Файл: 1. Понятие, предмет и метод дисциплины Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Ирригационная теория. Представители: Э.Виттфогель. Суть: в странах Востока земледелие носило ирригационный характер, поэтому первоначально возникла потребность в организации массовых работ. Первоначально возникает аппарат управления, который постепенно приобретает профессиональный характер, при этом частная собственность как таковая не возникает. Излишки считаются общественной собственностью, но распоряжаются ими люди, принадлежащие к аппарату управления. Принадлежность к аппарату управление дает доступ к излишкам. Поэтому по наследству передается не собственность, а государственная должность. В таких государствах возникает очень большой разветвленный бюрократический аппарат. В результате неолитической революции (переход от присваивающей к производящей экономики) на базе производящей экономики государство - социальное устройство, организованное в форме публичной политической власти.
Государство - это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечивать оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления ее функций.
К основным признакам государства относятся:
1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное, воздушное пространство и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя территория может изменяться со временем (например, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения.

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3.Право. Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления основных направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет – это верховенство государственной власти над всеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов, которые необходимы для содержания государственного аппарата, поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.


6.Публичная власть. Понятие «власть» означает способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя при необходимости принуждение. Публичная власть - это власть, которая осуществляет свои функции на профессиональной основе и выступает от имени населения, обеспечивая государственное принуждение. Эта власть обладает аппаратом управления, который наделен государственно властными полномочиями.

7. Легализованное (узаконенное) принуждение (насилие), которое государство в лице своих органов вправе применять ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на его территории. Однако такое принуждение должно напрямую вытекать из требований закона. Например, если суд принимает решение, то должен существовать государственный институт судебных исполнителей, который обеспечит исполнение этого решения (скажем, возврат должником долга или иное).
Дополнительные признаки:
- наличие армии;

- госсимволика;

- определенные материальные ценности (исторические памятники, золотовалютный запас и т.д.).
Сущность государства
Проблема сущности государства – это проблема определения самой важной его характеристики. Существует два основных подхода к определению сущности государства:

1.Классовый подход. Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственниками). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Поэтому сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

2.Общесоциальный подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественных отношений, управлении обществом. Государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всех членов общества.

Особенностью современного подхода к определению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Кроме того, сущность государства можно рассматривать и через его признаки, о которых говорилось выше.
Функции государства.


Функции государство – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и социальное назначение государства.

Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, но направление деятельности государства остается постоянным. Например, экономическая функция Российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились: на смену командно-административным методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого воздействия на экономику.

Классификация функций государства производится по следующим критериям:

1.по времени действия: постоянные и временные;

2.по сфере политической направленности: внутренние и внешние;

3.по сферам общественной жизни: экономические (развитие экономики и социальной сферы), политические (охрана суверенитета и независимости), социальные (охрана материнства и детства) и идеологические (обоснование существующего строя);

4.по процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие (исполнительные), правоохранные (в том числе судебные) и информационные.

В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.


8. Форма государства. Основные формы правления. Политический

режим. Механизм государства. Органы государственной власти.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства.

Форма правления - это институциональная организация высшей власти в государстве, категория, отражающая порядок образования, компетенцию, порядок взаимодействия высших органов государственной власти, способы участия населения в их формировании.

Форма государственного устройства - это национально- и административно-территориальная организация государственной власти, категория, отражающая состав территории государства, статус частей государства и степень их самостоятельности по отношению к центральной государственной власти, характер и способы их взаимоотношения с центральной высшей государственной властью и между собой.

Политический режим - это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти. Политический режим выражает:

  • методы осуществления политической власти;

  • степень участия граждан в управлении;

  • отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности;

  • степень политической свободы в обществе;

  • фактическое состояние правового статуса личности.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические и антидемократические (в форме авторитарных и тоталитарных) режимы.

Демократический политический режим - в его основе лежит признание народа источником и субъектом власти и метод коллективного принятия решений с юридически равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Признаки демократического режима:

  • народ является источником государственной власти;

  • признание и гарантии (нормативные, институциональные и процессуальные) реализации и защиты прав и свобод граждан;

  • наличие и гарантии реализации форм и способов участия населения в управлении государством (выборыреферендум и др.), государственная власть при этом обеспечивает развитие политической активности граждан.


Методы осуществления государственной власти основаны на признании политического, экономического и идеологического плюрализма.

Политический плюрализм - многопартийность, существование легальной политической оппозиции и юридически равного доступа всех политических сил к участию в политической борьбе.

Экономический плюрализм - признание многообразия форм собственности и юридически равной их защиты.

Идеологический плюрализм - отсутствие в государстве обязательной для всех идеологии, преследования инакомыслия (за исключением идеологий и действий, основанных на разжигании национальной, религиозной, социальной розни, призывах к насильственному свержению действующей власти и т.д.).

Выделяют следующие формы демократии (способы внешнего выражения демократического политического режима): прямую и представительную.

Прямая демократия - это форма демократии, при которой политические решения инициируются, принимаются и реализуются самими гражданами. Примерами институтов и процедур прямой демократии могут служить прямое правотворчество народа (Россия), референдум (Россия), плебисцит, народное обсуждение (Россия), народная инициатива (Венгрия, Латвия, Лихтенштейн, Италия), императивный мандат (Китай, Вьетнам, Лаос, КНДР), митинг, сход (Россия).

Представительная демократия - это форма демократии, при которой управление государством делегируется представительным органам, избираемым народом (парламентам и др).
Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений.
Вопрос о форме правления в общем виде сводится к статусу главы государства и системе высших органов государственной власти. Различают две формы правления - монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и часто исполнительной власти, одновременно контролирует правосудие и функционирование местного самоуправления. В монархиях верховная власть часто передается монархом по наследству.