Файл: Диплом Содержание Введение 6 Теория и методология стратегического менеджмента 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

- определение миссии и целей организации;

- анализ среды;
- выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль реализации стратегии [13].


Определение миссии и целей




Выбор стратегии






Рисунок 1 - Структура стратегического управления
Эти процессы логически вытекают друг из друга. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на их совокупность. Это важная особенность структуры стратегического управления. Структура стратегического управления схематически показана на рисунке 1 [4].

Важное место в комплексе стратегического управления занимает стратегическое планирование. Это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и способов их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на разработку стратегических планов. Без использования стратегического планирования организация в целом и отдельные лица будут лишены четкого способа оценки целей и направлений корпоративное предприятие. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование позволяет акционерам и руководству компании определять направление и темпы развития бизнеса, наметить тенденции мирового рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы для нее успешно развиваться [11].

До недавнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных проблем. Однако ситуация начала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше средних компаний начинают заниматься стратегическим планированием.


Стратегическое планирование заканчивается разработкой и выбором стратегии.

Определение миссии и целей организации.

Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражения его философии и смысла его существования.

Миссия - это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в нем подробно описывается состояние предприятия, описываются основные принципы его работы, реальные намерения руководства, а также определяются наиболее важные экономические характеристики предприятия [12]. Миссия выражает свое стремление к будущему, показывает, на чем будут сосредоточены усилия организации и какие ценности будут приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, она не должна влиять на финансовые проблемы и т. д. [13].

Некоторые менеджеры не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Для них эта миссия кажется очевидной - получение прибыли. Но если вы тщательно обдумаете этот вопрос, то становится очевидным несоответствие между выбором прибыли в качестве общей миссии, хотя это, несомненно, является важной целью.

Поскольку организация является открытой системой, она может «выжить» в конечном счете, только если он удовлетворяет некоторую потребность, которая находится вне его. Чтобы получить прибыль, фирма должна контролировать среду, в которой она работает. Следовательно, именно в среде руководство ищет общую цель организации.

Цель состоит в том, чтобы указать миссию в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключаются в следующем: - четкая ориентация на определенный промежуток времени;

- конкретность и измеримость;

- согласованность и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

- нацеливание и управляемость.

Цели будут существенной частью процесса стратегического управления, только если они правильно сформулированы, известны сотрудникам и приняты ими. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы [1].

Определение миссии и целей компании приводит к тому, что становится понятно, почему компания работает и к чему стремится. Зная это, вы можете скорее выбрать стратегию поведения.



Стратегический анализ служит здесь инструментом стратегического управления, с помощью которого руководство компании идентифицирует и оценивает свою деятельность с целью инвестирования в наиболее прибыльные и перспективные сферы своего бизнеса.

Стратегический анализ окружающей среды.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа т.к. его результатом является получение информации на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих: внешней среды; непосредственного окружения; внутренней среды организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экoномики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов , социальной и культурной составляющих общества, научно - техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация упрaвления, производство, включая организационные операционные, технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки ; финансы фирмы; маркетинг; культура [17].

Выбор стратегии.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стрaтeгии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. Этот процесс считается ядром стратегического управления.

Определение стратегии - это далеко от составления плана действий. Определение стратегии - это решение о том, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развивать организации, какое место занимать на рынке и т. Д. С помощью специальных методов организация определяет, как достигнет своих целей и реализует свою миссию.

Реализация стратегии.

Реализация стратегии является критически важным процессом, поскольку именно он, в случае успешной реализации, ведет компанию к достижению ее целей [11].


Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление не может должным образом привлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии . В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Оценка и контроль реализации стратегии.

Оценка и контроль выполнения стратегий является последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Если стратегия соответствует целям фирмы , то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

- соответствие выбранной стратегии состоянию окружения;

- соответствие выбранной стратегии и возможностям фирмы;

- приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. Основными задачами любого контроля являются следующие:

- определение того, что и по каким показателям проверять;

- существление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

- осуществление корректировки, если она необходима и возможна [17].

Из за неопределенности и неточности расчетов, стратегический проект может легко превратиться в пустую затею.

Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течение жизненного цикла нового товара.


До тех пор пока оку­паемость превышает контрольный уровень, реализацию этого проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Возможен пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникно­вения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий, называются стратегическими изменениями.

Для того чтобы их провести нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения и уменьшить до возможного минимума это сопротивление.

Задачей контроля является выявление того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей [1].

Таким образом, стратегическое управление и стратегическое планирование предприятием является неотъемлемой частью стратегии развития предприятия и представляет собой широкий комплекс мер и действий по управлению предприятием .

Это стратегический анализ и оценка изменений происходящих во внутренней и внешней среде предприятия и за тем реализация и контроль выбранной стратегии.

    1. Основные подходы к разработке стратегии развития