Файл: Диплом Содержание Введение 6 Теория и методология стратегического менеджмента 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стратегическое развитие промышленного предприятия

Диплом

Содержание

Введение 6

  1. Теория и методология стратегического менеджмента 8

    1. Сущность и содержание стратегии развития организации 8

    2. Основные подходы к разработке стратегии развития организации 18

    3. Методический инструментарий стратегического менеджмента 24

  2. Анализ основных результатов деятельности организации

в ретроспективном периоде 34

    1. Краткая характеристика предприятия 34

    2. Анализ основных результативных показателей деятельности организации в ретроспективном периоде 40

    3. Анализ внешней среды 51

      1. Анализ макросреды 51

      2. Анализ потребителей 54

      3. Анализ поставщиков 55

      4. Анализ конкурентов 56

    4. Анализ обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов 59

  1. Разработка стратегии развития организации 64

3.1 Разработка основных стратегических альтернатив развития

организации...................................................................................................64

    1. Разработка тактических мероприятий по реализации стратегии……….65

3.3 Экономическое обоснование предложенной стратегии………………....68

Заключение 79

Список использованных источников 82

Приложение А Бухгалтерский баланс ООО «БУК» за 2015 - 2017 гг………85

Приложение Б Отчет о финансовых результатах ООО «БУК»……………....87
Введение
Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования организации, обеспечения ее выживаемости и устойчивого развития.

Способность и умение быстро перестраиваться, не упускать возможно- сти, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития, - все эти качества сегодня становятся главными аргументами предприятия в конкурентной борьбе. Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики яв- ляются основополагающими идеями новой философии управления организа- цией и ее развития.


Разработка стратегии развития организации как концепция стратегиче- ского менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоян- ное перераспределение ролей основных участников рынка.

Выбранная тема актуальна, так как от стратегического управления высшего руководства зависит развитие организации в условиях жесткой кон- куренции при долгосрочной перспективе.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка деятельности предприятия, и разработка стратегии развития ООО «БУК».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие, рассмотреть виды и факторы, формирующие стратегию;

- рассмотреть теоретические вопросы разработки стратегии фирмы;

- раскрыть проблемы проведения стратегических изменений;

- дать краткую характеристику предприятия ООО «БУК»;

- проанализировать динамику изменений основных показателей дея- тельности предприятия;

- провести анализ факторов внешней и внутренней среды ООО «БУК»;

- разработать и обосновать стратегию развития ООО «БУК»;

Объектом исследования выступает ООО «БУК», основным видом дея- тельности, которого является деятельность в сфере коммунальных услуг.

Предметом исследования является стратегия развития предприятия.

Теоретической основой написания являются труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемым вопросам и проблемам.

Методологической основой написания выпускной квалификационной работы является использование в процессе проводимых исследований сово- купности различных методов: анализа, тестирования, исследования, эксперт- ных, экономико-математических оценок.

Практическая значимость проведенного анализа определяется в фор- мировании комплексной оценки состояния анализируемого предприятия на определенном этапе его деятельности и в разработке стратегий развития предприятия в перспективе.

Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1 Теория и методология стратегического менеджмента


1.1 Сущность и содержание стратегии развития организации

Стратегия развития предприятия, прежде всего, обусловлена стратеги- ческим управлением и стратегическим планированием, эти два направления и есть то, что создает стратегию развития в среде предприятий и организаций.

Значение стратегического управления, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу. На внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде [7].

Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий.

Изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. На пол сантиметра ушла линейка

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде.

И процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг. Состояния экономики, культурной среды и еще много другого.


В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление - это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией [4].

С формальной точки зрения, стратегическое управление - это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей [3].

Можно также сказать, что стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Сущность стратегического управления заключается в ответе на три важных вопроса:

- В каком положении предприятие находится в настоящее время;

- В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев;

- Каким способом достичь желаемого результата.

Для решения первого вопроса необходима информационная база с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую ​​важную особенность стратегического управления, как его ориентация на будущее. Нужно определить: к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Наиболее важными компонентами этого этапа являются доступные или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет осуществлять эту стратегию [17].

Таким образом, сущность стратегического управления заключается в формировании и реализации стратегии развития организации, основанной на постоянном мониторинге и оценке текущих изменений в ее деятельности с целью сохранения способности выживать и эффективно функционировать в нестабильной внешней среде [13].


Чтобы дать подробное определение стратегического управления, давайте сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем это обычное управление), которое в основном практиковалось в бизнесе более 20 лет назад.

Сравнение проведем по ключевым характеристикам руководства организации (Таблица 1).

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления и приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации. Ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая своих целей [4].
Таблица 1 - Сравнение оперативного и стратегического управления


Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление



Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе,

отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Ориентация на долгосрочную перспективу.

Основа построения системы управления

Функции и организационные структуры. Процедуры, техника и технология.

Люди, системы информационного обеспечения, рынок.

Подход к управлению персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации. Как на

исполнителей отдельных работ и функций.

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную

ценность и источник ее благополучия.


Критерий эффективности управления

Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала.

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения.