Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 702
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
УДК
ББК
А 867
Рецензенты:
Член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы
В. В. Сериков
Заведующий кафедрой патологической физиологии Омского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки РФ
В. Т. Долгих
Авторский коллектив:
А.И. Артюхина - к.м.н., д.пед.н., зав. курсом педагогики и образовательных технологий, профессор кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий ВолгГМУ,
В.И. Чумаков - к.пед.н., преподаватель кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий ВолгГМУ,
М.И. Кузнецова– аспирант ВолгГМУ
Организация самостоятельной работы аспирантов по педагогике: учебное пособие/ Под ред. А.И. Артюхиной.- Волгоград, 2016.
Учебное пособие основано на компетентностном подходе, и предназначено для обучающихся по программе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре. Учебное пособие содержит описание теоретических основ разных видов самостоятельной работы по педагогике, задания для самостоятельной работы аспирантов, выполняя которые они включаются в деятельность по формированию у себя универсальных и профессиональных компетенций согласно требованиям ФГОС. В пособии представлены кроссворды, тестовые задания для самоконтроля знаний по каждому модулю, глоссарий и рекомендуемая литература.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ 1.1. Теоретические основы и технологии организации самостоятельной работы 1.2. Виды внеаудиторной работы аспирантов 1.3. Портфолио. 1.4. Проекты 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ 2.1. Задания для самоподготовки аспирантов 2.2. Вопросы и задания для самоконтроля при подготовке аспирантов к занятиям 2.3. Тестовые задания для самоконтроля знаний 2.4. Кроссворды 2.5. Перечень тем рефератов, докладов, эссе, проектов Глоссарий Рекомендуемая литература Ответы на тестовые задания, задания самоконтроля, кроссворды | 4 7 7 15 33 38 43 43 52 66 96 120 123 130 132 |
Введение
Настоящий конец образования дает только
сама жизнь и самостоятельность каждого.
Д. И. Менделеев
Уважаемые коллеги! Интеграция отечественного высшего образования в единое образовательное пространство Европы, ориентация на компетентностный подход и практическую значимость повышает значение и статус самостоятельной работы аспиранта. Вам предстоит в процессе самостоятельной работы овладеть новыми интересными знаниями, умениями, компетенциями по педагогике и методике преподавания в высшей школе, которые будут востребованы на всех жизненных этапах профессионально-личностного становления как высококвалифицированного специалиста – преподавателя-исследователя высшей школы. Пособие предназначено для обучающихся по программе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре.
Целью освоения дисциплины «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» является формирование компетенций аспиранта по соответствующему направлению подготовки, обеспечивающих их готовность и способность к деятельности преподавателя-исследователя.
Задачами освоения дисциплины являются:
приобретение:
- представлений об основах дидактики и методики преподавания в высшей школе, умений применять их в психолого-педагогической деятельности,
формирование:
- умения и навыков профессиональной коммуникации и толерантности
- умения и навыков проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе, обеспечивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС ВПО
- умений организовывать и осуществлять научно-педагогическую деятельность.
В результате освоения дисциплины «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» обучающийся должен сформировать следующие компетенции согласно направлению подготовки:
Биологические науки
универсальные компетенции (УК)
-
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); -
готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); -
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).;
Клиническая медицина, Фундаментальная медицина, Медико-профилактическое дело, Фармация
универсальные компетенции
-
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); -
готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); -
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные компетенции:
- готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6).;
Культурология
универсальные компетенции:
-
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); -
готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); -
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные компетенции:
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-5).
Химические науки
универсальные компетенции
-
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); -
готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); -
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные компетенции:
- готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6).
Уважаемые коллеги! Учебное пособие построено по модульному принципу. Поскольку в высшей медицинской школе акцент делается на практическую ориентированность обучения, то на самостоятельную работу отводится 120 часов. Освоение предлагаемого теоретического материала в процессе самостоятельной работы носит обобщающий характер и ставит целью организовать деятельность аспиранта таким образом, чтобы в дальнейшем он был способен и готов организовать самостоятельную работу студентов в соответствии с требованиями преподаваемых на кафедре дисциплин. Активизация самостоятельной работы аспирантов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков и направлено на повышение качества подготовки специалистов. По курсу возможно выполнение и защита письменной работы (в виде реферата). Выбор темы осуществляется исходя из предложенного перечня или по согласованию с преподавателем.
Для самопроверки полученных знаний и умений по педагогике высшей школы в пособии предлагаются вопросы, кроссворды разработанные в ходе проектной деятельности аспирантами и тестовые задания.
Выражаем уверенность, что на тернистом пути поиска истины, получения новых знаний, навыков, саморазвития личности будущих преподавателей-исследователей ожидает успех, а предлагаемое пособие поможет в этом.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
АСПИРАНТОВ
Формирование профессиональных компетенций
находится в тесной связи с опытом организации
самостоятельной работы, накопленным в
студенческие годы.
М. А. Михалищева
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В дидактике высшей школы самостоятельную работу рассматривают как форму обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя. Отечественные дидакты И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половинкова, М. Н. Скаткин и другие рассматривают самостоятельную работу как средство включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
По мнению П. И. Пидкасистого самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее целесообразнее рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации, что подразумевает обучение познавательной деятельности, вооружение студентов учебно-познавательным аппаратом. Самостоятельная работа, по сути, является средством обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения учебного содержания соответствует дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
К признакам самостоятельной работы обучающегося относят:
-
выделение специального времени (аудиторного или внеаудиторного) в образовательном процессе для проведения самостоятельной работы; -
наличие задания преподавателя, требующего умственных и физических усилий учащихся; -
самостоятельное выполнение задания обучающимся; -
наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы.
В. И. Загвязинский подчёркивал, что понимание сущности самостоятельной работы, её целей зависит от общей концепции учебного процесса. Если видеть сущность обучения в передаче системы знаний и способов деятельности (в традиционной системе обучения), то самостоятельную работу можно рассматривать как способ закрепления и тренировки, выработки умений и навыков. Если обучение рассматривать как формирование самостоятельной познавательной деятельности, то самостоятельная работа выступает способом развития творческих способностей и профессионального мышления. Если исходить из современного понимания обучения как процесса формирования личности специалиста, то самостоятельная работа есть способ формирования самостоятельности и активности личности, развития её репродуктивных и творческих способностей, умения ориентироваться в теории и практических ситуациях, ставить и самостоятельно решать теоретические и практические задачи.
Познавательная самостоятельность учащихся характеризуется наличием мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов. В дидактике показателями умственной самостоятельности являются:
-
перенос знаний и способов действий в новую ситуацию -
свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане -
возможность применять общие принципы при решении задач
Таким образом, под самостоятельной работой обучающихся сегодня понимают вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:
1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.
2. Реконструктивный уровень (продуктивный).
3. Творческий, поисковый.
Тренировочные самостоятельные работы