Файл: Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количествочасов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||||||||
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования | | | | | |||||||
Модуль 1. Музыка в жизни человека | ||||||||||||||||
1.1. | Красота и вдохновение | 1 | 0 | 1 | Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; | Скворушкапрощается | Баренбойм Л. «Путь к музицированию». | 06.09.2022 | Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.; | Устныйопрос; | http://imslp.org | |||||
1.2. | Музыкальные пейзажи | 1 | 0 | 1 | Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?» | Вополеберёзастояла | Баренбойм Л. «Путь к музицированию». | 13.09.2022 | Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; | Устныйопрос; | http://imslp.org | |||||
Итого по модулю | 2 | | ||||||||||||||
Модуль 2. Народная музыка России | ||||||||||||||||
2.1. | Русский фольклор | 1 | 0 | 1 | русская народная музыка; | Во поле берёза стояла | Русские народные песенки: «Ходит зайка» | 20.09.2022 | Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодийнародныхпесен, прослеживание мелодии по нотной записи; | Устный опрос; | http://imslp.org | |||||
2.2. | Русские народные музыкальные инструменты | 1 | 0 | 1 | русская народная музыка; | Во поле берёза стояла | «У кота- Воркота» | 27.09.2022 | Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.; | Устныйопрос; | http://imslp.org | |||||
2.3. | Сказки, мифы и легенды | 1 | 0 | 1 | произведения русских композиторов в народном стиле | Вополеберёзастояла | «Белые гуси» | 04.10.2022 | Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмента сказки, былины; | Устныйопрос; | http://imslp.org | |||||
Итого по модулю | 3 | | ||||||||||||||
Модуль 3. Музыкальная грамота | ||||||||||||||||
3.1. | Весь мир звучит | 1 | 0 | 1 | русская духовная музыка (колокольный звон | Ой, бежит ручьёмвода | Лещинская И., Пороцкий В. «Малыш за роялем» | 11.10.2022 | Артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков; | Устныйопрос; | http://imslp.org | |||||
3.2. | Звукоряд | 1 | 0 | 1 | русская духовная музыка (колокольный звон) | Чемуучат в школе | Лещинская И., Пороцкий В. «Малыш за роялем» | 18.10.2022 | Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.; | Устныйопрос; | http://imslp.org | |||||
3.3. | Ритм | 1 | 0 | 1 | К.В. Глюк Опера «Орфей» | Здравствуй, детство | Уткина Е., Герасименко Е. «Музыка каждый день». | 25.10.2022 | Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
3.4. | Ритмический рисунок | 1 | 0 | 1 | Н.А. Римский-Корсаков опера«Садко» | Здравствуй, детство | Уткина Е., Герасименко Е. «Музыка каждый день». | 08.11.2022 | Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнениенаударных инструментах ритмической партитуры.; | Устный опрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 4 | | |||||||||
Модуль 4. Классическая музыка | |||||||||||
4.1. | Композиторы —детям | 1 | 0 | 1 | П.И. Чайковский «Детская песенка» | Чемуучат в школе | Эрнесакс Г.«Паровоз». | 15.11.2022 | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подборэпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; | Устный опрос; | http://imslp.org |
4.2. | Оркестр | 1 | 0 | 1 | В.А.Моцарт «Детские игры» | Чемуучат в школе | Красев М.«Елочка». | 22.11.2022 | «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
4.3. | Музыкальные инструменты. Фортепиано. | 1 | 0 | 1 | Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков | Нотный хоровод | Красев М.«Елочка». | 29.11.2022 | Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 3 | | |||||||||
Модуль 5. Духовная музыка | |||||||||||
5.1. | Песни верующих | 1 | 0 | 1 | русская духовная музыка (колокольный звон). | Всемыморяки | Потапенко Т.«Птичка» | 06.12.2022 | Просмотр документального фильма о значении молитвы.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 1 | | |||||||||
Модуль 6. Народная музыка России | |||||||||||
6.1. | Край, в котором ты живёшь | 1 | 0 | 1 | П. Чайковский. «Времена года»; | Серебристые снежинки | Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». | 13.12.2022 | Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
6.2. | Русский фольклор | 1 | 0 | 1 | Игровые песни. Заклички. | Нотный хоровод | Русские народные песенки | 20.12.2022 | Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 2 | | |||||||||
Модуль 7. Музыка в жизни человека | |||||||||||
7.1. | Музыкальные пейзажи | 1 | 0 | 1 | Игровые песни. Заклички. | Зимушка хрустальная | Русские народные песенки | 27.12.2022 | Игра-импровизация «Угадай моё настроение»; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
7.2. | Музыкальные портреты | 1 | 0 | 1 | С. Майкапар «Облака плывут | Песенка о бабушке | Русские народные песенки | 10.01.2023 | Инсценировка — импровизация в жанре кукольного/теневого театра с помощью кукол, силуэтов и др.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
7.3. | Какой же праздник без музыки? | 1 | 0 | 1 | Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» | Первоклассник | Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». | 17.01.2023 | Диалог с учителем о значении музыки на празднике; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
7.4. | Музыка на войне, музыка о войне | 1 | 0 | 1 | М. Мусоргский «Слеза»; | Солдатушки, бравы ребятушки | Песни о войне | 24.01.2023 | Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 4 | | |||||||||
Модуль 8. Музыкальная грамота | |||||||||||
8.1. | Высота звуков | 1 | 0 | 1 | С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит» | До, ре, ми, фа, соль | Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». | 31.01.2023 | Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 1 | | |||||||||
Модуль 9. Музыка народов мира | |||||||||||
9.1. | Музыка наших соседей | 1 | 0 | 1 | Э. Григ. «Весной»; | Песенка про озорного мышонка | Английская народная песня«Кошка» | 07.02.2023 | Двигательная игра — импровизация‐подражание игре на музыкальных инструментах.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 1 | | |||||||||
Модуль 10. Классическая музыка | |||||||||||
10.1. | Композиторы -детям | 1 | 0 | 1 | П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица»(темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; | Песенкапроозорного мышонка | Карасева Л.«Зима». | 14.02.2023 | Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
10.2. | Музыкальные инструменты. Фортепиано. | 1 | 0 | 1 | С, Слонимский. «Марш Бармалея»; | Весёлый музыкант | Красев М. «Санки», «Конь». | 21.02.2023 | Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
10.3. | Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель | 1 | 0 | 1 | Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане») | Весёлый музыкант | Красев М. «Санки», «Конь». | 07.03.2023 | Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.; | Устныйопрос; | http://imslp.org |
Итого по модулю | 3 | | |||||||||
Модуль 11. Музыка театра и кино | |||||||||||
11.1. | Музыкальная сказка на сцене, на экране | 9 | 0 | 9 | Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы. | Самаяхорошая | Детский песенник «Музыкальная шкатулка» сост. М.Беленькая, С. Ильинская | 14.03.2023 | Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадайпоголосу».; | Устный опрос; | http://imslp.org |