Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 703

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы на логические задачи

ЛЗ 1

а) Основание - по источникам знаний

Методы обучения: словесные, на­глядные. практические

.б) Основание - по ведущим элементам деятельности преподавателя

Методы обучения (по Ю .Б. Бабанскому): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

в) Основание - по организации упорядоченной учебной деятельности уча­щихся по достижению дидактических целей и решению познава­тельных задач

Методы обучения (по М. А. Данилову и Б. П. Есипову): методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков по применению знаний па прак­тике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

г) Основание - по деятельности учащегося и преподавателя

Методы обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину): . информаци­онно-рецептив­ный метод, репродуктив­ный метод, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследователь­ский метод

ЛЗ 2

Виды образовательных технологий

технологии обучения: технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология контекстного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технологии проведения семинара в форме диалога, технология «Дебаты»;

технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса: технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды; технологии самопрезентации; технология формирования учебно-исследовательской компетентности, формирования профессионально-субъектной позиции, технологии развития критического мышления

экспертно-оценочные технологии: технологии рейтинга учебных достижений

Л3 3

а) Результаты обучения прямо пропорциональны б). Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения учениками


в)Продуктивность усвоения заданного объема знаний обратно пропорциональна количеству изучаемого материала (объему требуемых действий)

г) Продуктивность усвоения заданного объема знаний обратно пропорциональна трудности изучаемого

Л3 4

Сходство понятий педагогическая новация и инновация (в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“) - нововведение в педагогическую деятельность, введение нового в цели, содержание, методы, технологии и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента, имеющие целью повышение эффективности образовательного процесса

Таблица

Различие понятий педагогическая новация и инновация

Критерии

Новация

Инновация

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок



Ответы на задания самоконтроля знаний
ЗСЗ 1.Подберите понятия по следующим определениям

  1. педагогика

  2. объект педагогики

  3. педагогическая деятельность

  4. воспитание

  5. обучение

  6. образование

  7. компетентность

  8. информальное

  9. андрагог

  10. взрослость


ЗСЗ 2. Определите вид активной формы обучения.

1. Проблемная лекция

2. Лекция-визуализация

3. Лекция вдвоем (бинарная лекция)

4 Лекция-пресс-конференция

5. Лекция-беседа

6. Лекция-дискуссия

7. Лекция с заранее запланированными ошибками

8. Семинар-беседа

9. Семинар-конференция

10. Семинар-дискуссия

11. Семинар-развернутая беседа

12. Проблемный семинар

13. Семинар-учебно-ролевая игра.

14. Семинар-исследование.

15. Семинар-взаимообучение
ЗСЗ 3. А-9, Б-7, В-1, Г-4, Д-5,Ж-7, З-3, И-10, К-12, Л-8, М-11, Н-2.
ЗСЗ 4. Рисунок 1.-Б

Рисунок 2 - А
ЗСЗ 5. Рисунок I - А. Интерактивное обучение

Рисунок II- Б. Активное обучение
ЗСЗ 6. Правильный вариант 2, ошибочные варианты – 1,3,4

ЗСЗ 7. Ошибка 1.- Нет задания перед тестом. Должно быть указание «Определите один или несколько правильных ответов»

Ошибка 2. Не должно быть знаков препинания в тестовом задании.

Ошибка 3. Варианты ответов расположены в начале строки, а должны располагаться по середине относительно текста задания.

ЗСЗ 8. Ошибка 1.- Нет задания перед тестом. Должно быть указание «Дополните высказывание»

Ошибка 2. Если тестовых заданий до 100, то используют двузначную нумерацию (в данном случае должно быть 02.), если тестовых заданий свыше 100, то применяют трехзначную нумерацию (тогда 002.)

Ошибка 3. Нарушено требование к краткости изложения – должно быть не более 6 – 9 слов.

ЗСЗ 9. Ошибка 1. Нарушено требование к тесту: логическая форма высказывания, простая стилистическая конструкция. В задания не надо вводить дополнительной инструкции типа «выберите»

Ошибка 2. Задание содержит лишние слова (из перечисленных утверждений)

Ошибка 3. Нарушено требование, что все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

Ошибка 4. Нумеровать варианты ответов лучше цифрами

ЗСЗ 10. Ошибка 1. Нарушено требование к тестовому заданию на соответствие - правый столбик – для выбора должен содержать на 1-2 элемента больше, чем левый.


Ошибка 2. Нарушено шрифтовое оформление: текст задания пишется прописными буквами.

ЗСЗ 11. Ошибка: два дополняющих слова, а дополняющее слово должно быть единственным

ЗСЗ 12. Ошибка 1: два дополняющих слова

Ошибка 2. Дополняющие слова стоят в начале текста, а дополняющее слово должно быть в конце.

ЗСЗ 13. Не указаны основания для классификации и объединили виды контроля по разным основаниям: по способам контроля, по характеру, по контролирующему лицу

ЗСЗ 14. Письменный контроль относится к другой группе, которую выделяют на основании формы контроля

ЗСЗ 15. X - Управление поисковой деятельностью обучаемых

Y- Принятие проблемной ситуации

ЗСЗ 16.

Х - Изучение социального заказа на образовательные услуги

Y - моделирования

Z - Результат

ЗСЗ 17. Методический приём - сталкивать разные мнения своих студентов.

ЗСЗ 18. Методический приём - выдвижение проблемного вопроса

Ответы на тестовые задания
МОДУЛЬ 1. Теоретико-методологические основы высшего образования Общие основы педагогики


№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

01

3

11

1-А

2-В

3-Б

21

2

31

3,5

41

1

02

2

12

1

22

2

32

1,4,5

42

3

03

3

13

1

23

1

33

2,5

43

2

04

1

14

Целостный педагогический процесс

24

1

34

3,5

44

2,4,5

05

1

15

1,2,3,4

25

2

35

3

45

2,3,4

06

1

16

2

26

3

36

1,2,3

46

Средства

07

2

17

2

27

1

37

4

47

Способы (хотя больше подходит технология)

08

1,2,4

18

4

28

2

38

1,3,5

48

Прием

09

3,4,6,2,1,7,5

19

4

29

3

39

2,3,5

49

Содержание

10

1-В

2-А

3-Б

20

1

30

1

40

1

50

Учебная дисциплина




Модуль 2. Технологии проектирования и организации профессионально-ориентированного обучения в высшей школе


№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

01

3,4,5

11

2

21

технология

31

3,4,5,6,1,2

41

самостоятельной

02

2

12

3

22

проблема

32

1,3,4,5

42

субъектом

03

2

13

1,2,3

23

ситуационная задача

33

1,2,4,5,6

43

самостоятельная работа

04

4

14

4

24

1-А, Г,

2-Б, В

34

1,2,4,5,6,7

44

управленческих,

реальную

05

2

15

3

25

1-Б, В

2-А, Г

35

1-А, В

2-Б, Г

45

1,2,3,5

06

2

16

3

26

1-А,В, 2-Б

36

1-В, Г

2-А, Б

46

1,3,4,5

07

1,2,3

17

4

27

1,2,3,4

37

1-А, Б

2-В, Г

47

1,6,3,4,5,2,7,8

08

2,3

18

1,2,3

28

2,3,4,5,6

38

1,2,3

48

1,2,3,4,5

09

3

19

задача

29

1,2,3

39

«портфолио»

49

1

10

3

20

информационная

30

1,2,4

40

портфолио педагога

50

1,2,3,5,6