ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми путем прямых или косвенных выборов на определенный срок.
Признаки республики:
-источником верховной власти является народ;
-высшие органы власти избираются населением или формируются парламентом;
-реализуется принцип срочного характера полномочий государственных органов и принцип их сменяемости;
-свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
-должностные лица и государственные органы несут юридическую ответственность за свои действия.
9. Основы конституционного строя России. Политический плюрализм и
становление многопартийности в России
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы: знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности; представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия; понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим. Конституция РФ состоит из: вступительной части (преамбулы), первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав, второго раздела. Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ. Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав: Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16). Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64). Федеративное устройство (статьи 65-79). Президент Российской Федерации (статьи 80-93). Федеральное собрание (статьи 94-109). Правительство Российской Федерации (статьи 110-117). Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127). Местное самоуправление (статьи 130-133). Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137). Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения. Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества: приоритет человеческих прав и свобод; народовластие; полнота суверенитета Российской Федерации; равноправие субъектов РФ; единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения; экономическая свобода; разделение властей; гарантии МСУ; идеологическое многообразие; политический плюрализм (принцип многопартийности); приоритет Закона; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных
договоров России перед национальным правом; особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Плюрализм – принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренций. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима, он признаёт, создаёт необходимые условия для реализации, поощряет многообразие политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.
Политическая партия – организация, группа объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Признаки партии:
Наличие программы, целей, стратегии.
Наличие устава, где говорится о нормах внутрипартийной жизни.
Фиксированное членство
Разветвлённая сеть первичных местных организаций.
Функции политических партий:
Политическая – овладение властью для осуществлению своей программы.
Социального представительство – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе
Социальная интеграция – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе.
Политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций.
Идеологическая – разработка партийной идеологии и программы.
Электоратная – организация и участие в избирательной программе.
Набора новых членов в партию и их политическое воспитание.
То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.
Виды политических партий:
Признак классификации
Существующие виды
1)По способу организа - ции жизнедеятельности
партии.
кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авто -ритетных политических деятелей организаций, в них отсутствует институт фиксирования членства, членские взносы, механизм приёма. Их центр – парламентская фракция.
Массовые – сложная организационнная структура, многочисленны, источник финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими фракциями.
2) По степени участия в осуществлении полити –ческой власти.
1) Правящие 2) Оппозиционные, могут быть легальными – разрешонными и нелегальными – запрещенными
3) По устойчивости существования.
1) Стабильные 2) Не стабильные
4)По характеру членства
1) Открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв.2) Закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и солжным мехонизмом приёма.
5) По характеру целей
Революционные – коренное преобразование общества
Реформисткие – постепенные изменения общества.
Консервативные – сохранение обжества в прежнем виде
Реакционные – восстановление прошлого жизни общества
6) По месту в политиче - ском секторе
Левые – цель создание основ социалистического общества(комунисты, социалисты,социал-демократы)
Правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть
Центристкие – пытаются примерить крайние интересы к политике
Партийная система – совокупность всех существующих и действующих в стране партий.
При тоталитарном и авторитарном режиме у власти как правило находится только одна партия.
Многопартийность – один из признаков демократического режима. При этом реальна в осуществлении власти могут принимать участие только две партии (Республиканская и демократическая в С.Ш.А. ,консервативная и лейбористская в Великобритании). Такие системы называют двухпартийные, что не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий.
В конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и многопартийность (статья 13).
Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвлённой сети первичных организаций, крайне не велика численность. С другой стороны интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.
10. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Система органов государственной власти включает:
- Глава государства — Президент Российской Федерации;
- Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;
- Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
- Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ
- Судебный орган — Верховный Суд Российской Федерации
1. Президент РФ
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так же определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
2. Федеральное Собрание
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается сроком 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.
3. Правительство РФ
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
- осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
4. Верховный суд РФ:
- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.
- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.
- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.
- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
- разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
11. Основы международного права
Характеристика международного права.Международное право возникло в связи с появлением государств, которые осуществляли не только внутренние, но и внешние функции.
Международное право – система договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств, которая обусловлена закономерностями общественного развития данной эпохи.
Международное право – это особая система правовых норм, не входящих в какую-либо национальную систему права и не включающая нормы национального права. Международное право представляет собой единство двух подсистем – международного публичного и международного частного права, которые отличаются от национальных правовых систем кругом субъектов, объектов регулирования, способами нормотворчества, обеспечением выполнения действующих норм.