Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 704
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ
Чтобы овладеть какой-либо конкретной
деятельностью, нужно осуществить
деятельность адекватную той, которая
воплощена в данном предмете или явлении,
в системах которую они образуют.
А. Н. Леонтьев
Самоподготовка к семинарским занятиям
Задачи самоподготовки к занятиям общеизвестны и подразделяются на:
-
образовательные - расширение, систематизация и закрепление знаний, углубление содержания учебных предметов; тренировка в применении полученных знаний на практике; -
развивающие – развитие личностно-профессиональных качеств, упражнение в умении работать с дополнительной литературой, пользоваться справочниками, словарями, искать информацию в Интернете; создание условий для развития мышления и творческих способностей; -
воспитательные – выработка самостоятельности, самоорганизованности, трудолюбия, навыков культуры умственного труда, самоконтроля.
По сути, речь идёт об осознанном формировании у обучающихся универсальных и профессиональных компетенций.
Изучение теоретического материала начинают с ознакомления с темой и целью будущего занятия, с вопросами, подлежащими рассмотрению на занятии. Изучается соответствующая лекция, раздел учебника с вычленением основных и второстепенных положений. По каждому конкретному вопросу составляется план ответа. Возможно составление опорного конспекта. В процессе самоподготовки рекомендуется обратить особое внимание на формулировку дефиниций. Помните, что ответ по любому предлагаемому вопросу вы всегда должны начинать с определения. Поэтому правильная формулировка терминов должна включаться в ваш план ответа или в опорный конспект.
Целесообразно проверить, как изучаемый вами вопрос сформулирован в вопросах коллоквиума и экзамена. Можно начать подготовку к экзамену уже с первых дней изучения новой дисциплины, составляя план или опорный конспект по вопросам.
Конспект - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. Основными способами конспектирования являются: тезисы, линейно-последовательная запись текста, способ «вопросов - ответов», схема с фрагментами, простая схема, параллельный способ конспектирования, комбинированный конспект, карта памяти.
- Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание.
- Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:
• сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
• выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
• использование различных цветов;
• подчеркивание;
• заключение в рамку главной информации.
- Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
- Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
- Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.
- Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.
Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
- Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Для того чтобы осуществлять конспектирование, в каждом конкретном случае студенту необходимо грамотно решить следующие задачи:
-
Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение). -
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли. -
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста. -
Определить детализирующую информацию. -
Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Завершив работу над конспектом, вы можете проверить его соответствие критериям, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Критерии оценки конспекта
Критерии оценки |
1. Краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста) |
2. Ясная, четкая структуризация материала, логическая последовательность в изложении материала |
3. Содержательная точность, то есть научная корректность |
4. Полнота раскрытия вопроса |
5. Наличие образных или символических опорных компонентов |
6. Оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.) |
7. Оформление в соответствии с требованиями |
При работе с учебным материалом, вынесенным на самостоятельное изучение, может быть полезно составление технологической карты самостоятельного изучения теоретического материала. Такая технологическая карта содержит разделы:
1. Тема.
2. Основные вопросы для изучения.
3. Целевая установка.
4. Формируемые понятия.
5. Значение изучаемого материала для последующего использования
6. Педагогические практические аспекты
7. Ученые, работавшие в данном направлении
8. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации
9. Литература
10. Вопросы для самоконтроля
и помогает систематизировать, структурировать учебный материал. Завершая составление такой карты, работая над вопросами самоконтроля, обучающийся осуществляет рефлексию своей деятельности.
Важным при подготовке к семинару является и целеполагание своего личностно-профессионального развития. Если по своим личностно-профессиональным качествам Вы не можете считать себя идеальным преподавателем-исследователем, то следует поразмыслить над вопросом: какие профессионально значимые личностные качества Вы можете формировать у себя при изучении «Педагогики и методики преподавания в высшей школе» и в частности на предстоящем семинаре по дисциплине. Заполняя лист мониторинга в конце изучения каждого модуля необходимо провести рефлексию и определить уровень достижения поставленных целей.
Завершается изучение теоретического раздела темы занятия самоконтролем и самооценкой. Самоконтроль можно проводить путём заполнения таблиц самоподготовки или выполнением предлагаемых ниже заданий, в том числе тестовых, решением ситуационных задач или кроссвордов.
Работа с таблицами
Выполнение заданий на анализ и составление таблиц, составление схем способствует выработке умения абстрагироваться от второстепенного, тренировать умение выделять существенные признаки. Работа с таблицами всегда ориентирована на поиски причинно-следственной связи, что развивает способности делать теоретические обобщения. Вариантом работы с таблицами является коррекция таблиц самоподготовки: работа со схемами и их взаимопроверка. Обнаружение ошибок и погрешностей в таблицах способствует развитию наблюдательности и выработке критической позиции.
Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) или интеллект-карты – запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга, альтернатива линейного метода записи информации, например, текста. Интеллект-карта
– это графическое выражение процесса ассоциативного мышления, является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. (Тони Бьюзен «Супермышление», 2006 год). Составление ментальных карт - эффективная технология самостоятельной работы с текстом для студентов, аспирантов, а для преподавателей помимо этого может использоваться при подготовке лекции, семинара.
Ментальная карта — это инструмент, позволяющий:
1. ясно представить проблемы и идеи;
2. эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
3. включить в работу правое и левое полушарие мозга, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал;
4. повысить производительность труда.
Применение ментальных карт перспективно в ряде областей, но для нас важно их использование в обучении, а именно в учебном процессе при работе с текстами для:
-
конспектирования учебников, книг, статей, а также лекций на слух, -
написания статей/рефератов/курсовых работ, -
анализа /понимания учебного материала, -
запоминания, поскольку потребуется запоминать, например, не 50 страниц текста, а 50 ключевых слов.
Составление ментальной карты методически разработали Т. и Б. Бьюзены (Англия), и представляет собой, последовательное совершение ряда действий:
1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.
4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.
-
Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. -
Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. -
Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации. -
Взаимосвязь разных понятий на разных ветках обозначают стрелками. Для большей понятности нумеруем ветки. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Причём советуют лучше рисовать карты в ручную, а не на компьютере.