ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эта же система воинских званий (за исключением самых высших)
сохраняется в Российской Федерации и сегодня. Только ликвидированы
звания маршала рода войск, главного маршала рода войск и Адмирала
Флота Советского Союза, а вместо звания «Маршал Советского Союза
» введено звание «Маршал Российской Федерации».
5.3. МУНДИРЫ. УНИФОРМЫ. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
Значение мундира всегда было в России очень велико. В Российской
империи свой мундир был у каждого полка, у каждого ведомства, многих
учебных заведений и даже у неслужащих дворян каждой
губернии. Мундир сообщал о своем хозяине, где он служит и в каком
чине. Ношение мундира не ограничивалось присутствием на службе. Обладатель
мундира, как правило, был (или, по крайней мере, должен был
быть) в мундире всегда — на балу, во время прогулки, даже «на водах».
Существовали и женские мундирные платья.
( д р
и Молот»)
(см. илл. 74)
ду р ;
прямоугольная колодочка 15 20 мм;
реверс: надпись: «Герой Социали!
стического труда»
у ур
Почетное звание
«Мать!героиня»
(орден «Мать!
героиня»)
(см. илл. 84)
Пятиконечная звезда размером
28 мм на фоне серебристых лучей
на эмалированной пластинке;
металлическая колодочка
с надписью: «Мать!героиня»
Золото,
серебро
— Женщины Матери, родившие и воспи!
тавшие десять детей
Ниже перечисленных, но выше остальных орденов и медалей
Орден «Материн!
ская слава»
I степени
(см. илл. 84)
Овальный; в верхней части рубиново!
красное полотнище знамени с надпи!
сью: «Материнская слава I», под зна!
менем — белый щиток с надписью:
«СССР», звездой и серпом и молотом,
в левой части фигура матери с ребен!
ком на руках; внизу позолоченные
листья; металлическая эмалированная
колодка в виде белого банта с продоль!
ной голубой полосой посередине
Серебро — Женщины Матери, родившие
и воспитавшие девять детей
214
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
Функции мундира разнообразны. Во-первых, мундир — это одежда.
Она должна быть удобной и по возможности наилучшим образом обеспечивать
обладателю выполнение его профессиональных обязанностей.
Во-вторых, мундир — это комплекс знаков и символов, указывающих
на вид службы обладателя (военная или статская), на более узкую служебную
принадлежность (род войск, ведомство), на место, занимаемое
обладателем в служебной иерархии (чин, порой — должность). В-третьих,
мундир несет эмоциональную нагрузку: мундиром гордятся, он является
предметом престижа. Мундир заставляет человека чувствовать себя
причастным к истории, традициям своего ведомства (полка) и заслугам
людей, прежде носивших подобный мундир. Это неотделимо и от эстетического
значения — мундир должен быть красив.
Разумеется, с течением времени мундир не мог не меняться кардинальным
образом. Менялось представление о красоте — в истории партикулярного
платья это называется модой. Она не могла не оказывать влияния
на мундир: короткие штаны с чулками и напудренная коса,
естественные в XVIII в., немыслимы на мужчине сегодня. Менялись условия
профессиональной деятельности — яркие мундиры XVIII–XIX вв.,
очень красивые, стали со временем совершенно нефункциональными.
Для ведения войны военные оделись в хаки. Появлялись новые рода
войск, отмирали старые — все это приводило к изменению мундира.
Наконец, менялись общественные нравы и стереотипы, представления
о нормальном. Это тоже влияло на мундир — например, в советское время
государственные служащие (не военные) мундира, как правило, не
имели, хотя в XIX в. какая бы то ни было государственная служба без
мундира была немыслима.
Сочетание прагматичности, семиотичности, традиционности, эстетичности
и престижности делает мундир особым культурным явлением.
Многие мундирные элементы первоначально возникали из чисто
прагматических вещей. Например, погон возник как прагматичная
деталь: им пристегивали ремень плечевой сумки, чтобы не сваливался
с плеча (недаром первоначально погон был только на одном плече). Но,
возникнув, погон зажил самостоятельной жизнью, обретя значение знака
различия. Потому что любой функциональный элемент должен был
быть эстетизирован и включен в семиотическую систему. То же можно
сказать и о выпушке. Сперва узкая сложенная вдвое полоска сукна вшивалась
в шов, чтобы сделать его плотнее. Торчащая при этом из шва каемка
быстро была использована в эстетических и семиотических целях:
ее стали делать из сукна цвета, контрастного к цвету мундира, и цвет
этот приобрел смысловое значение.
В настоящее время область применения униформы далеко вышла
за рамки государственных учреждений. Свою униформу стремится
иметь каждая солидная фирма, каждый серьезный магазин, каждое
приличное учебное заведение. Науке об униформах современной России
еще только предстоит сформироваться, но будущее ей предстоит
большое.
215
Чины, звания и титулы. Униформология
В настоящем пособии нет возможности дать сколько-нибудь основательный
очерк истории русского мундира. Приоритетное внимание будет
уделено мундиру как семиотической системе, мундиру как тексту.
Но даже этот аспект обречен на фрагментарное изложение.
Мундиром в широком смысле слова называется официально установленный
форменный костюм, а в узком смысле — верхняя часть парадной
формы (не являющаяся верхней одеждой). Вицмундир — это тоже
конкретный вид платья, но являющийся верхней частью повседневной
формы. Часть мундира ниже талии называется юбкой. Мундирное шитье
— вышитый узор установленного образца и объема (количества) на
воротнике, обшлагах, карманных клапанах, по бортам, у высших чинов
еще и по основным швам — служило знаком различия: оно указывало
на род службы и место в служебной иерархии. На воротник часто нашивались
петлицы — гарусные пришивные петли. Петлицами часто
называют и гарусные или суконные клапаны (нашивки) на воротнике и
обшлагах, использовавшиеся вместо погон для обозначения рангов. Цвет
металлической и суконной отделки мундира называется приборным цветом
(прибором).
Элементами головных уборов являются околыш — обод, плотно облегающий
голову; поверх которого располагается тулья — верхняя широкая
часть. Впрочем, околыш и тулью имели не все головные уборы. Среди
головных уборов, их не имеющих, можно назвать каску — кожаный
или металлический головной убор в виде шлема, треуголку — треугольную
шляпу и другие. Среди многочисленных других головных уборов отметим
наиболее характерные для военной формы кивер — кожаный, обтянутый
сукном, цилиндрической формы или в виде перевернутого
усеченного конуса, с плоским верхом, с небольшим козырьком, обычно
высокий, часто с султаном; фуражку — с околышем, плоской круглой
тульей и козырьком; и папаху — высокую, из бараньего меха, без полей
и козырька. На головных уборах могла размещаться кокарда — ее главным
назначением было указывать государственную принадлежность, в
XVIII в. она представляла собой бант из лент, затем — полотняную розетку,
а со второй половины XIX в. кокарды стали металлическими.
Кроме того, на головном уборе мог помещаться плюмаж — украшение
из перьев или султан — украшение из конских волос или шерстяной
нити.
По шву или краю одежды выпускался наружу узкий край вставного
сукна, называемый выпушкой. Выпушка по всему периметру называлась
кантом. На брюках, фуражке, петлицах, погонах края оторачивались
цветным шнуром — обкладкой.
Эмблемы ведомств, родов войск и любые вообще металлические элементы,
помещавшиеся на головных уборах, погонах, воротниках
и воротниковых клапанах, назывались арматурой.
Шейный платок назывался галстуком. Шарф, исключительно офицерская
принадлежность, в первой половине XVIII в. носился через плечо
и фиксировался у бедра, а затем стал носиться на поясе.
216
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
Мундиры некоторых высших гражданских чиновников конца XVIII в.—
см. илл. 59–61, 63, 64. Образцы некоторых мундиров средних чиновников
начала XIX в. и их отдельных элементов — см. илл. 99–102. Образцы
некоторых мундиров высших гражданских чиновников середины XIX в.—
см. илл. 103–107, 66. Отдельные элементы придворных мундиров середины
XIX в. — см. илл. 108, 109.
5.3.1. Русский военный мундир
Говорить о военном мундире на Руси можно начиная с середины
XVI в., когда были созданы стрелецкие полки, началось их централизованное
снабжение и, следовательно, сформировалось единообразие
в их одежде. В XVII в. стрелецкие и рейтарские полки отличались друг
от друга цветом кафтанов и шапок, а также цветом нашивок (золотых
или серебряных). Цвета стрелецких одеяний обыкновенно соответствовали
цветам полковых знамен. Осенью 1698 г. Петр I ввел для двух гвардейских
полков (Преображенского и Семеновского) и двух полков нового
строя (Лефортовского и Бутырского) венгерское платье (по сравнению
с другими европейскими платьями оно было более похоже на русское).
Были введены красные шапки с меховой опушкой, красные сапоги или
чулки с башмаками, красные отвороты кафтанов. Основное же сукно
кафтанов было полкового цвета: у преображенцев — зеленое, у семеновцев
— синее, у лефортовцев и бутырцев — красное.
В 1701 г. венгерское платье было заменено на немецкое, саксонское
или французское. В комплект одежды входили шляпа (черная,
с круглой высокой тульей и широкими полями), кафтан (однобортный,
до колен), камзол (короче кафтана), рубаха, штаны (ниже
колен), галстук, епанча, башмаки с высокими чулками или сапоги
на высоких каблуках с небольшими раструбами. Полковыми цветами
первых гвардейских полков стали: у Преображенского полка — красный,
у Семеновского — голубой. Созданный позднее Измайловский полк
имел полковым цветом зеленый. При этом основным цветом мундирного
сукна был темно-зеленый, полковой цвет был приборным, этот цвет
имели воротники. В армейских пехотных полках также был мундир темно-
зеленого цвета. Кавалерийские полки имели синий верх кафтана, а
воротник, обшлага и подкладку — белые. Артиллерийские полки имели
красные кафтан, камзол и штаны, а епанчу, обшлага, подкладку, а с
1720 г. и воротники — синие.
Покрой и расцветка мундиров менялись столь многократно, что даже
краткое описание этого процесса превысило бы объем настоящего пособия.
На некоторое время относительная стабильность была установлена
Анной Иоанновной: ее мундирная реформа определила облик русского
офицера на три десятилетия вперед, а установленное ею соотношение
цвета мундира с родом войск просуществовало до 1790-х гг. При этом
основные мундирные цвета она сохранила такие же, как были при
Петре I, а приборные отчасти изменила. Пехота стала носить зеленый