути, квитанциями
на серебро. В 1843 г. был прекращен выпуск ассигнаций и депозитных
билетов и начата их замена кредитными билетами по действующему
курсу 1 кредитный рубль за 3,5 ассигнационных. Для этого в
1843–1844 гг. были выпущены кредитные билеты номиналами в 1, 3, 5,
10, 25, 50 и 100 рублей. Вместо обращавшихся в тот момент ассигнаций
номиналом в 595776310 рублей было выпущено кредитных билетов на
170221800 рублей. Обмен ассигнаций был завершен в 1851 г., депозитных
билетов — в 1853 г.
Кредитные билеты образца 1843–1844 гг. выпускались до 1866 г.
Интересно, что и ассортиментом номиналов, и (кроме старших номиналов)
цветовым оформлением они заложили традицию, сохранявшуюся
в России почти полтора века — до 1991 г. Рублевые билеты (140 110 мм)
были желтыми, 3-рублевые (155 105 мм) — зелеными,
5-рублевые (170 110 мм) — голубыми, 10-рублевые (115 160 мм) —
90
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
красными, 25-рублевые (110 170 мм) — фиолетово-лиловыми, 50-рублевые
(190 110 мм) — серыми, 100-рублевые (130 180 мм) — лиловыми.
У 10-, 25- и 100-рублевых билетов высота была больше ширины, у
остальных — меньше.
Финансовая система, построенная Е. Ф. Канкриным, продержалась
недолго. Крымская война 1853–1856 гг. породила нужду в деньгах, и правительство
пошло на выпуск инфляционных кредитных билетов. В 1854 г.
был прекращен их обмен на золото, а в 1858 г.— и на серебро. К этому
времени кредитный рубль подешевел на 20%. Попытка в 1862 г. возобновить
обмен кредитных билетов на золото и серебро с относительно небольшим
лажем (110,5 кредитных копеек за рубль серебром, 570 кредитных
копеек за полуимпериал (5 рублей золотом)) не удалась — через полтора
года обмен вновь был прекращен из-за нехватки золота и серебра. Определенные
усилия к повышению курса кредитного рубля (в 1870 г. он стоил
77,5 золотых копеек, а в 1875 г. — 86 копеек) были перечеркнуты русскотурецкой
войной 1877–1878 гг.: в 1880 г. кредитный рубль стоил 64,8 золотой
копейки и продолжал дешеветь.
В ходе усилий по торможению инфляции кредитного рубля была проведена
замена старого дизайна купюр на новый. Билеты тех же номиналов
и, по сути, тех же цветов, с шириной, большей высоты, вошли в историю
как первые бумажные денежные знаки с портретами российских
государей. Коричневая рублевка и зеленая «трёшка» (обе 150 90 мм)
чести носить монарший портрет не удостоились, синяя 5-рублевка (167
96 мм) была украшена портретом Дмитрия Донского (вопрос об его
исторической достоверности можно не ставить), красная 10-рублевка (168
93 мм) — Михаилом Федоровичем, лиловый 25-рублевик (175 98 мм) —
Алексеем Михайловичем, серый 50-рублевик (168 94 мм) — Петром Великим
и коричневый 100-рублевик (214 130 мм) — Екатериной Великой.
В этом дизайне купюры от 1 до 25 рублей выходили 20 лет — до 1886 г.
50-рублевая купюра была выпущена только в 1866 г., а 100-рублевая выходила
30 лет — до 1896 г.
В 1887–1895 гг. купюры пяти младших номиналов выходили
в другом дизайне — лицевая сторона у всех была светло-коричневая,
а оборотная — уже ставших традиционными цветов. После реформы
С. Ю. Витте до 1912 г. кредитные билеты снова поменяли дизайн. Четыре
младших номинала не имели императорских портретов (см. илл. 28–
30), 25-рублевый билет выходил с портретом Александра III (см. илл.
31), 50-рублевый (светло-салатного цвета) — с портретом Николая I, 100-
рублевый (соломенно-розового цвета) — с портретом Екатерины II (см.
илл. 32). Этот билет имел уникальные для российских бумажных денежных
знаков габариты — 260 120 мм. Однако впервые в российской истории
был выпущен кредитный билет номиналом в 500 рублей. Его размеры
составляли 276 127 мм, украшал его портрет Петра I (см. илл.
33). Первая мировая война вновь взорвала стабильность российского
кредитного рубля.
3.2.2.3. Медная монетная чеканка
Разменная монета (полушка, деньга, копейка, 2 копейки,
3 копейки, а в иные годы и 5 копеек) чеканилась из меди (см. рис. 3.14,
3.15). На медных монетах до 1754 г. изображались на реверсе — номинал,
на аверсе копейки — святой Георгий, на аверсе остальных монет —
двуглавый орел. Елизавета Петровна в 1755–1756 г. заменила святого
Георгия на аверсе копейки своим вензелем, а начиная с 1757 г. монеты
достоинством в полушку, деньгу, копейку и 2 копейки чеканились со
святым Георгием на аверсе и вензелем Елизаветы Петровны с указанием
номинала на реверсе, у 5-копеечной монеты на аверсе был двуглавый
орел. Интересно, что вензель Елизаветы Петровны чеканился на аверсе
медных монет и после ее смерти — до 1796 г. Только в одном 1762 г.
Петр III на крупных медных монетах поместил на реверсе номинал и
военную арматуру, а на аверсе — святого Георгия (на монетах в 2 и 4
Рис. 3.15.
Медные монеты времени
царствования Николая II:
1/2 копейки 1912 г., 1 копейка
1915 г., 3 копейки 1915 г.
86
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
копейки) или двуглавого орла (на 10-копеечной
монете). В последний год царствования
Екатерины II медные монеты
стали чеканиться с монаршим вензелем
на аверсе и номиналом на реверсе. Этот
вид стал одним из двух главных видов
российских медных монет в XIX — начале
XX вв. В 1810–1839 гг. на аверсе вместо
императорского вензеля чеканился
двуглавый орел, затем до 1848 г.— вновь
императорский вензель (медные монеты
1839–1848 гг. интересны еще и тем, что номинал на них указывался с
добавлением слова «серебром» — «3 копейки серебром» и т. п.). Начиная
с 1849 г. мелкие медные монеты (1/4, 1/2 копейки, а до 1867 г.— и 1
копейка) чеканились с императорским вензелем, а крупные (5, 3, 2 копейки,
а с 1867 г.— и 1 копейка) — с двуглавым орлом.
3.2.2.3. Бумажные денежные знаки
В 1769 г. в России появились первые бумажные деньги — ассигнации.
Указ об их выпуске появился 29 декабря 1768 г. Первоначально планировалось
выпустить ассигнаций на миллион рублей, четырьмя номиналами,
на 250 тысяч рублей каждого: 25 рублей (тираж 10000 экз.), 50
рублей (тираж 5000 экз.), 75 рублей (тираж 3333 экз.) и 100 рублей (тираж
2500 экз.). Но вслед за первым выпуском последовали новые, и к
1786 г. в обращении находилось ассигнаций более чем на 46 миллионов
рублей. С другой стороны, поскольку друг от друга ассигнации отличались
только указанием номинала и банком (Петербургским или Московским),
то почти сразу начались подделки путем переправления номинала
«25» на «75», и в июле 1771 г. 75-рублевые ассигнации были изъяты
из обращения. Печатались ассигнации на плотной белой бумаге 190
250 мм (высота больше ширины) с водяным знаком, представлявшим
собой текст по краям ассигнации (вдоль каждой из длинных сторон было
написано: «ГДАРСТВЕННАЯ КАЗНА», а вдоль коротких: «ЛЮБОВЬ К ОТЕчЕСТВУ»
// «ДЕИСТВУЕТ К ПОЛЬЗЕ ОНАГО», а по углам — гербы четырех российских
царств: Астраханского, Московского, Казанского и Сибирского). Черной
краской наносились узорчатая рамка и текст, включавший собственноручные
подписи чернилами (сделанные на каждом экземпляре!) двух
сенаторов, директора и советника банка. Оборотная сторона оставалась
чистой. Кроме того, на купюре были два тисненых овальных медальона.
В левом помещались знамена, пушка, ядра, тюк с товаром, бочка, кадуцей,
на заднем плане — корабль (т. е. символы войны и торговли), российский
государственный орел с гербом Москвы на нагрудном щите и
цепь ордена Андрея Первозванного, а вверху полукругом — надпись:
«ПОКОИТЪ И ОБОРОНЯЕТЪ». В правом медальоне изображалась неприступная
скала, под которой видны волны и головы чудовищ, вверху надпись:
Рис. 3.16.
Серебряная монета времени
царствования Николая II:
20 копеек 1905 г.
87
Сфрагистика и нумизматика
Рис. 3.17.
50-рублевая ассигнация. 1807 г.
«НЕВРЕДИМА». В 1786 г. ассигнации решено было печатать на новой бумаге
(цветной, своего цвета для каждого номинала) и по новому образцу.
Кроме того, к имеющимся номиналам ассигнаций были добавлены 5- и
10-рублевая. Размеры ассигнаций различных номиналов теперь отличались
друг от друга. 5-рублевые имели размер 170 130 мм (высота
меньше ширины) и печатались на темно-синей бумаге, 10-рублевые —
185 135 мм (высота меньше ширины) и печатались на розовой бумаге, 25-
рублевые — 135 185 мм (высота больше ширины) на кремовой бумаге,
50-рублевые — 185 130 мм (высота меньше ширины) на белой бумаге
(см. рис. 3.17), 100-рублевые — 185 185 мм также на белой бумаге.
На всех ассигнациях, кроме 10-рублевой, надписи располагались горизонтально,
на 10-рублевой — по диагонали из левого нижнего угла в правый
верхний. В верхней части ассигнации имелось рельефное овальное
тисненое изображение. Подписи также выполнялись чернилами, на каждом
экземпляре собственноручно: на лицевой стороне — подписи директора
Государственного ассигнационного банка и кассира, на оборотной —
подпись советника Правления банка. Водяной знак также представлял
собой надпись по контуру ассигнации с теми же гербами по углам. Вверху
было написано: «ЛЮБОВЬ К ОТЕчЕСТВУ», справа — номинал прописью
(например: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ») и славянскими литерами («Е» (5), «I» (10),
«КЕ» (25), «Н» (50) и «Р» (100)), внизу — «ДЕИСТВ. К ПОЛЗЕ ОНАГО», слева —
«ГДРСТВЕННАЯ КАЗНА». Ассигнации этого образца выпускались до 1818 г.,
т. е. более тридцати лет. Одновременно с постановлением об их выпуске
(единовременно выпускалось ассигнаций на 50 миллионов рублей, чтобы
заменить все имеющиеся в обращении старые ассигнации на новые)
88
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
утверждалось, что общая масса имеющихся в обращении ассигнаций во
всяком случае не должна превышать 100 миллионов рублей. Но началась
вторая за екатерининское правление русско-турецкая война, казне
понадобились деньги, их стали печатать — и уже в 1788 г. общая масса
ассигнаций вышла за стомиллионную отметку, а к концу царствования
Екатерины II она превышала ее более чем в полтора раза, составляя
157,7 миллиона рублей. Естественно, такая масса не была обеспечена серебром
— в конце 1780-х гг. без официального постановления был приостановлен
размен ассигнаций на серебро. Павел I попытался было восстановить
этот размен с лажем 30 копеек на рубль (т. е. 130 ассигнационных
копеек менялись на 100 копеек серебром), но даже для такого размена
серебра не хватало, он вновь был остановлен. В обращении же курс ассигнаций
падал стремительно (см. табл.).
Начиная с весны 1812 г. в стране официально существовали две основные
единицы денежного счета — рубль серебром и рубль ассигнациями.
Курс ассигнаций колебался, но в целом имел тенденцию
к понижению. В первые годы после Отечественной войны за рубль серебром
давали 5 рублей ассигнациями, затем ситуация несколько улучшилась,
но четырехкратная разница сохранялась.
С целью исправления положения правительство в 1818 г. приступило
к частичному изъятию ассигнаций из обращения. Это тем удобнее
было осуществить, что в это же время были введены ассигнации нового
образца и старые подлежали обмену. За пять лет масса находившихся в
обращении ассигнаций была уменьшена на 28% и к 1823 г. составляла
∼∼∼
89
Сфрагистика и нумизматика
595,8 миллиона рублей. Тем не менее, курс ассигнаций вырос очень незначительно:
если в 1817 г. за рубль серебром давали 3 рубля 97 копеек
ассигнациями, то в 1823 г.— 3 рубля 79 копеек. Ввиду малой эффективности
этой меры, изъятие ассигнаций из обращения было приостановлено,
и в дальнейшем масса находящихся в обращении ассигнаций
не менялась до 1839 г. Интересно, что, несмотря на прекращение дефляционной
41 политики, курс ассигнаций продолжал медленно расти, и в
1839 г. рубль серебром обменивался уже на 3,5 ассигнационных рубля.
Как уже говорилось, в 1818 г. ассигнации приобрели другой внешний
облик — в стиле ампир, строгом и лаконичном. В этом году были
выпущены 25- и 50-рублевые ассигнации, а в следующем — ассигнации
всех номиналов: 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублей, которые затем печатались
ежегодно до 1843 г. На них была только одна чернильная подпись —
кассира, подпись же управляющего банком князя Н. А. Хованского печаталась
типографским способом. 5- и 10-рублевые ассигнации размером
185 135 мм (высота меньше ширины) печатались соответственно
на синей и розовой бумаге, 25-рублевые (размер 135 185 мм, высота
больше ширины) и 50-рублевые (185 135 мм, высота меньше ширины) —
на кремовой бумаге, 100-рублевые (210 175 мм, высота меньше ширины)
— на белой бумаге, 200-рублевые (195 122 мм, высота меньше ширины)
— на кремовой бумаге. Водяной знак включал текст «ГОСУДАРСТВЕН
БАНКОВАЯ АССИГНАЦ», год выпуска и номинал цифрами и словами.
В 1839 г. началась денежная реформа Е. Ф. Канкрина (он был министром
финансов). Были выпущены так называемые депозитные билеты
(билеты Депозитной кассы), которые были обеспечены серебром на
100% и менялись на серебро один к одному по первому требованию. В
1841 г. ссуды под залог имений стали выдаваться дворянам новым видом
бумажных денег — кредитными билетами номиналом в 50 рублей.
Таким образом, в 1841–1843 гг. в России обращались три вида бумажных
денег: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Причем ассигнации
были инфляционной валютой, курс которой к серебру постоянно
изменялся, а депозитные и кредитные билеты были, по сути, квитанциями
на серебро. В 1843 г. был прекращен выпуск ассигнаций и депозитных
билетов и начата их замена кредитными билетами по действующему
курсу 1 кредитный рубль за 3,5 ассигнационных. Для этого в
1843–1844 гг. были выпущены кредитные билеты номиналами в 1, 3, 5,
10, 25, 50 и 100 рублей. Вместо обращавшихся в тот момент ассигнаций
номиналом в 595776310 рублей было выпущено кредитных билетов на
170221800 рублей. Обмен ассигнаций был завершен в 1851 г., депозитных
билетов — в 1853 г.
Кредитные билеты образца 1843–1844 гг. выпускались до 1866 г.
Интересно, что и ассортиментом номиналов, и (кроме старших номиналов)
цветовым оформлением они заложили традицию, сохранявшуюся
в России почти полтора века — до 1991 г. Рублевые билеты (140 110 мм)
были желтыми, 3-рублевые (155 105 мм) — зелеными,
5-рублевые (170 110 мм) — голубыми, 10-рублевые (115 160 мм) —
90
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
красными, 25-рублевые (110 170 мм) — фиолетово-лиловыми, 50-рублевые
(190 110 мм) — серыми, 100-рублевые (130 180 мм) — лиловыми.
У 10-, 25- и 100-рублевых билетов высота была больше ширины, у
остальных — меньше.
Финансовая система, построенная Е. Ф. Канкриным, продержалась
недолго. Крымская война 1853–1856 гг. породила нужду в деньгах, и правительство
пошло на выпуск инфляционных кредитных билетов. В 1854 г.
был прекращен их обмен на золото, а в 1858 г.— и на серебро. К этому
времени кредитный рубль подешевел на 20%. Попытка в 1862 г. возобновить
обмен кредитных билетов на золото и серебро с относительно небольшим
лажем (110,5 кредитных копеек за рубль серебром, 570 кредитных
копеек за полуимпериал (5 рублей золотом)) не удалась — через полтора
года обмен вновь был прекращен из-за нехватки золота и серебра. Определенные
усилия к повышению курса кредитного рубля (в 1870 г. он стоил
77,5 золотых копеек, а в 1875 г. — 86 копеек) были перечеркнуты русскотурецкой
войной 1877–1878 гг.: в 1880 г. кредитный рубль стоил 64,8 золотой
копейки и продолжал дешеветь.
В ходе усилий по торможению инфляции кредитного рубля была проведена
замена старого дизайна купюр на новый. Билеты тех же номиналов
и, по сути, тех же цветов, с шириной, большей высоты, вошли в историю
как первые бумажные денежные знаки с портретами российских
государей. Коричневая рублевка и зеленая «трёшка» (обе 150 90 мм)
чести носить монарший портрет не удостоились, синяя 5-рублевка (167
96 мм) была украшена портретом Дмитрия Донского (вопрос об его
исторической достоверности можно не ставить), красная 10-рублевка (168
93 мм) — Михаилом Федоровичем, лиловый 25-рублевик (175 98 мм) —
Алексеем Михайловичем, серый 50-рублевик (168 94 мм) — Петром Великим
и коричневый 100-рублевик (214 130 мм) — Екатериной Великой.
В этом дизайне купюры от 1 до 25 рублей выходили 20 лет — до 1886 г.
50-рублевая купюра была выпущена только в 1866 г., а 100-рублевая выходила
30 лет — до 1896 г.
В 1887–1895 гг. купюры пяти младших номиналов выходили
в другом дизайне — лицевая сторона у всех была светло-коричневая,
а оборотная — уже ставших традиционными цветов. После реформы
С. Ю. Витте до 1912 г. кредитные билеты снова поменяли дизайн. Четыре
младших номинала не имели императорских портретов (см. илл. 28–
30), 25-рублевый билет выходил с портретом Александра III (см. илл.
31), 50-рублевый (светло-салатного цвета) — с портретом Николая I, 100-
рублевый (соломенно-розового цвета) — с портретом Екатерины II (см.
илл. 32). Этот билет имел уникальные для российских бумажных денежных
знаков габариты — 260 120 мм. Однако впервые в российской истории
был выпущен кредитный билет номиналом в 500 рублей. Его размеры
составляли 276 127 мм, украшал его портрет Петра I (см. илл.
33). Первая мировая война вновь взорвала стабильность российского
кредитного рубля.
3.2.2.3. Медная монетная чеканка
Разменная монета (полушка, деньга, копейка, 2 копейки,
3 копейки, а в иные годы и 5 копеек) чеканилась из меди (см. рис. 3.14,
3.15). На медных монетах до 1754 г. изображались на реверсе — номинал,
на аверсе копейки — святой Георгий, на аверсе остальных монет —
двуглавый орел. Елизавета Петровна в 1755–1756 г. заменила святого
Георгия на аверсе копейки своим вензелем, а начиная с 1757 г. монеты
достоинством в полушку, деньгу, копейку и 2 копейки чеканились со
святым Георгием на аверсе и вензелем Елизаветы Петровны с указанием
номинала на реверсе, у 5-копеечной монеты на аверсе был двуглавый
орел. Интересно, что вензель Елизаветы Петровны чеканился на аверсе
медных монет и после ее смерти — до 1796 г. Только в одном 1762 г.
Петр III на крупных медных монетах поместил на реверсе номинал и
военную арматуру, а на аверсе — святого Георгия (на монетах в 2 и 4
Рис. 3.15.
Медные монеты времени
царствования Николая II:
1/2 копейки 1912 г., 1 копейка
1915 г., 3 копейки 1915 г.
86
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
копейки) или двуглавого орла (на 10-копеечной
монете). В последний год царствования
Екатерины II медные монеты
стали чеканиться с монаршим вензелем
на аверсе и номиналом на реверсе. Этот
вид стал одним из двух главных видов
российских медных монет в XIX — начале
XX вв. В 1810–1839 гг. на аверсе вместо
императорского вензеля чеканился
двуглавый орел, затем до 1848 г.— вновь
императорский вензель (медные монеты
1839–1848 гг. интересны еще и тем, что номинал на них указывался с
добавлением слова «серебром» — «3 копейки серебром» и т. п.). Начиная
с 1849 г. мелкие медные монеты (1/4, 1/2 копейки, а до 1867 г.— и 1
копейка) чеканились с императорским вензелем, а крупные (5, 3, 2 копейки,
а с 1867 г.— и 1 копейка) — с двуглавым орлом.
3.2.2.3. Бумажные денежные знаки
В 1769 г. в России появились первые бумажные деньги — ассигнации.
Указ об их выпуске появился 29 декабря 1768 г. Первоначально планировалось
выпустить ассигнаций на миллион рублей, четырьмя номиналами,
на 250 тысяч рублей каждого: 25 рублей (тираж 10000 экз.), 50
рублей (тираж 5000 экз.), 75 рублей (тираж 3333 экз.) и 100 рублей (тираж
2500 экз.). Но вслед за первым выпуском последовали новые, и к
1786 г. в обращении находилось ассигнаций более чем на 46 миллионов
рублей. С другой стороны, поскольку друг от друга ассигнации отличались
только указанием номинала и банком (Петербургским или Московским),
то почти сразу начались подделки путем переправления номинала
«25» на «75», и в июле 1771 г. 75-рублевые ассигнации были изъяты
из обращения. Печатались ассигнации на плотной белой бумаге 190
250 мм (высота больше ширины) с водяным знаком, представлявшим
собой текст по краям ассигнации (вдоль каждой из длинных сторон было
написано: «ГДАРСТВЕННАЯ КАЗНА», а вдоль коротких: «ЛЮБОВЬ К ОТЕчЕСТВУ»
// «ДЕИСТВУЕТ К ПОЛЬЗЕ ОНАГО», а по углам — гербы четырех российских
царств: Астраханского, Московского, Казанского и Сибирского). Черной
краской наносились узорчатая рамка и текст, включавший собственноручные
подписи чернилами (сделанные на каждом экземпляре!) двух
сенаторов, директора и советника банка. Оборотная сторона оставалась
чистой. Кроме того, на купюре были два тисненых овальных медальона.
В левом помещались знамена, пушка, ядра, тюк с товаром, бочка, кадуцей,
на заднем плане — корабль (т. е. символы войны и торговли), российский
государственный орел с гербом Москвы на нагрудном щите и
цепь ордена Андрея Первозванного, а вверху полукругом — надпись:
«ПОКОИТЪ И ОБОРОНЯЕТЪ». В правом медальоне изображалась неприступная
скала, под которой видны волны и головы чудовищ, вверху надпись:
Рис. 3.16.
Серебряная монета времени
царствования Николая II:
20 копеек 1905 г.
87
Сфрагистика и нумизматика
Рис. 3.17.
50-рублевая ассигнация. 1807 г.
«НЕВРЕДИМА». В 1786 г. ассигнации решено было печатать на новой бумаге
(цветной, своего цвета для каждого номинала) и по новому образцу.
Кроме того, к имеющимся номиналам ассигнаций были добавлены 5- и
10-рублевая. Размеры ассигнаций различных номиналов теперь отличались
друг от друга. 5-рублевые имели размер 170 130 мм (высота
меньше ширины) и печатались на темно-синей бумаге, 10-рублевые —
185 135 мм (высота меньше ширины) и печатались на розовой бумаге, 25-
рублевые — 135 185 мм (высота больше ширины) на кремовой бумаге,
50-рублевые — 185 130 мм (высота меньше ширины) на белой бумаге
(см. рис. 3.17), 100-рублевые — 185 185 мм также на белой бумаге.
На всех ассигнациях, кроме 10-рублевой, надписи располагались горизонтально,
на 10-рублевой — по диагонали из левого нижнего угла в правый
верхний. В верхней части ассигнации имелось рельефное овальное
тисненое изображение. Подписи также выполнялись чернилами, на каждом
экземпляре собственноручно: на лицевой стороне — подписи директора
Государственного ассигнационного банка и кассира, на оборотной —
подпись советника Правления банка. Водяной знак также представлял
собой надпись по контуру ассигнации с теми же гербами по углам. Вверху
было написано: «ЛЮБОВЬ К ОТЕчЕСТВУ», справа — номинал прописью
(например: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ») и славянскими литерами («Е» (5), «I» (10),
«КЕ» (25), «Н» (50) и «Р» (100)), внизу — «ДЕИСТВ. К ПОЛЗЕ ОНАГО», слева —
«ГДРСТВЕННАЯ КАЗНА». Ассигнации этого образца выпускались до 1818 г.,
т. е. более тридцати лет. Одновременно с постановлением об их выпуске
(единовременно выпускалось ассигнаций на 50 миллионов рублей, чтобы
заменить все имеющиеся в обращении старые ассигнации на новые)
88
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
утверждалось, что общая масса имеющихся в обращении ассигнаций во
всяком случае не должна превышать 100 миллионов рублей. Но началась
вторая за екатерининское правление русско-турецкая война, казне
понадобились деньги, их стали печатать — и уже в 1788 г. общая масса
ассигнаций вышла за стомиллионную отметку, а к концу царствования
Екатерины II она превышала ее более чем в полтора раза, составляя
157,7 миллиона рублей. Естественно, такая масса не была обеспечена серебром
— в конце 1780-х гг. без официального постановления был приостановлен
размен ассигнаций на серебро. Павел I попытался было восстановить
этот размен с лажем 30 копеек на рубль (т. е. 130 ассигнационных
копеек менялись на 100 копеек серебром), но даже для такого размена
серебра не хватало, он вновь был остановлен. В обращении же курс ассигнаций
падал стремительно (см. табл.).
Начиная с весны 1812 г. в стране официально существовали две основные
единицы денежного счета — рубль серебром и рубль ассигнациями.
Курс ассигнаций колебался, но в целом имел тенденцию
к понижению. В первые годы после Отечественной войны за рубль серебром
давали 5 рублей ассигнациями, затем ситуация несколько улучшилась,
но четырехкратная разница сохранялась.
С целью исправления положения правительство в 1818 г. приступило
к частичному изъятию ассигнаций из обращения. Это тем удобнее
было осуществить, что в это же время были введены ассигнации нового
образца и старые подлежали обмену. За пять лет масса находившихся в
обращении ассигнаций была уменьшена на 28% и к 1823 г. составляла
∼∼∼
89
Сфрагистика и нумизматика
595,8 миллиона рублей. Тем не менее, курс ассигнаций вырос очень незначительно:
если в 1817 г. за рубль серебром давали 3 рубля 97 копеек
ассигнациями, то в 1823 г.— 3 рубля 79 копеек. Ввиду малой эффективности
этой меры, изъятие ассигнаций из обращения было приостановлено,
и в дальнейшем масса находящихся в обращении ассигнаций
не менялась до 1839 г. Интересно, что, несмотря на прекращение дефляционной
41 политики, курс ассигнаций продолжал медленно расти, и в
1839 г. рубль серебром обменивался уже на 3,5 ассигнационных рубля.
Как уже говорилось, в 1818 г. ассигнации приобрели другой внешний
облик — в стиле ампир, строгом и лаконичном. В этом году были
выпущены 25- и 50-рублевые ассигнации, а в следующем — ассигнации
всех номиналов: 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублей, которые затем печатались
ежегодно до 1843 г. На них была только одна чернильная подпись —
кассира, подпись же управляющего банком князя Н. А. Хованского печаталась
типографским способом. 5- и 10-рублевые ассигнации размером
185 135 мм (высота меньше ширины) печатались соответственно
на синей и розовой бумаге, 25-рублевые (размер 135 185 мм, высота
больше ширины) и 50-рублевые (185 135 мм, высота меньше ширины) —
на кремовой бумаге, 100-рублевые (210 175 мм, высота меньше ширины)
— на белой бумаге, 200-рублевые (195 122 мм, высота меньше ширины)
— на кремовой бумаге. Водяной знак включал текст «ГОСУДАРСТВЕН
БАНКОВАЯ АССИГНАЦ», год выпуска и номинал цифрами и словами.
В 1839 г. началась денежная реформа Е. Ф. Канкрина (он был министром
финансов). Были выпущены так называемые депозитные билеты
(билеты Депозитной кассы), которые были обеспечены серебром на
100% и менялись на серебро один к одному по первому требованию. В
1841 г. ссуды под залог имений стали выдаваться дворянам новым видом
бумажных денег — кредитными билетами номиналом в 50 рублей.
Таким образом, в 1841–1843 гг. в России обращались три вида бумажных
денег: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Причем ассигнации
были инфляционной валютой, курс которой к серебру постоянно
изменялся, а депозитные и кредитные билеты были, по сути, квитанциями
на серебро. В 1843 г. был прекращен выпуск ассигнаций и депозитных
билетов и начата их замена кредитными билетами по действующему
курсу 1 кредитный рубль за 3,5 ассигнационных. Для этого в
1843–1844 гг. были выпущены кредитные билеты номиналами в 1, 3, 5,
10, 25, 50 и 100 рублей. Вместо обращавшихся в тот момент ассигнаций
номиналом в 595776310 рублей было выпущено кредитных билетов на
170221800 рублей. Обмен ассигнаций был завершен в 1851 г., депозитных
билетов — в 1853 г.
Кредитные билеты образца 1843–1844 гг. выпускались до 1866 г.
Интересно, что и ассортиментом номиналов, и (кроме старших номиналов)
цветовым оформлением они заложили традицию, сохранявшуюся
в России почти полтора века — до 1991 г. Рублевые билеты (140 110 мм)
были желтыми, 3-рублевые (155 105 мм) — зелеными,
5-рублевые (170 110 мм) — голубыми, 10-рублевые (115 160 мм) —
90
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
красными, 25-рублевые (110 170 мм) — фиолетово-лиловыми, 50-рублевые
(190 110 мм) — серыми, 100-рублевые (130 180 мм) — лиловыми.
У 10-, 25- и 100-рублевых билетов высота была больше ширины, у
остальных — меньше.
Финансовая система, построенная Е. Ф. Канкриным, продержалась
недолго. Крымская война 1853–1856 гг. породила нужду в деньгах, и правительство
пошло на выпуск инфляционных кредитных билетов. В 1854 г.
был прекращен их обмен на золото, а в 1858 г.— и на серебро. К этому
времени кредитный рубль подешевел на 20%. Попытка в 1862 г. возобновить
обмен кредитных билетов на золото и серебро с относительно небольшим
лажем (110,5 кредитных копеек за рубль серебром, 570 кредитных
копеек за полуимпериал (5 рублей золотом)) не удалась — через полтора
года обмен вновь был прекращен из-за нехватки золота и серебра. Определенные
усилия к повышению курса кредитного рубля (в 1870 г. он стоил
77,5 золотых копеек, а в 1875 г. — 86 копеек) были перечеркнуты русскотурецкой
войной 1877–1878 гг.: в 1880 г. кредитный рубль стоил 64,8 золотой
копейки и продолжал дешеветь.
В ходе усилий по торможению инфляции кредитного рубля была проведена
замена старого дизайна купюр на новый. Билеты тех же номиналов
и, по сути, тех же цветов, с шириной, большей высоты, вошли в историю
как первые бумажные денежные знаки с портретами российских
государей. Коричневая рублевка и зеленая «трёшка» (обе 150 90 мм)
чести носить монарший портрет не удостоились, синяя 5-рублевка (167
96 мм) была украшена портретом Дмитрия Донского (вопрос об его
исторической достоверности можно не ставить), красная 10-рублевка (168
93 мм) — Михаилом Федоровичем, лиловый 25-рублевик (175 98 мм) —
Алексеем Михайловичем, серый 50-рублевик (168 94 мм) — Петром Великим
и коричневый 100-рублевик (214 130 мм) — Екатериной Великой.
В этом дизайне купюры от 1 до 25 рублей выходили 20 лет — до 1886 г.
50-рублевая купюра была выпущена только в 1866 г., а 100-рублевая выходила
30 лет — до 1896 г.
В 1887–1895 гг. купюры пяти младших номиналов выходили
в другом дизайне — лицевая сторона у всех была светло-коричневая,
а оборотная — уже ставших традиционными цветов. После реформы
С. Ю. Витте до 1912 г. кредитные билеты снова поменяли дизайн. Четыре
младших номинала не имели императорских портретов (см. илл. 28–
30), 25-рублевый билет выходил с портретом Александра III (см. илл.
31), 50-рублевый (светло-салатного цвета) — с портретом Николая I, 100-
рублевый (соломенно-розового цвета) — с портретом Екатерины II (см.
илл. 32). Этот билет имел уникальные для российских бумажных денежных
знаков габариты — 260 120 мм. Однако впервые в российской истории
был выпущен кредитный билет номиналом в 500 рублей. Его размеры
составляли 276 127 мм, украшал его портрет Петра I (см. илл.
33). Первая мировая война вновь взорвала стабильность российского
кредитного рубля.
91
Сфрагистика и нумизматика
3.2.3. Советская денежная система
Первая мировая и гражданская войны привели к гиперинфляции
и полному расстройству денежной системы. В первые годы Советской
власти печатались исключительно бумажные денежные знаки (см. илл.
35, 36), образцы которых постоянно менялись, и хождение имели знаки
нескольких образцов одновременно. К 1922 г. номинал их доходил до
10000000 рублей, и все равно за крупные покупки расплачивались мешками
денег. Две деноминации, прошедшие в 1922 г. (см. илл. 37), приравняли
рубль 1923 г. к миллиону рублей 1921 г., которые были изъяты
из обращения. Однако инфляцию это остановить не могло: если первоначально
самой крупной купюрой была 100-рублевая, то уже в феврале
1923 г. пришлось выпустить 250-рублевую, затем — все более и более
крупных номиналов, и уже в феврале следующего, 1924 г., была выпущена
купюра в 25000 рублей. Для исправления положения в 1922–
1924 гг. была проведена денежная реформа Г. Я. Сокольникова (наркома
финансов). В 1922 г. был начат выпуск новых банкнот — червонцев,
обеспеченных золотом и товарными запасами (1 червонец обменивался
на 8,6 г чистого золота). Выпускались банкноты достоинством в 1, 3, 5,
10 и 25 червонцев 42, на белой бумаге, размером 177 110 мм (высота
меньше ширины). Дизайн и номиналы выпускаемых червонцев менялись
еще несколько раз. В 1937 г. была последняя эмиссия червонцев —
Рис. 3.18.
Серебряные полтинники 1920-х гг.
Рис. 3.19.
Серебряный рубль 1924 г.
92
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
банкнот нового дизайна достоинством в 1, 3, 5 и 10 червонцев (размерами
160 79 мм, 170 87 мм, 180 90 мм и 192 100 мм соответственно,
см. илл. 38) с портретами В. И. Ленина и указанием номинала на 11 языках
союзных республик. В 1923 и 1925 гг. была выпущена золотая монета
в 1 червонец. В 1921–1931 гг. выпускались серебряные монеты в
10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль 43 (см. рис. 3.18, 3.19). К 1924 г. было
прекращено обращение прежних обесцененных денег. В 1924 г. выпущены
медные монеты в 1, 2, 3 и 5 копеек, в 1925 г. — 1, 2 и 1/2 копейки.
По-видимому, в этот момент сформировалось разделение монет в разговорном
названии на «серебряные» (от 10 копеек и выше) и «медные» (до
5 копеек). Эти наименования держались за монетами до 1991 г., хотя
металлы, из которых они изготавливались, давно сменились (впрочем,
«медные» монеты продолжали изготовляться из желтого металла, а «серебряные
» — из белого). С 1926 г. стали выпускаться бронзовые монеты
в 1, 2, 3 и 5 копеек меньшего, чем прежде, размера, дизайн которых в
целом сохранялся с небольшими изменениями до 1991 г. (в 1927 и
1928 гг. выпускались также медные монеты в 1/2 копейки). Монеты,
изготовленные из драгоценных металлов, были постепенно заменены
выпускавшимися с 1931 г. никелевыми в новом оформлении. В 1931 г.
чеканились как серебряные монеты прежнего дизайна достоинством
15 и 10 копеек, так и никелевые нового дизайна достоинством 20, 15
и 10 копеек (см. рис. 3.20). Металлические рубли и полтинники не выРис.