Файл: Порядок формирования и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1412
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. История и модели формирования Совета Федерации РФ
1.1. Из истории российского парламентаризма
1.2. Модели формирования Совета Федерации
Часть 2. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации
2.1. Порядок формирования Совета Федерации
2.2. Компетенция Совета Федерации
Часть 3. Организация внутреннего устройства Совета Федерации
В соответствии со ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации Федерального Собрания должны были входить по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Второй этап в становлении процедуры формирования Совета Федерации характеризовался использованием так называемого должностного принципа: в развитие конституционных норм 5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон N 192–ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.
Должностной принцип формирования Совета Федерации формально отвечал конституционному установлению, содержащемуся в ч. 2 ст. 95 Конституции РФ. Предполагалось, что в таком составе Совет Федерации станет в максимальной степени эффективным и дееспособным органом власти, прежде всего за счет информированности глав указанных органов субъектов о потребностях своих регионов и возможности в связи с должностным положением добиваться решения проблем подведомственных им территорий, однако, как показала практика, предложенная модель формирования Совета Федерации была далека от совершенства и подвергалась критике на протяжении всей деятельности палаты.
Прежде всего, вхождение глав исполнительных органов власти в Совет Федерации рассматривалось как нарушение конституционного принципа разделения властей. Такой порядок формирования Совета Федерации, точнее - ответ на вопрос: «Соответствует ли часть 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Основного Закона», дважды становился предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации. При этом оба раза подчеркивалось, что компетенция Конституционного Суда Российской Федерации не распространяется на проверку конституционности конституционных положений, что нашло отражение в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Федерального Собрания от 21 июня 1995 г5. и от 10 апреля 1997 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Также должностной принцип замещения мандатов членов Совета Федерации критиковался как не обеспечивающий представительство интересов населения с точки зрения, во-первых, учета интересов населения в деятельности членов Совета Федерации и, во-вторых, избрания его членов непосредственно населением6.
Кроме того, большие сомнения вызывала полноценная работоспособность Совета Федерации, поскольку главы регионов в значительной степени загружены на основной работе в субъектах Федерации.
Третий этап был связан с порядком формирования палаты, основанным на принципе делегирования.
5 августа 2000 г. был принят новый Федеральный закон N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 113–ФЗ).
Согласно первоначальной редакции указанного закона в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа.
Представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Однако и в такой модели формирования Совета Федерации были обнаружены изъяны, одним из которых, по справедливому замечанию С.А. Авакьяна, является то, что «члены Совета Федерации стали полностью зависимы от тех, кто их делегировал в палату»7.
Следующая модернизация Федерального закона N 113–ФЗ была связана с принятием Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 21–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо этого субъекта должны выбирать своего представителя в Совет Федерации из числа тех, кто уже имеет мандат депутата регионального парламента или представительного органа муниципального образования. Таким образом, с 1 января 2011 г. вступил в силу еще один из вариантов образования палаты, при котором кандидатом для назначения (избрания) в Совет Федерации может быть только лицо, избранное депутатом.
В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.
20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Подробно этот ФЗ и привнесённые им новшества мы рассмотрим в следующей части работы.
Подводя итог, можно отметить, что Совет Федерации является государственным и политическим институтом, который, несмотря на почти двадцатилетнюю историю существования, все еще находится в стадии реформирования и в котором продолжается поиск оптимальной модели формирования этого органа. Остается надеяться, что реализация на практике последних инициатив высшего руководства страны в рассматриваемой сфере позволит сделать процесс формирования Совета Федерации в большей степени легитимным, гласным и прозрачным, а деятельность парламентариев будет учитывать региональные интересы каждого субъекта РФ.
Часть 2. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации
2.1. Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192–ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»8: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации – глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации9.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229–ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
10, согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.
Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.
Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.
Кандидатура члена Совета Федерации от исполнительного органа власти же наделяется полномочиями по решению главы исполнительной власти региона: при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа не может быть представлена разными кандидатами на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не позднее, чем на следующий день после дня его вступления в должность с оформлением в виде соответствующего указа.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом № 229–ФЗ11.
2.2. Компетенция Совета Федерации
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.