Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отечественные эксперты не спешат соглашаться с IMD WorldCompetitiveness«Результаты исследования выглядят странно. Локомотив мировогокризиса – США, уже несколько лет катящиеся к стагнации и даже рецессии, – напервом месте в рейтинге конкурентоспособности», – недоумевает старший экспертинвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Баранов. Россию, убежден он, авторырейтинга существенно недооценивают. По сути, Россия по темпам роста большинстваотраслей опережает те же США. «Конечно, рейтинг строится по формальнымкритериям. Как результат, высокие цены на нефть привели к росту доходов от еепродажи, что позволило сделать преувеличенные выводы о дисбалансах российскойэкономики. Но в целом ситуация значительно лучше, чем это показывают цифры», –говорит Баранов. «Что касается снижения эффективности бизнеса, то, на мойвзгляд, недостаточно учтен тот фактор, что Россия активно занимаетсярасширением и инвестированием в новые виды и отрасли, – добавляет генеральныйдиректор НКГ «2К Аудит –Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Бизнесмены впоследнее время не стремятся к извлечению части прибыли из компаний, а занимаютсяреинвестированием: направляют средства на приобретение новых предприятий запределами страны, занимаются модернизацией и расширением действующегопроизводства». Неудовлетворительное состояние инфраструктуры – действительнотема для критики. Но надо учитывать, что Россия – одна из самых больших странпо территории. К тому же у нас в последнее время настоящий строительный бум, втом числе и в инфраструктурных отраслях, напоминает эксперт. Однако, посколькусооружение дорог, сетей, портов требует значительных вложений, срокиокупаемости по которым очень длительны, то резких изменений здесь непроизойдет, признает Касьянова. Но даже если оценка не вполне справедлива,учесть советы зарубежных коллег стоит.
Кроме этогоможно выделить ряд других преимуществ, которыми Россия обладает в настоящеевремя:
1. нашастрана располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты. Это крупные,экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутреннихпотребителей запасы энергии и другие полезные ископаемые. Валовая стоимостьбалансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя); прогнозный потенциал природныхресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое, превышает суммарноенациональное богатство Японии; в России сосредоточено 13% мировых разведанныхзапасов нефти, 36% — газа, 12% — угля; 1 место по дешевизне электроэнергии дляпромышленных потребителей (62% от уровня Китая, 47% от США, 30% от Германии и15% от Японии), что дает ей бесспорное преимущество. Однако из этого невытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, посколькуестественными условиями нужно уметь воспользоваться. В настоящее времясуществуют «уникальные» российские трудовые и интеллектуальные ресурсы, а ведьименно они дают существенную возможность создания конкурентоспособного продукта;
2. значительныйэкологический и геоэкономический потенциал территории. Страна обладаетповышенной экологической «прочностью», что позволяет с меньшимииздержками реализовать концепцию устойчивого развития и получить реальныеэкономические выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицуплощади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине дляпромышленно развитых стран;
3. наРоссию приходится почти четверть всех мировых площадей, занятыхлесонасаждениями;
4. огромныеразмеры российской территории определяют ее значительный транзитный потенциал вобласти транспорта, связи и телекоммуникаций;
5. евразийскийстатус страны создает благоприятные возможности для участия в различныхторгово-экономических, интеграционных и других региональных объединениях;
6. квалифицированнаяи недорогая рабочая сила. 3 место по уровню грамотности населения (99,5% всеговзрослого населения против 87,5% в Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в Китае);
7. высокийинновационно-технологический потенциал. II место по количествунаучно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Ю.Кореи, в 2,8 раза — Венгрии, в 4,9 раза — Аргентины, в 9,2 раза — Китая, в 16,1раза — Турции, в 19,8 раза — Малайзии);
8. 5место по количеству выданных резидентам патентов (в 4,0 раза большеВеликобритании, в 11,6 раза — Китая, 47,3 раза — Бразилии, 73,1 раза — Венгрии).
9. И взавершении всего приведенного выше анализа можно сделать вывод, что Россияобладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров порейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия,отрасли, регионы) могли конкурировать и были конкурентоспособны как нанациональном, так и на мировом рынке.
В разделе 2.2рассмотрены основные пути повышения конкурентоспособности российскихпредприятий, как основного субъекта теории конкурентоспособности.
/>2.2Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примерепредприятия)
С моментасоздания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческаякомпания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в томчисле международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственногосубъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынкепутем сопоставления с соответствующими показателями зарубежныхфирм-конкурентов.
Статистическиеисследования показывают, что среди российских компаний международной конкурентоспособностьюобладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производствевоенной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологическогооборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции намировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций.
В борьбе намировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовыефакторы. Нередко, чтобы закрепиться на зарубежном рынке, они прибегают кпродаже товаров по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной перспективе такаяполитика может иметь и обратный эффект, то есть привести не к расширению рынкасбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот – к сужению доли на рынкеили полному вытеснению с него. Поэтому недостаточно использовать лишь ценовойфактор в современной борьбе за мировые рынки. Необходимо активно реализоватьпреимущества научно-технической революции и международного разделения труда,которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям.
Официальнопока ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК.Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двухдесятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведутпроизводственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных.
Ктранснациональным компаниям, относятся в основном компании топливно-энергетическогокомплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», идр.
В настоящеевремя, наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособностина внешнем рынке – это включение принципов устойчивого развития во все сферыпредпринимательской деятельности, поэтому, основываясь на научную литературу,следует выделить шесть основных факторов, по которым предприятия должны строитьсвою конкурентоспособность.
1. Структурныефакторы:
впроизводственной структуре необходимо проектировать предприятия на основегибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем;
миссиейорганизации должна быть оригинальная идея, эксклюзивная сфера деятельности,конкурентоспособный продукт или популярная товарная марка и пр.;
организационнаяструктура должна строиться на основе дерева целей предприятия, с координациейвсех работ менеджера по конкретному товару;
специализациюи концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализарациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;
выполнятькомплекс работ по унификации и стандартизации выпускаемой продукции с целью ихупорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д.;
вучет и регулирование производственных процессов необходимо включить средстваавтоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности,точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;
средиперсонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированныхрабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный иэффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;
припроектировании и развитии структур в информационные системы следует закладыватькачественную информацию и нормативно-методические документы;
привыборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующихизделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать силу конкуренции и выбиратьконкурентных поставщиков.
2. Ресурсныефакторы:
2.2. постоянноанализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренциимежду ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;
2.1. следитьза параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное идешевое сырьё;
2.2. стимулироватьпроведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов употребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия,т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиямжизненного цикла крупных объектов предприятия;
2.3. стимулироватьпроведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементовпроизводства;
2.4. поддерживатьработу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции – экономияресурсов и повышение качества жизни.
3. Техническиефакторы:
3.1. проводитьработу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованныетехнологии;
3.2. увеличиватьудельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его среднийвозраст;
3.3. следитьза качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.
4. Управленческиефакторы:
4.1. повышатьстатус высококвалифицированных менеджеров;
4.2. порезультатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализоватьмероприятия по совершенствованию процессов;
4.3. соблюдатьвысокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующихизделий по принципу («точно в срок»);
4.4. укреплятьдисциплину поставок при удорожании производственных площадей (одно изэффективнейших направлений конкурентной борьбы);
4.5. применятьнаучные методы управления;
4.6. проводитьвнутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т.е. систему управлениякачеством, которая должна соответствовать международным стандартам (удержаниеего возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемойпродукции).
5. Рыночные факторы:
5.1. необходимоизучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры;
5.2. обеспечитьдоступ к рынку новых технологий;
5.3. приниматьмеры по стабилизации всех конкурентных преимуществ (добиться или продолжатьудерживать лидирующее положение на рынке товаров);
5.4. обеспечитьвысокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным, посравнению с товарами-заменителями;
5.5. повышатьуровень логистики и уровень квалификации маркетологов и работников сбыта;
5.6. выбиратьвысоко квалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количествомсредств на неё;
5.7. повышатьэффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;
5.8. обладатьдостоверным прогнозированием политики ценообразования и рыночнойинфраструктуры.
6. Фактор эффективностифункционирования организации:
6.1. повышатьнаучный уровень управления;
6.2. прослеживатьинтенсивность капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов иликапитала);
6.3. прослеживатьфинансовую устойчивость функционирования организации;
6.4. повышатьэффективность использования всех ресурсов, чтобы в основном преобладала доляэкспорта наукоёмких товаров.
Подводя итогиможно сказать, если предприятие будет выполнять все требования, изпредложенного мною перечня, или хотя бы большую часть, то его вполне можнобудет считать конкурентоспособным. И чем больше оно будет иметь конкурентныхпреимуществ перед конкурентами, тем выше её конкурентоспособность, живучесть,эффективность, перспективность.