Файл: Порядок формирования и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1413
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. История и модели формирования Совета Федерации РФ
1.1. Из истории российского парламентаризма
1.2. Модели формирования Совета Федерации
Часть 2. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации
2.1. Порядок формирования Совета Федерации
2.2. Компетенция Совета Федерации
Часть 3. Организация внутреннего устройства Совета Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ:
«Порядок формирования и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
ГУСАРОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ
студент 2 курса, 4 группы
очно-заочной формы обучения
Юридического Заочного Института
Научный руководитель:
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
Инспектор: Петухова И. Н.
Москва
2019
Оглавление
Введение 3
Часть 1. История и модели формирования Совета Федерации РФ 5
1.1. Из истории российского парламентаризма 5
1.2. Модели формирования Совета Федерации 8
Часть 2. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации 14
2.1. Порядок формирования Совета Федерации 14
2.2. Компетенция Совета Федерации 17
Часть 3. Организация внутреннего устройства Совета Федерации 19
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение
Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания, государственный орган, имеющий двуединую природу: это орган, посредством которого субъекты Российской Федерации принимают участие в делах федерации; это часть, внутриструктурное подразделение общероссийского парламента, осуществляющего установленные конституцией функции.
В настоящее время Совет Федерации продолжает видоизменяться, так как несмотря на то, что основы палаты уже заложены, на современном этапе остро стоит проблема повышения эффективности осуществления государственных полномочий. Эффективность во многом зависит от того, как палата формируется, какой способ для этого избран, как он закреплен в законе, в какой степени он соответствует объективным обстоятельствам социально-политического развития страны, потребностям общества и идее демократического участия граждан в управлении государством.
Частое изменение порядка формирования Совета Федерации (начиная с 1993 года) свидетельствует о поиске наиболее оптимальной и эффективной модели формирования палаты российского парламента, а не утихающие дискуссии о порядке формирования Совета Федерации, как в политической практике, так и правовой науке, указывают на важность, актуальность и незавершенность этого вопроса.
Целью курсовой работы является изучение порядка формирования и компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности Совета Федерации РФ.
Предмет исследования – порядок формирования и компетенция Совета Федерации РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть эволюция порядка формирования Совета Федерации;
2. Раскрыть порядок формирования и компетенцию Совета Федерации с учетом последних изменений российского законодательства.
3. Изучить внутреннее устройство Совета Федерации.
Среди специалистов, затрагивающих в своих трудах отдельные аспекты проблематики Совета Федерации и порядка его формирования, можно отметить таких авторов, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.А. Смоленская,
Е.И. Колюшин, и др.
Часть 1. История и модели формирования Совета Федерации РФ
1.1. Из истории российского парламентаризма
Несмотря на то, что парламент в современном виде появился в России относительно недавно, понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча и боярской думы до Государственной думы Российской Империи, Советов и современных форм парламентской демократии.
Первыми государственными учреждениями на территории России, в которых представительное начало играло определяющую роль по праву можно назвать Земские Соборы. Это были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века, по мере укрепления абсолютизма, Земские Соборы полностью утратили свое значение и перестали созываться
1. Последний Земский Собор был созван в 1684 году.
Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский разработал проект законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. Однако проект был воплощен лишь частично: в 1810 году был образован Госсовет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Государственная дума же тогда так и не была создана.
Следующий раз серьёзно о возможности создания двухпалатного представительного государственного органа дискутировали уже при дворе Александра II. В последние годы жизни царя-реформатора эта идея едва не воплотилась в жизнь, однако потрясшее общество убийство императора и последовавшие за ним контрреформы Александра III разрушили надежды общества на создание парламента.
В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим, что, в купе со множеством других государственных проблем, вылилось в революцию 1905 года, итогом которой стало ограничение самодержавия и полноценное возникновение парламентаризма в Российской Империи.
Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».
Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви
, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 – от промышленных и торговых корпораций).
Первый российский парламент оставил в истории хоть и короткий, чуть меньше 10 лет, но крайне яркий след, во многом из-за острых противоречий между радикализированной думой и императором. Во время следующих Февральской и Октябрьской революций 1917 года в стране сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы2.
С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.
Следующая конституция, принятая в 1936 году, сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР и отказа от советов как представительных органов.
Переход страны на новую конституцию, кардинально меняющую систему власти, не был мягким и сопровождался ожесточенной борьбой между президентом и Съезда народных депутатов, вылившейся в конституционный кризис 1993 года, победителем из которой вышел президент. Новая Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации.
1.2. Модели формирования Совета Федерации
Несмотря на закрепление в Конституции РФ статуса Федерального Собрания Российской Федерации как постоянно действующего представительного и законодательного органа Российской Федерации, общая целесообразность существования верхней палаты парламента, конституционно-правовой статус Совета Федерации и ее членов являются предметом постоянных и не утихающих на протяжении всей истории существования парламента Российской Федерации научных и политических споров и дискуссий.
В соответствии с современными представлениями верхняя палата парламента должна играть триединую роль в системе органов государственной власти, так как она выполняет во внутрипарламентской системе сдержек и противовесов функцию сдерживающего элемента, обеспечивающего взвешенность и относительную независимость от политической конъюнктуры решений.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является одной из его важнейших характеристик, поскольку ответ на вопрос о том, как учреждается, образуется, формируется личный состав государственного органа, способствует выявлению его правового статуса.
В поисках оптимального соответствия состава Совета Федерации и статуса его членов конституционному предназначению верхней палаты парламента, порядок формирования Совета несколько раз подвергался значительным изменениям на законодательном, что во многом связано как с местом и ролью Совета Федерации, его конституционными полномочиями, так и в значительной степени с его потенциалом3.
В новейшей российской истории Совет Федерации оказался наиболее реформируемым органом государственной власти. Эволюция порядка формирования Совета Федерации неразрывно связана с процессами становления российской системы государственного управления в целом.
Сама история становления СовФеда началась с Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 16264.
Депутаты Совета Федерации первого созыва – по два от каждого субъекта Российской Федерации – избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании с применением мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации, и должны были работать на профессиональной постоянной основе. Таким образом, первый этап в становлении системы формирования Совета Федерации характеризовался прямыми выборами.
Однако принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ хоть и закрепила статус двухпалатного парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации, однако «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
Таким образом, сформированный в 1993 г. Совет Федерации прекратил свое существование уже в 1995 г.