Файл: Порядок формирования и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1420
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. История и модели формирования Совета Федерации РФ
1.1. Из истории российского парламентаризма
1.2. Модели формирования Совета Федерации
Часть 2. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации
2.1. Порядок формирования Совета Федерации
2.2. Компетенция Совета Федерации
Часть 3. Организация внутреннего устройства Совета Федерации
– готовит по вопросам своего ведения материалы к ежегодному докладу Совета Федерации о состоянии законодательства РФ:
– готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
– осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
– предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами о комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
– может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты законов субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
– рассматривает законопроекты и поправки к ним по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет;
– рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
– принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;
– рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;
– может готовить по поручению Председателя Совета Федерации, в соответствии с вопросами своего ведения, предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ;
– организует проведение парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
– участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;
– решает вопросы организации своей деятельности;
– вносит в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
– вносит в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации;
– организует согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета. комиссии в соответствии с вопросами своего ведения;
– рассматривает иные вопросы, отнесенные к его ведению Советом Федерации.
Для реализации этих полномочий комитет Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений. должностных лиц. Этому праву корреспондирует закрепленная в ст. 40 Федерального конституционного икона от 17 декабря 1997 г. N2–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» обязанность членов Правительства России и руководителей федеральных органов исполнительной власти сообщать соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат парламента.
В ст. 30 Регламента не только содержится перечень комитетов Совета Федерации, но и определены конкретные вопросы ведения каждого отдельного комитета. Например, к вопросам ведения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества относятся: изменения в Конституцию Российской Федерации; поправки к Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина; государственное устройство Российской Федерации и пр. Подобным образом в ст. 30 Регламента определены полномочия других комитетов Совета Федерации.
Согласно ст. 31 Регламента заседания комитета Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц. Его заседания, как правило, проводятся открыто, на основе принципов гласности и свободного обсуждения вопросов.
На заседаниях комитетов присутствуют работники Правового управления Аппарата Совета Федерации. По просьбе членов комитетов они делают пояснения правового характера, но рассматриваемым комитетом вопросам. При необходимости на заседания приглашаются и работники других структурных подразделений Аппарата. По результатам обсуждения рассмотренных вопросов принимаются решения большинством голосов от общего числа членов соответствующего комитета. О своей работе комитеты ежегодно представляют отчеты Совету палаты.
Регламент Совета Федерации предусматривает возможность избрания Председателя Совета Федерации, прекратившего свои полномочия на этом посту, почетным председателем Совета Федерации. Это звание является пожизненным. Почетный председатель вправе принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Совета Федерации, комитетов палаты, а также в работе парламентских слушаний, в заседаниях круглых столов, иных мероприятиях, проводимых в Совете Федерации, а также получать документы и материалы, которые предоставляются членам палаты.
Так, председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.
Вся работа постоянных и временных органов, должностных лиц Совета Федерации направлена на обеспечение проведения заседаний Совета Федерации, на которых реализуются в полной мере полномочия данной палаты Федерального Собрания.
Заключение
В заключение мне хотелось бы предоставить основную информацию из моей курсовой работы в виде краткой выжимки.
В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 229–ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа.
Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В предусмотренных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.
В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа.
При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным законом, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет».
Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.
Статус члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ определяется Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3–ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Список использованных источников
Нормативные и правовые акты
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Доступ из СПС «Консультант Плюс» -
О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 03.12.2012 № 229–ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Доступ из СПС «Консультант Плюс» -
Регламент Совета Федерации (в ред. от 06.11.2019). Режим доступа: http://council.gov.ru/about/regulations/
Научная и учебная литература
-
Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 20 – 25. -
Амиантов А.А. Совет федерации Федерального Собрания Российской Федерации: эволюция порядка формирования / А.А. Амиантов // Вопросы политологии. 2012. № 3. С. 123–133. -
Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. – М.: Юстицинформ, 2007. – 296 с. -
Габиева С.М. К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / С.М. Габиева, А.Р. Алиев // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2. С. 23–26. -
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Конституционный Суд Российской Федерации; под ред. проф. В.Д. Зорькина. – 2-e изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2011. – 1008 с. -
Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 4-e изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2010. – 544 с. -
Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. – 10-e изд., изм. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра–М, 2013. – 784 с. -
Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций / И.В. Гранкин. – 2-e изд.перераб.и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 304с. -
Система представительных органов власти в Российской Федерации / К.В. Мурычев. – М.: Норма, 2011. – 240 с. -
Смоленская А.А. Проблемы представительства в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / А.А. Смоленская // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 12. С. 35 – 38. -
Смоленская А.А. Формирование Совета Федерации: эволюция и современное состояние / А.А. Смоленская // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 34–38. -
Ушков А.М. Особенности формирования Совета Федерации: от первого созыва до наших дней / А.М. Ушков, А.А. Амиантов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 3. С. 88–96. -
Цыкунов Г.А. Формирование Государственного совета (1906–1917 гг.) и Совета Федерации: историко-правовая характеристика / Г.А. Цыкунов // В сборнике: Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы cборник научных трудов. отв. ред. Н.В. Кешикова. – Иркутск, 2013. С. 46–51.