Файл: Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.

Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Репертуар

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для
музицирования













Модуль 1. Музыка в жизни человека

1.1.

Красота
и вдохновение

1

0

1

Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»;

Скворушкапрощается

Баренбойм Л.

«Путь к
музицированию».

06.09.2022

Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

1.2.

Музыкальные пейзажи

1

0

1

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»

Вополеберёзастояла

Баренбойм Л.

«Путь к
музицированию».

13.09.2022

Слушание произведений программной
музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного
искусства.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

2




Модуль 2. Народная музыка России

2.1.

Русский
фольклор

1

0

1

русская народная музыка;

Во поле берёза стояла

Русские
народные
песенки: «Ходит зайка»

20.09.2022

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.)
мелодийнародныхпесен, прослеживание мелодии по нотной записи;

Устный опрос;

http://imslp.org

2.2.

Русские
народные
музыкальные инструменты

1

0

1

русская народная музыка;

Во поле берёза стояла

«У кота-
Воркота»

27.09.2022

Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

2.3.

Сказки, мифы и легенды

1

0

1

произведения русских
композиторов в народном стиле

Вополеберёзастояла

«Белые гуси»

04.10.2022

Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмента сказки, былины;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

3




Модуль 3. Музыкальная грамота

3.1.

Весь мир звучит

1

0

1

русская духовная музыка (колокольный звон

Ой, бежит
ручьёмвода

Лещинская И., Пороцкий В.
«Малыш за
роялем»

11.10.2022

Артикуляционные упражнения,
разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков;

Устныйопрос;

http://imslp.org

3.2.

Звукоряд

1

0

1

русская духовная музыка (колокольный звон)

Чемуучат в школе

Лещинская И., Пороцкий В.
«Малыш за
роялем»

18.10.2022

Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других
последовательностей звуков.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

3.3.

Ритм

1

0

1

К.В. Глюк Опера «Орфей»

Здравствуй, детство

Уткина Е.,
Герасименко Е.

«Музыка каждый день».

25.10.2022

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).;

Устныйопрос;

http://imslp.org





3.4.

Ритмический рисунок

1

0

1

Н.А. Римский-Корсаков опера«Садко»

Здравствуй, детство

Уткина Е.,
Герасименко Е.

«Музыка каждый день».

08.11.2022

Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием
ритмослогов. Разучивание, исполнениенаударных инструментах ритмической
партитуры.;

Устный опрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

4




Модуль 4. Классическая музыка

4.1.

Композиторы —детям

1

0

1

П.И. Чайковский «Детская песенка»

Чемуучат в школе

Эрнесакс Г.«Паровоз».

15.11.2022

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подборэпитетов, иллюстраций к музыке.

Определение жанра.;

Устный опрос;

http://imslp.org

4.2.

Оркестр

1

0

1

В.А.Моцарт «Детские игры»

Чемуучат в школе

Красев М.«Елочка».

22.11.2022

«Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

4.3.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

1

0

1

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков

Нотный
хоровод

Красев М.«Елочка».

29.11.2022

Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

3




Модуль 5. Духовная музыка

5.1.

Песни
верующих

1

0

1

русская духовная музыка (колокольный звон).

Всемыморяки

Потапенко Т.«Птичка»

06.12.2022

Просмотр документального фильма о значении молитвы.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

1




Модуль 6. Народная музыка России

6.1.

Край, в котором ты живёшь

1

0

1

П. Чайковский. «Времена года»;

Серебристые снежинки

Геталова О., Визная И. «В музыку с
радостью».

13.12.2022

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей
местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

6.2.

Русский
фольклор

1

0

1

Игровые песни. Заклички.

Нотный
хоровод

Русские
народные
песенки

20.12.2022

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

2




Модуль 7. Музыка в жизни человека

7.1.

Музыкальные пейзажи

1

0

1

Игровые песни. Заклички.

Зимушка
хрустальная

Русские
народные
песенки

27.12.2022

Игра-импровизация «Угадай моё настроение»;

Устныйопрос;

http://imslp.org

7.2.

Музыкальные портреты

1

0

1

С. Майкапар «Облака плывут

Песенка о бабушке

Русские
народные
песенки

10.01.2023

Инсценировка — импровизация в жанре кукольного/теневого театра с помощью кукол, силуэтов и др.;

Устныйопрос;

http://imslp.org





7.3.

Какой же
праздник без музыки?

1

0

1

Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет»

Первоклассник

Геталова О., Визная И. «В музыку с
радостью».

17.01.2023

Диалог с учителем о значении музыки на празднике;

Устныйопрос;

http://imslp.org

7.4.

Музыка на
войне, музыка о войне

1

0

1

М. Мусоргский «Слеза»;

Солдатушки, бравы
ребятушки

Песни о войне

24.01.2023

Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка,
почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она
создавалась?;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

4




Модуль 8. Музыкальная грамота

8.1.

Высота звуков

1

0

1

С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»

До, ре, ми, фа, соль

Геталова О., Визная И. «В музыку с
радостью».

31.01.2023

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

1




Модуль 9. Музыка народов мира

9.1.

Музыка наших соседей

1

0

1

Э. Григ. «Весной»;

Песенка про озорного
мышонка

Английская
народная песня«Кошка»

07.02.2023

Двигательная игра — импровизация​‐подражание игре на музыкальных инструментах.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

1




Модуль 10. Классическая музыка

10.1.

Композиторы -детям

1

0

1

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица»(темы Феи Карабос и Феи
Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;

Песенкапроозорного
мышонка

Карасева Л.«Зима».

14.02.2023

Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального характера;

Устныйопрос;

http://imslp.org

10.2.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

1

0

1

С, Слонимский. «Марш Бармалея»;

Весёлый
музыкант

Красев М.

«Санки», «Конь».

21.02.2023

Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

10.3.

Музыкальные инструменты.

Скрипка,
виолончель

1

0

1

Н. Римский-Корсаков. «Три
чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Весёлый
музыкант

Красев М.

«Санки», «Конь».

07.03.2023

Музыкальная викторина на знание
конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих
инструментов.;

Устныйопрос;

http://imslp.org

Итого по модулю

3




Модуль 11. Музыка театра и кино

11.1.

Музыкальная
сказка на сцене, на экране

9

0

9

Н. Римский-Корсаков. Песня
Деда Мороза, вступление к
опере «Снегурочка»,
Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

Самаяхорошая

Детский
песенник
«Музыкальная шкатулка» сост. М.Беленькая, С.

Ильинская

14.03.2023

Видеопросмотр музыкальной сказки.

Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадайпоголосу».;

Устный опрос;

http://imslp.org