Файл: Порядок формирования и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1421
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. История и модели формирования Совета Федерации РФ
1.1. Из истории российского парламентаризма
1.2. Модели формирования Совета Федерации
Часть 2. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации
2.1. Порядок формирования Совета Федерации
2.2. Компетенция Совета Федерации
Часть 3. Организация внутреннего устройства Совета Федерации
Полномочия Совета Федерации определены ст. 102 Конституцией Российской Федерации12. Осуществление законодательной деятельности является основной функцией палаты. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
– Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
– в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:
– утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
– утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
– решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
– назначение выборов Президента Российской Федерации;
– отрешение Президента Российской Федерации от должности;
– назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
– назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
– назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.
Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Часть 3. Организация внутреннего устройства Совета Федерации
Под внутренним устройством Совета Федерации следует понимать распределение членов Совета Федерации таким образом, чтобы их индивидуальные и коллективные усилия позволили решать задачи, стоящие перед палатой, да и всем парламентом, а также рационально использовать предоставленные им полномочия13.
Вопросам организации внутреннего устройства палат Федерального Собрания посвящена ст. 101 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. В ней также установлена возможность образовывать комитеты и комиссии Совета Федерации.
Внутренняя структура Совета Федерации закреплена в его Регламенте14. Действующий Регламент Совета Федерации был принят Советом Федерации 30 января 2002 г. Значительная часть этого Регламента посвящена определению порядка образования органов Совета Федерации и избрания его должностных лиц. Согласно Регламенту органами Совета Федерации являются Совет палаты и комитеты Совета Федерации. Должностными лицами Совета Федерации, по существу, являются все его члены. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации установлены ст. 5 Регламента Совета Федерации.
Регламентом предусмотрены следующие должности Совета Федерации: Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель комитета Совета Федерации, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации, заместитель председателя комитета Совета Федерации.
Центральной фигурой в Совете Федерации является его Председатель. Он избирается тайным голосованием с использованием бюллетеней или электронной системы. Таким же образом избираются и его заместители. Срок их полномочий в этом качестве равен сроку полномочий работы в качестве члена Совета Федерации. Палата вправе освободить от занимаемой должности каждого из названных лиц своим решением, принятым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Полномочия Председателя Совета Федерации закреплены в ст. 18 Регламента. Согласно данной статье, Председатель Совета Федерации наделен обширными полномочиями, коих насчитывается более 30 видов. Он созывает и ведет заседание палаты, формирует проект повестки каждого заседания. подписывает постановления Совета Федерации, направляет Президенту РФ одобренные Советом Федерации законы, приводит к присяге лиц, назначенных на должности судом Конституционного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность.
Председатель распределяет обязанности между своими заместителями. В Регламенте не указано, какое количество заместителей Председателя палаты может избирать Совет Федерации. Нет в нем и перечня их конкретных полномочий. В ст. 19 Регламента записано, что эти должностные лица замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие и выполняют поручения руководителя палаты.
Регламент регулирует и деятельность коллективных органов Совета Федерации. Согласно ст. 21 Регламента Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. Он является постоянно действующим органом Совета Федерации и состоит из Председателя Совета Федерации, его заместителей и руководителей комитетов палаты. К полномочиям Совета палаты относится утверждение графиков заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии, рассмотрение проекта повестки дня заседания Совета Федерации, принятие решений о проведении парламентских слушаний. Совет палаты рассматривает и утверждает планы межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации, заслушивает его отчеты, решает иные вопросы. Их конкретный перечень содержится в ст. 23 Регламента. Решение Совета палаты принимается большинством голосов от его общего состава. Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.
Важное значение в осуществлении деятельности Совета Федерации имеют его комитеты из числа членов Совета Федерации. Им предоставлен статус постоянно действующих органов палаты. Кроме того, Совет Федерации создает временные комиссии, т. е. комиссии, создаваемые из членов Совета Федерации для решения какой-либо конкретной задачи. Перечень комитетов закреплен в ст. 30 Регламента. В соответствии сданным перечнем Совет Федерации образовал:
-
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества; -
Комитет Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; -
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; -
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам; -
Комитет Совета Федерации по международным делам; -
Комитет Совета Федерации по социальной политике; -
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике; -
Комитет Совета Федерации по экономической политике; -
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; -
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:
Комитеты Сонета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты.
Комитеты на своих заседаниях избирают председателя соответственно комитета и его заместителей, которые в дальнейшем утверждаются на заседании Совета Федерации.
Комитеты Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации. В вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. К числу таких комиссий относится, например: Временная комиссия Совета Федерации по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства РФ по вопросам собственности.
В ст. 27 Регламента определены общие для всех комитетов полномочия. Каждый комитет Совета Федерации15:
– разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним; проводит по вопросам своего ведения экспертизу законопроектов, а также экспертизу одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
– готовит проект постановления Совета Федерации об обращении к Общественной палате РФ о проведении общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;