Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 707

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Учащийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Самостоятельная деятельность, по мнению Г. М. Коджаспировой, предстаёт видом познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обручающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое студентом, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.

Самостоятельную работу принято подразделять по видам: учебная, научная и социальная, по способам организации, контроля, методического обеспечения и т.д. Все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Один из вариантов классификации самостоятельной работы студента (СРС) представлен на рис.1.

Самостоятельная работа студентов предполагает проявление инициативы обучающегося в процессе отбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также ответственность за планирование, реализацию и оценку результатов собственной учебной деятельности.

Цель такой работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Цели самостоятельной работы можно понимать в широком (общем) и в узком (частном) смысле. Одной из ошибок студентов является взгляд на самостоятельную работу только в плоскости освоения конкретной дисциплины, без выявления межпредметных связей и возможностей саморазвития. Общую цель самостоятельной работы студента–медика можно


представить следующим образом: приобретение навыков самоорганизации и саморегуляции, позволяющих в процессе самостоятельной работы развивать

свою учебноисследовательскую компетентность и формировать профессиональносубъектную позицию врача (или провизора), что необходимо для саморазвития личности будущего специалиста.



Рис. 1. Структурно-функциональная модель самостоятельной работы

студента.

Самостоятельная работа на каждой конкретной кафедре имеет свою особенность и ориентирована на свои конкретные, частные цели для достижения планируемого результата.

Технологию организации самостоятельной работы можно структурировать и представить как совокупность технологий отбора целей и содержания, отбора средств и методов самостоятельной работы, технологии конструирования заданий и обучения студентов методике самостоятельной работы, а также технологии организации контроля (табл.1).

Таблица 1.

Технология организации самостоятельной работы студентов.


1

Технология отбора целей

самостоятельной работы

1) Основания отбора:

-цели, определённые Государственным образовательным стандартом

-детализация по темам курса

-цели профессионально-личностного саморазвития.

2) Соответствие целей структуре готовности к самообразованию (мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты).

2

Технология отбора содержания самостоятельной работы

Основания отбора:

- Государственный образовательный стандарт

-источники самообразования

-индивидуально-психологические особенности студентов (мотивация, интеллект, обучаемость, обученность)

-особенности учебной деятельности.

3

Технология отбора средств и методов самостоятельной работы

1)Наличие источников самообразования и анализ их доступности (учебная, научная литература, информационные технологии – обучающие и контролирующие программы, Интернет-сайты)

2)Соответствие целям, личностному опыту, навыкам самоанализа

3)Типология средств и методов соответственно этапам учебного процесса.

4

Технология конструирования заданий

1)Соответствие целям различного уровня

2) Соответствие теме и разделу

3) Соответствие различным видам и уровням познавательной деятельности студентов

4) Привлечение материала из клинической практики

5

Технология обучения студента методике самостоятельной работы

1)Определение цели

2)Развитие мотивации

3)Алгоритм поиска информации

4)Выбор оптимального способа усвоения нового знания

5)Самоконтроль за усвоением

6)Выполнение творческих заданий.

6

Технология организации контроля

1)Отбор средств контроля

2)Определение этапов

3)Разработка индивидуальных форм контроля




Путь к самосовершенствованию лежит через самостоятельную работу, которая обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта и являет собой особую, высшую форму учебной деятельности.

Самостоятельная работа аспирантов, будущих преподавателей-исследователей является важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием, интегрирует разные виды получаемого опыта и предоставляет максимальную возможность проявить свои педагогические и исследовательские навыки, презентовать владение учебно–исследовательскими компетенциями.

Объём часов на самостоятельную работу студентов в высшей школе согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам увеличивается, что возлагает на преподавателя роль, прежде всего организатора активной самостоятельной деятельности студентов. Очевидно, что преподаватель вуза может качественно организовать такую деятельность, если овладеет теоретическими основами и технологией организации самостоятельной работы студентов и будет знать достоинства и ограничения разных видов самостоятельной работы и апробирует их в собственной самостоятельной деятельности.

Преподаватель при организации самостоятельной работы студента - на первом уровне – управляет его деятельностью, а на втором уровне – студент уже становится субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность.

В процессе самостоятельной учебной деятельности студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу и т.д., то есть реализовывать свои учебно–исследовательские компетенции. Компетентностным является такое задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего студента безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

Для организации самостоятельной работы студентов кафедра вуза разрабатывает:

  • Системы заданий (вопросы для самоконтроля студентов при самостоятельном изучении дисциплины, ситуационные задания и тесты по самостоятельной работе);

  • Темы рефератов, докладов, направления проведения УИРС и НИРС;

  • Инструкции и методические указания для выполнения СРС;

  • Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов;

  • Списки рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы;

  • Систему организации и формы контроля самостоятельной работы студентов.


В таблице 2 представлено содержание деятельности педагога и учащегося в самостоятельной работе.
Таблица 2.

Содержание деятельности в процессе самостоятельной работы



Деятельность

обучающегося

Содержание

деятельности

Деятельность

преподавателя

1

Целеполагание -

рефлексия 1


Осознание цели деятельности


Включение обучающихся в процесс целеполагания

2

Мотивация


Конфликт мотивов, разрешающийся в пользу учебной мотивации


Стимулирование, создание условий для самоопределения обучающихся по отношению к новому материалу

3

Планирование

(от задачи – к результату, определение критериев деятельности) – рефлексия 2

Осознание задач деятельности


Включение обучающихся в процесс постановки совместно с преподавателем учебных задач, поиск критериев

4

Выбор способа действия (методов и средств) Рефлексия 3.

Выбор способов движения к результату.


Помощь в выборе способа действий

5

Действия

Реализация поставленной цели и задач в деятельности

Обеспечение поддержки (эмоциональной, предметной) в ходе работы

6

Анализ результата по критериям –

рефлексия 4


Сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми

Создание условий для организации самоконтроля и самооценки учащимися

7

Создание условий для организации самоконтроля и самооценки учащимися

Коррекция деятельности с учетом полученных результатов


Помощь в преодолении трудностей, поддержка


8

Анализ результата по критериям – рефлексия 5

Сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми

Создание условий для оценки результата по индивидуальным эталонам



При разработке заданий для самостоятельной работы студентов


рекомендуют учитывать:

  • примерные нормы времени для выполнения задания,

  • практическое назначение задания, которое предстоит выполнить,

  • характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий,

  • логику и структуру изучаемого материала,

  • постепенное нарастание сложности и проблемности заданий.

Самостоятельная работа будет эффективной, если осознаётся как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, и для неё созданы условия в кафедральной среде. В некоторые виды самостоятельной работы вовлекаются все студенты (работа на компьютерах с главой электронного учебника, решение ситуационных задач, выполнение УИРС, проектов, коррекция таблиц), тогда как в некоторых иных видах студенты участвуют по своей инициативе (подготовка рефератов, участие в учебной игре и т.д.). При организации самостоятельной деятельности студентов важно ещё до начала её выполнения информировать студентов о сроках, формах и критериях оценки самостоятельной работы. Существуют разные подходы к самостоятельной работе.

Поскольку рефлексивно–оценочная деятельность является ведущей в процессе самостоятельной работы, то в методике диагностики качества самостоятельной работы студентов (табл. 5) наряду с такими параметрами как мотивация, регулярность, объем, качество (по 6 позициям) представлен параметр «самооценка самостоятельной работы».

Таблица5.

Методика «Диагностика качества самостоятельной

работы студента»

Параметры самостоятельной работы

Уровни самостоятельной работы

Оптимальный уровень

Допустимый уровень

Низкий уровень

Мотивация

Всегда стремиться выполнить дополни-тельные задания; инициативно пред-лагает свои задания

Иногда проявляет желание выполнить дополнительные задания ( 25 ≥ 75 %)

Никогда или редко проявляет желание выполнить дополнительные задания

Регулярность

Заполняет таблицы самоподготовки своевременно

всегда

25 ≥ 75 % случаев

≤ 25 %

Объем

Включенность в разные виды работы

в большинство ≥75%

25 ≥ 75 % случаев

≤ 25%

Качество

Результаты УИРС

отл

хор

уд

Дискуссии на семинарах

отл

хор

уд

Подготовка рефератов, презентаций

отл

хор

уд

Выполнение творческих заданий

отл

хор

уд

Решение ситуационных задач

отл

хор

уд

Ответы на коллоквиумах

отл

хор

уд

Самооценка самостоятельной работы

отл

хор

уд