Файл: Курсовая работа Конкурентоспособность России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Курсовая работа: Конкурентоспособность России

/>Содержание

Содержание. 1

Введение. 2

1. Конкурентоспособность как экономическая категория. 4

1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели. 4

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: 7

фирмы, отрасли, региона. 7

2. Конкурентоспособность России на мировых рынках. 21

2.1. Возможности и угрозы российских субъектов на мировыхрынках. 21

2.2 Пути повышения конкурентоспособности российскихсубъектов (на примере предприятия) 28

Заключение. 34

Список использованной литературы… 36


Введение

Даннаякурсовая работа посвящена изучению сложной теме – конкурентоспособность науровне: фирмы, отрасли, региона, страны на мировых рынках. Эта тема оченьактуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходяткачественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития,усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярногомира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Вэтих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационнойценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяютсяконкурентоспособностью его производителей.

Учёными былирассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всехсубъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые нерассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, вработе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и ихзависимость между собой.

Целью работыявляется определение конкурентоспособности российской экономики в мировомсообществе.

Длядостижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

ü  на основе теоретического положенияобобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;

ü  указать особенности моделейконкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;

ü  на основе статистических данных выявитьвозможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;

ü  предложить пути повышенияконкурентоспособности малоконкурентных субъектов.

Структура работы: введение, первая глава, состоящая из двухпараграфов, вторая глава, состоящая из двух параграфов, заключение.


Объем работы 38 листов.


/>1. Конкурентоспособность как экономическая категория/> 1.1 Сущность конкурентоспособности, еёпоказатели

 

Для пониманияприроды конкурентоспособности удобнее всего рынок понимать как единуюэкономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектови окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требованийуказанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционированияобъектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющихразличный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижениемаксимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность,как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные,производственные, распределительные и потребительские аспекты результатовэкономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементамэкономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно статьперераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многихизвестных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов,безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его местасреди других экономических категорий:

Ø  конкурентоспособностькакой-либо единицы системы – это мера ее привлекательности для потребителя;

Ø  привлекательностьопределяется степенью удовлетворения требований потребителя;

Ø  составпредъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимойединицы, так и типа ее потребителя;

Ø  конкурентоспособность,как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка иконкретного аналога;

Ø  конкурентоспособностиприсущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительнок конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

Ø  проблемаконкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится внеравновесном состоянии;

Ø  конкурентоспособностьзависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

Ø  имеетсмысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладаеткакой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существеннозависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итогииз выше указанного, М. Портер предложил следующее определение:«Конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определенную долюрынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных,экономических, организационных и других характеристик. Уровень требованияпотребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, ипрепятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».



Следствиямиприведенного определения являются следующие утверждения:

·         полностьюконкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладаетразличными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условияхконкретного рынка;

·         основойдля оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являтьсякомплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить местоисследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценкамисубъектов рынка;

·         приприобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце,который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

·         дляпокупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат,необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

·         доляобъекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциалаконкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способеннарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протеканияпереходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал неспособен оказать влияние на рыночные процессы;

·         конкурентоспособностьпродукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфереобращения.

Следовательно,конкурентоспособность – это важная рыночная категория, отражающая одно изважнейших свойств рынка – его конкурентность. При неизменных качественных характеристикахрыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широкихпределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Такимобразом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсальногоопределения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того,применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для тогочтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когдавозможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойствомкачества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию,следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ееуровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона – субъекта федерации ина уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пунктесвоей работы.


/> 1.2 Особенности моделей конкурентоспособности науровнях:/>/> фирмы,отрасли, региона

Понятие«конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектамнепостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Дляэтого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучаяфакторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории«конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия(производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув одругом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказываетсущественное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходовпредприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной,если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрытьпонятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чемзаключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует датькак можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующимпредприятием.

Как известно,товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую стоимость(или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем инадежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности впроизводстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно втоваре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений вэкономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силыпредприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенностьфакторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессеконкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма,позволяющего выявить отличия данного товара, от товара – конкурента, как постепени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам наее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определеннойконкурентоспособностью.

Конкурентоспособностьтовара — это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационныхпараметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другимианалогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е.занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, еслион будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, каккачество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товаруконкурентоспособность является развитием категории качества. При оценкекачества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр,нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.


Учитываяприведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара неявляется решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так какконкурентоспособность предприятия – характеристика многофакторная, а конкурентоспособностьпродукции – это лишь один из факторов.

Теперьрассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

Дляисследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимоначать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мыбудем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она являетсяосновной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровнефирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.

Ещё в началесвоей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будетлежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении.Разрабатываяеё, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременноконкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективефирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбратьпозицию в отрасли. Именно такое понятие, как позиция в отрасли, включает в себяподход фирмы в целом к конкуренции. Каждый из этих моментов сам по себенедостаточен для выбора стратегии. Например, фирма в очень прибыльной отраслиможет не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отраслиили же фирмы, у которых дела идут успешно, реагируют не только на изменения «окружающейсреды», но и стараются сами изменить её к своей выгоде. Поэтому следует неоставлять без внимания те силы, которые влекут за собой изменение положения вконкурентной гонке или появление новых основ конкурентного преимущества.

В любойотрасли экономики – не важно, действует она только на внутреннем или внешнемрынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные,по моему мнению, американским ученым-исследователем Майклом Портером, это:

1)        угрозойпоявления новых конкурентов;

2)        угрозойпоявления товаров или услуг – заменителей;

3)        способностьюпоставщиков комплектующих изделий торговаться;

4)        способностьюпокупателей торговаться;

5)        соперничествомуже имеющихся конкурентов между собой.

Значениекаждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечномсчете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктоватьфирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений,необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могуттакже изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новыхтехнологий).