Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 704

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.2. ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ
Чтобы овладеть какой-либо конкретной

деятельностью, нужно осуществить

деятельность адекватную той, которая

воплощена в данном предмете или явлении,

в системах которую они образуют.
А. Н. Леонтьев
Самоподготовка к семинарским занятиям

Задачи самоподготовки к занятиям общеизвестны и подразделяются на:

  • образовательные - расширение, систематизация и закрепление знаний, углубление содержания учебных предметов; тренировка в применении полученных знаний на практике;

  • развивающие – развитие личностно-профессиональных качеств, упражнение в умении работать с дополнительной литературой, пользоваться справочниками, словарями, искать информацию в Интернете; создание условий для развития мышления и творческих способностей;

  • воспитательные – выработка самостоятельности, самоорганизованности, трудолюбия, навыков культуры умственного труда, самоконтроля.

По сути, речь идёт об осознанном формировании у обучающихся универсальных и профессиональных компетенций.

Изучение теоретического материала начинают с ознакомления с темой и целью будущего занятия, с вопросами, подлежащими рассмотрению на занятии. Изучается соответствующая лекция, раздел учебника с вычленением основных и второстепенных положений. По каждому конкретному вопросу составляется план ответа. Возможно составление опорного конспекта. В процессе самоподготовки рекомендуется обратить особое внимание на формулировку дефиниций. Помните, что ответ по любому предлагаемому вопросу вы всегда должны начинать с определения. Поэтому правильная формулировка терминов должна включаться в ваш план ответа или в опорный конспект.

Целесообразно проверить, как изучаемый вами вопрос сформулирован в вопросах коллоквиума и экзамена. Можно начать подготовку к экзамену уже с первых дней изучения новой дисциплины, составляя план или опорный конспект по вопросам.

Конспект - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. Основными способами конспектирования являются: тезисы, линейно-последовательная запись текста, способ «вопросов - ответов», схема с фрагментами, простая схема, параллельный способ конспектирования, комбинированный конспект, карта памяти.


- Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание.

- Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

• сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

• выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

• использование различных цветов;

• подчеркивание;

• заключение в рамку главной информации.

- Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

- Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.

- Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

- Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

- Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.



Для того чтобы осуществлять конспектирование, в каждом конкретном случае студенту необходимо грамотно решить следующие задачи:

  • Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

  • Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

  • Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

  • Определить детализирующую информацию.

  • Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Завершив работу над конспектом, вы можете проверить его соответствие критериям, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Критерии оценки конспекта

Критерии оценки

1. Краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста)

2. Ясная, четкая структуризация материала, логическая последовательность в изложении материала

3. Содержательная точность, то есть научная корректность

4. Полнота раскрытия вопроса

5. Наличие образных или символических опорных компонентов

6. Оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.)

7. Оформление в соответствии с требованиями


При работе с учебным материалом, вынесенным на самостоятельное изучение, может быть полезно составление технологической карты самостоятельного изучения теоретического материала. Такая технологическая карта содержит разделы:

1. Тема.


2. Основные вопросы для изучения.

3. Целевая установка.

4. Формируемые понятия.

5. Значение изучаемого материала для последующего использования

6. Педагогические практические аспекты

7. Ученые, работавшие в данном направлении

8. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации

9. Литература

10. Вопросы для самоконтроля

и помогает систематизировать, структурировать учебный материал. Завершая составление такой карты, работая над вопросами самоконтроля, обучающийся осуществляет рефлексию своей деятельности.

Важным при подготовке к семинару является и целеполагание своего личностно-профессионального развития. Если по своим личностно-профессиональным качествам Вы не можете считать себя идеальным преподавателем-исследователем, то следует поразмыслить над вопросом: какие профессионально значимые личностные качества Вы можете формировать у себя при изучении «Педагогики и методики преподавания в высшей школе» и в частности на предстоящем семинаре по дисциплине. Заполняя лист мониторинга в конце изучения каждого модуля необходимо провести рефлексию и определить уровень достижения поставленных целей.

Завершается изучение теоретического раздела темы занятия самоконтролем и самооценкой. Самоконтроль можно проводить путём заполнения таблиц самоподготовки или выполнением предлагаемых ниже заданий, в том числе тестовых, решением ситуационных задач или кроссвордов.
Работа с таблицами

Выполнение заданий на анализ и составление таблиц, составление схем способствует выработке умения абстрагироваться от второстепенного, тренировать умение выделять существенные признаки. Работа с таблицами всегда ориентирована на поиски причинно-следственной связи, что развивает способности делать теоретические обобщения. Вариантом работы с таблицами является коррекция таблиц самоподготовки: работа со схемами и их взаимопроверка. Обнаружение ошибок и погрешностей в таблицах способствует развитию наблюдательности и выработке критической позиции.
Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping)  или  интеллект-карты  запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга, альтернатива линейного метода записи информации, например, текста. Интеллект-карта
– это графическое выражение процесса ассоциативного мышления, является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. (Тони Бьюзен «Супермышление», 2006 год). Составление ментальных карт - эффективная технология самостоятельной работы с текстом для студентов, аспирантов, а для преподавателей помимо этого может использоваться при подготовке лекции, семинара.

Ментальная карта — это инструмент, позволяющий:

1. ясно представить проблемы и  идеи;

2. эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

3. включить в работу правое и левое полушарие мозга, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал;

4. повысить производительность  труда.

Применение ментальных карт перспективно в ряде областей, но для нас важно их использование в обучении, а именно в учебном процессе при работе с текстами для:

  • конспектирования учебников, книг, статей, а также лекций на слух,

  • написания статей/рефератов/курсовых работ,

  • анализа /понимания учебного материала,

  • запоминания, поскольку потребуется запоминать, например, не 50 страниц текста, а 50 ключевых слов.

Составление ментальной карты методически разработали Т. и Б. Бьюзены (Англия), и представляет собой, последовательное совершение ряда действий:

1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.

2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.

3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.

4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.

  1. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.

  2. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей.

  3. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.

  4. Взаимосвязь разных понятий на разных ветках обозначают стрелками. Для большей понятности нумеруем ветки. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Причём советуют лучше рисовать карты в ручную, а не на компьютере.