Файл: Курсовая работа Конкурентоспособность России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так жезначение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, тоесть её основными экономическими и техническими характеристиками.

Подводяитоги, проделанного нами исследования конкурентоспособности на уровне фирмы иотрасли можно сделать следующие выводы:

ü  вслучае активных экономических объектов – предприятий и организаций,представленных на рынке – конкурентоспособность представляет собой категориюэффективности, но на более высоком уровне;

ü  рейтингпредприятий определяется на основе расчетамодели, основанной по двумаспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;

ü  привыборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества онахочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворениепотребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополияили монополистическая конкуренция);

ü  существенноевлияние на выбор стратегии оказывает возможность адаптации стратегии кменяющимся условиям.

Такимобразом, конкурентоспособность предприятия– это относительнаяхарактеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развитияконкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей ипо эффективности производственной деятельности. Оговоримся, что подэффективностью в данной работе не обязательно понимается получение высокойприбыли. Эффективность в данном случае всего лишь соответствие результатовфункционирования и поставленной конечной цели или системы целей.Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику егоприспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными,категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия.Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнееконкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является всяпроизводственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых,конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временноминтервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиямконкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периодуфункционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукциирассматривается применительно к каждому ее виду, в то время какконкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции.В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим,а оценка конкурентоспособности товара – потребителем.


Израссмотренного нами выше материала, мы выяснили, что универсальным требованием,предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступаетконкурентоспособность. Быть конкурентным – значит обеспечивать сравнимые смировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товараили услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннегоили внешнего.

Принципиальноважным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могутиметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определеннойпространственной организации производства, основанной на отраслевом итерриториальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. Вто же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическоецелое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структурахозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являютсяего коммуникационные связи с внешней средой.

Практикамировой экономики свидетельствует о том, что субъекты предпринимательствафункционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не можетявляться исключением. Каждый элемент хозяйственной системы обладаетопределёнными видами преимуществ, для региона следует выделить следующие пятьтипов конкурентных преимуществ:

1.                 благоприятногоналогового и бюрократического режимов, создаваемых правительством страны,размещения капитала и позволяющих фирмам получать экономию на налоговыхплатежах, а также трансакционных издержках;

2.                 выгодногоместоположения (близости к транспортным и информационным коммуникациям,торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);

3.                 благоприятногоусловия доступа к природным ресурсам и недвижимости;

4.                 низкихпроцентных ставок (дешевизны заемного капитала);

5.                 дешевизны,а значит доступности природных ресурсов, а также ресурсов литосферы игидросферы, рабочей силы.

Совокупностьэтих преимуществ называют «региональной средой». Региональная среда выступаеткак совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективностьдеятельности предприятий региона. При этом предполагается, что регионспециализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждыймомент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. Уточним, чтоабсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических,демографических условий. Относительные преимущества обусловленыпроизводственным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии сниженияиздержки или дифференцировать выпуск.



Например,экспортный потенциал региона зависит не от относительных преимуществ, как этоимеет место в международной торговле, а от абсолютных (уровень затрат труда наединицу произведенной продукции).

В рамкахединой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторыпроизводства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными.Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию,где выше их возможность воспроизводства.

Глобализациямировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все болеедоступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтомуэпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляетстрану на мировых рынках, становится местоположение и образуемая имрегиональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она самапостоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов(факторов производства), а также от количества участников, ведущихпроизводство, структуры населения, действующего законодательства.

Однако даже вэтой, равно как и многих других концепциях, представления оконкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики развитыявно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым положением,сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственнойторговли (страна практически всегда имеет относительное преимущество впроизводстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной торговлеможет возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеетабсолютных преимуществ».

Важнейшаявозможность эффективного развития связана с усилением региональных конкурентныхпозиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей. В чемзаключаются эти возможности развития и размещения предприятий народногопотребления, для которых территория может стать емким рынком, чего невозможнодобиться в рамках отдельного региона:

· вманеврировании ресурсами, запасами, тарифами;

· в развитиитранспорта межрегионального значения;

· вформировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективныхинвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;

· в повышенииобразовательного уровня населения с использованием созданной сети учрежденийобразования всех уровней;

· всохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;


· вформировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации дляподдержания современного состояния информационной среды;

· вналаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья,материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки ихпроизводства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировомрынках;

· в развитиимежрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли длякрупных экономических регионов.

Производственные(транспорт, связь, геологоразведка) и непроизводственные услуги жесткопривязаны к местоположению и могут конкурентно развиваться при наличииплатежеспособного спроса со стороны предприятий и населения, поэтому достижениевысокого уровня доходов населения и мобилизация его финансовых ресурсов – одноиз условий поддержания конкурентоспособности региона.

Накоплениефакторов производства приводит к росту конкурентоспособности выпускаемой продукциии снижению относительных цен. При этом регион стремится экспортироватьпродукцию, в производстве которой интенсивно используются избыточные мобильныефакторы производства. Динамика экспорта увеличивает инвестиционнуюпривлекательность территории. Рост мобильных факторов производства приводит ксдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, чтосоздаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек.

Например,рассмотрим конкуренцию между российскими регионами. С началом процессаприсоединения России к ВТО, конкуренция между регионами за факторы производстваи за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так,предприятия региона конкурируют:

· внутрирегиона;

· нароссийском рынке;

· на мировомрынке,

т.е. поэтапнопроходят все возможные уровни конкуренции, что приводит как бы к положительномуэффекту. Но существует и оборотная сторона. Оборотной стороной стремления кэкономической эффективности становится углубление разрыва в экономическомразвитии регионов. Более того, этот негативный эффект в результате «открытия»российской экономики даже усилится за счет инерционности в межрегиональнойторговле. При разных количественных объемах ресурсов, обусловленныхгеографическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой запривлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периодезадают параметры и масштабы производственного потенциала территории. На уровнерегиона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не ототносительных, а от абсолютных преимуществ. Речь идет об особенностяхразмещения мировых транспортных путях, количестве и качестве трудовых ресурсов.Мы видим, что у конкурентной борьбы между регионами есть как положительные, таки отрицательные стороны.


Особый вопроссвязан с ролью структур управления. Региональная власть, хотя и не можетформировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружениикоторых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие предприятиямдостигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимуществ благодаряразличиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентныхотраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслеваяструктура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам веденияхозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятияи проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразованияобеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения,тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.

Достаточноинтересен вопрос об измерении конкурентоспособности региона. Из вышеизложенногоочевидно то, что на региональном уровне конкурентоспособность товара будетопределяться комплексом факторов, обусловливающих как абсолютные, так иотносительные преимущества регионов. Все эти факторы можно разделить на общие,имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в рядеотдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется наэкономические, природно-географические, социально-культурные. Успехи отраслей ифирм в соперничестве с конкурентами, если следовать фундаментальномуисследованию М. Портера, во многом связаны с состоянием экономической среды встране их базирования, характеризуемой четырьмя основными параметрами(«детерминантами») конкурентных преимуществ:

· факторнымиусловиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами,инфраструктурой и т.д.);

· условиямиспроса в стране на продукцию и услуги отрасли,

· наличиемродственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международномрынке;

· стратегиейфирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Еслибуквально следовать данному подходу, то мы увидим, что измерение конкуренцииозначает измерение всех факторов (территориальных, экономических, социальных),характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение всех параметровчрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерениеконкурентоспособности региона невозможным. В качестве важного индикатора,вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительноститруда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.