Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существуетеще один косвенный показатель, характеризующий отрасль, — конкурентоспособность, которой мы пытаемся просчитать коэффициент специализации,понимаемый как соотношение удельного веса отрасли в общем объеме производстваданного региона, разделенное на удельный вес данной отрасли в производстве всейстраны. Однако подобное измерение специализации характерно и для внутреннегорынка. Таким образом, только опираясь на коэффициент специализации, мы неувидим участие региона в международном разделении труда. Именно поэтому вдополнение к упомянутым показателям целесообразно проанализировать:
· объем,динамику, отраслевую структуру экспортно-импортных связей района ссоответствующей страной и место этих связей в районном экспорте и импорте, и вобщегосударственном экспорте (импорте). Большое значение имеют показателипрямого и косвенного экспорта и импорта региона;
· местоэкспортно-импортных производств в региональном народно-хозяйственном комплексе.Степень соответствия отраслевой структуры экспортного производства (поставок)общей отраслевой структуре производства (межрайонного вывоза) района, анализпоказателей удельного веса экспорта (импорта) в соответствующую страну врайонном производстве (потреблении);
· дляотдельных экспортирующих отраслей района коэффициенты экспортной специализации,исчисляемые с учетом места отрасли в районном производстве и межрайонномвывозе;
· уровеньразвития предметной и технологической специализации района в международном имежрайонном (внутригосударственном) разделении труда, понимаемый как долярегиона в мировом производстве однотипной продукции;
·вспомогательные технико-экономические показатели: экономическую эффективностьпроизводства и внешних отраслевых связей (фондо-, капитало-, трудоемкость ирентабельность производства, региональные коэффициенты и индексынародно-хозяйственной эффективности экспортно-импортных поставок и т. д.),соответствие национальным и международным стандартам.
Подводяитоги, дадим полное определение конкурентоспособности на уровне региона иопределим, по каким стадиям следует пройти региону, чтобы стать конкурентным.
Конкурентоспособностьрегиона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими идругими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей навнутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы),адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Развитие конкурентоспособности региона, осуществляется по следующимчетырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства —конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений —конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономическийрост, последняя стадия обусловливает застой и спад.
Прежде чемприступить к рассмотрению конкурентоспособности на примере России, мы попробуемответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?
До настоящеговремени нет внятной теории, объясняющей суть национальнойконкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определениятермина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятиеконкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятииконкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии бытьконкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множествоконцепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную иразумную концепцию на национальном уровне – это производительность. Основнаяцель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущегоуровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит отпроизводительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованныетрудовые ресурсы и капитал страны. Производительность – это объем продукции,производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качестваи свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), атакже от эффективности производства. Производительность является главнымпоказателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависитдоход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит отспособности национальных компаний достичь высокого уровня производительности ипродолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянногоразвития экономики.
В международной конкуренции по ряду причин важна структураотрасли.
Во-первых,учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надовыполнить разные требования. Условия в стране для конкуренции болееблагоприятны в одних отраслях, чем в других.
Во-вторых,зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, — это как раз те, которыеимеют привлекательную структуру. Отрасли с привлекательной структурой и спосильными условиями для новых конкурентов (в отношении технологии,специализированных навыков, доступа к каналам сбыта, репутации торговой марки ит.п.) часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыльот вложенного капитала.
И, в-третьих,наиболее важная причина, когда изменение структуры создает реальные возможностидля страны внедриться в новые отрасли.
То, какусловия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать измененияструктуры и реагировать на них, крайне важно для понимания «моделей успеха» вмеждународной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровняоказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, темсамым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Дляприобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальныекомпании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующихотраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательныхпотребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции иповышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качествадля конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительностьв которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность кконкуренции в принципиально новых сложных отраслях.
/>
2. КонкурентоспособностьРоссии на мировых рынках/> 2.1 Возможности и угрозы российских субъектов намировых рынках
Россия — часть мировой экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этаперазвития проблема конкурентоспособности товаров и услуг, и в целом экономикиРоссии выходит на первый план.
Для того чтобы правильно оценить ситуацию, ознакомимся срезультатами европейского института менеджмента «IMD».
Ведущий в Европе институт менеджмента — Institute of
Management Development (IMD), — базирующийся в Лозанне (Швейцария),опубликовал результаты очередного глобального исследованияконкурентоспособности 55 стран мира — The IMD World Competitiveness Yearbook2008.Подконкурентоспособностью страны IMD понимает способность нации создавать иподдерживать среду, в которой возникает конкурен- тоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook (WCY) — ежегодное аналитическоеисследование, которое швейцарский институт проводит с 1989 года в содружестве сисследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оцениваетсяна основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояниеэкономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние
инфраструктуры, а также по ряду других факторов, отражающихключевые экономические показатели. «Мы оцениваем не только рост ВВП, но и коечто еще. Например, качество жизни и состояние экологии», — поясняет профессорIMD и директор Центра изучения мировой конкурентоспособности (WorldCompetitiveness Center) Стефан Гарелли (Stephane Garelli). Согласно результатамнового исследования, тройка лидеров с прошлого года не изменилась: первое местозанимают США, далее идут Сингапур и Гонконг — на втором и третьем местахсоответственно. В первой десятке самых конкурентоспособных стран: Швейцария (4-еместо), Люксембург (5-е), Дания (6- е), Австралия (7-е), Канада (8-е), Швеция(9-е), Нидерланды (10-е). Замыкают список конкурентоспособности ведущихэкономик мира: Южная Африка (53-е место), Украина, опустившаяся за год с 46-госразу на 54-е место, и Венесула, сохранившая последнюю, 55-ю позицию. Для сравнения:Германия — на 16-м месте, Китай — на 17-м, Великобритания — на 21-м, Франция —на 25-м, Индия — на 29-м, Южная Корея — на 31-м, Бра-
зилия — на 43-м, Италия — на 46-м. Соединенные Штаты остаются
мировым лидером по конкурентоспособности вот уже 15 лет. «Двадцатьлет назад, когда вышел первый рейтинг The IMD World Competitiveness Yearbook, на первом месте былаЯпония, США были на третьем, — напоминает Гарелли. — Между ними была Швейцария.Сейчас Япония на 22-й позиции, что на две строчки выше, чем годом ранее, аШвейцария опустилась на четвертую строчку». Но
уже в следующем году лидер может поменяться, прогнозирует эксперт.К США вплотную подступают «азиатские тигры» — Сингапур и Гонконг. «Будут ли СШАвсе еще номер один через год — это большой вопрос», — говорит Гарелли, уточняя,что обзор основывался на данных 2007 года, которые пока не в полной мере отражаютпоследствия американского финансового кризиса. Тем не менее крупнейшаяэкономика мира все еще сохраняет наиболее благоприятные условия для развитиялюбых видов бизнеса.
За последние несколько лет на глобальном рынке появились новыеигроки, которые поменяли правила игры, а сила мировой экономики, еще недавносконцентрированная в США, Европе и Японии, теперь рассредоточена: доступ кфинансам, интеллектуальной элите и высоким технологиям сегодня можно получитьпрактически отовсюду. Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынкиглавным образом чтобы понизить затраты на производство, стали ключевымиигроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне сместными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес. Кроме того, помнению авторов отчета, одним из главных достижений последнего времени сталстремительный рост среднего класса в Азии, России, Центральной Европе, ЛатинскойАмерике и районе Персидского залива: с 2000 года около 600 млн. человекдостигли статуса среднего класса, и они тратят в среднем приблизительно $ 4млрд. каждый год. Вместе с тем большинство развивающихся экономик, в том числелидеров по экономическому росту, по- прежнему находятся в нижней части рейтинга.Так, Китай опустился с 15-го на 17-е место и теперь уступает Тайваню,поднявшемуся на 13-ю строчку с 18-й в 2007 году. Индия снизилась с 27-го местана 29-е. Из всех стран «большой четверки» (Китай, Индия, Бразилия и Россия)только Бразилия показала рост, поднявшись с 49-го места на 43-е. «Несмотря нато, что экономики Китая, Индии и России развиваются очень быстрыми темпами —Китай на 11%, Индия и Россия на 8%, — это не дает им серьезной прибавки крейтингу, поскольку им все еще достается очень небольшая часть от пирога мировойэкономики».
В этом году Россия в глобальном рейтингеконкурентоспособности опустилась с 43-го на 47-е место. Вместе с тем онаопережает Турцию (48-е место), Хорватию (49-е), Мексику (50-е), Индонезию (51-е),Аргентину (52-е), Украину (54-е) и ряд других стран.По критериюэффективности государственной политики Россия за последний год поднялась с 39-гона 30-е место в рейтинге. Среди наиболее сильных показателей России авторы отчетаназвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1-е место в мире),уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3-е место), профицитбюджета (4-е). К отрицательным показателям эксперты IMD, в частности, относятсостояние пенсионной системы (54-е место). В целом по критерию эффективностигосударственной политики Россия опережает Японию (39-е место) и Францию (45-е),но уступает США (18-е), Австрии (20-е), Великобритании (24-е) и Германии (26-е).Первая тройка лидеров по данному критерию: Сингапур, Гонконг и Швейцария.Причем за последний год эти страны не изменили свое положение в рейтинге. Пооценкам макроэкономических показателей внутренней экономики Россия поднялась с52-го на 49-е место. Так, по уровню прямых инвестиций в собственную экономикуРоссия находится на 10-м месте, по инвестициям в иностранную экономику — на 11-м,по росту ВВП на душу населения (в фиксированных ценах в пересчете нанациональную валюту) — на 5-м, а по реальному росту ВВП — на 8-м. Зато поуровню диверсификации экономики страна находится на предпоследнем, 54-м месте,равно как и по уровню портфельных инвестиций. В целом по критериюмакроэкономических показателей России в рейтинге уступают такие страны, какУкраина (50-е место), Иордания (51-е), Индонезия (52-е), Турция (53-е),Венесуэла (54-е) и Южная Африка (55-е). Лидирующее положение по этому параметрузанимают США, Китай и Сингапур. По критерию эффективности бизнеса позицииРоссии в рейтинге также остались низкими — 49-е место (в прошлом году — 48-е).Эксперты поставили ее на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачностибизнеса, а по социальной ответственности бизнеса — на последнее. В то же времяРоссия опережает такие страны, как Польша, Хорватия, Венесуэла, Аргентина иМексика. Тройка лидеров по данному параметру: Гонконг, Сингапур и США. Порейтингу стран с точки зрения развитости инфраструктуры (соответствия основныхтехнологических, научных и трудовых ресурсов потребностям бизнеса) Россиясейчас занимает 45-е место (снижение с 37-го места в прошлом году). Вчастности, по данным IMD, по уровню инвестиций в телекоммуникации и стоимостиширокополосной связи Россия находится на последнем месте в мире. Однако поколичеству эксплуатируемых компьютеров — уже на 9-м месте, а по уровню цен наэлектроэнергию для бизнеса и соотношению числа учителей к числу учеников вобразовательной системе — на 5-м. В целом по критерию развитости инфраструктурыРоссия опережает Украину, Аргентину, Филиппины, Индию. Лидирующие места поэтому параметру уже не первый год занимают США, Швейцария и Сингапур. ПроблемаРоссии — в высоких прибылях от продажи нефти и газа. Это усложняетдиверсификацию экономики. Также есть проблемы с прозрачностью законодательствадля бизнеса. Тем не менее эксперты IMD прогнозируют для России стабильныйэкономический рост. The IMD World Competitiveness Ye-arbook — ежегодникмировой конкурентоспособности, который в ряде стран используется дляформирования государственной политики и определения дальнейших действийправительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, атакже стратегических бизнес решений компаний. На сегодняшний день это одно изсамых полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств ирегионов. Методология исследований строится на анализе и ранжированииспособности государств создавать и поддерживать условия, в которых предприятиямогут эффективно конкурировать. При расчете рейтинга используются материалымеждународных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, Всемирный банк идругие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес климат вохваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков,опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование IMDосуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистическиеданные и одна треть — экспертные оценки.