Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 709

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГЛОССАРИЙ



Андагогика - отрасль педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых

Воспитание - планомеpное и целенапpавленное воздействие на сознание и поведение человека с целью фоpмиpования опpеделенных установок, пpинципов, ценностных оpиентаций;

-социальное, целенапpавленное создание условий (матеpиальных, духовных, оpганизационных) для pазвития человека.

Веб-квест - специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам.

Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации в игровой форме; способ воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Дескрипторы – это описание того, что должен знать, понимать и/или уметь студент по завершении учебной программы

Дидактика теория обучения – научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом – закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.

Дидактическая единица - структурная часть основной и/или дополнительной образовательной программы, представляющая собой некоторый логически упорядоченный объем содержания отдельной учебной дисциплины или имеющая междисциплинарный характер, направленная на достижение студентом конкретных знаний, умений, навыков в целях освоения универсальных (общих) и/или предметно-специализированных (профессиональных) компетенций.

Дискуссия (от латинского «discussio»-рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. При этом обсуждаемый вопрос должен быть сложным, важным, неоднозначным по подходу и толкованию, т.е. предполагать альтернативные ответы.



Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности; форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры

Игромоделирование – процесс моделирования в условиях игры и обеспечение возможности осуществления данной модели в реальности.

Игровая модель: социальный контекст. Комплект ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Интерактивное обучение– это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Картирование знаний (knowledge mapping) – метод, предполагающий представление в наглядном структурированном виде основных характеристик компетенции (структура, уровни формирования, методы формирования и оценки). Данный метод, в том числе, применяется при разработке паспорта и программы формирования компетенции.

Качество   образования  - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения;

- это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной (профессиональной) области.

Компетентностный подход – подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.


Компетентностная модель выпускника вуза по направлению

подготовки (специальности) – комплексный интегральный образ конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (специальности), в основе которого лежит понятие «компетенция».

Контроль в педагогическом процессе - процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нём этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения.

Метод кейс-стади (саsе sтudy от английского «case» -случай)

обучение на основе реальных ситуаций.

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping)  или  интеллект-карты  - эффективная техника визуализации мышления в  форме альтернативной записи для анализа и систематизации  информации, для создания  и записи новых идей, принятия решений и т.д., т.е.

-графическое выражение процесса ассоциативного мышления, является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.

Научно-исследовательская работа студента  – обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;

- особый вид учебной деятельности студентов, заключается в том, что студент должен осуществлять по возможности самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, вникая в детали будущей профессии под чутким руководством заранее выбранного научного руководителя.

Обучение- совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие субъектов учения, формирование у них знаний, умений, навыков - элементов мировоззрения, будущей прагматической (профессиональной) или учебной деятельности.

Обученность  
это система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Образовательная услуга - это деятельность вуза, его подразделений и преподавателей по реализации образовательной программы и ее элементов для удовлетворения требований потребителей образовательной услуги.

Образовательная программа - это совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии..

Образовательный процесс - это процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений, навыков и компетенций обучающихся.

Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможности для её развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Образовательные технологии - Систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. (ЮНЕСКО (1986))

Область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющей связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов. (Митчелл П.)

Научное планирование, организация, оценивание и коррекция педагогического процесса в целях повышения его эффективности, дающее гарантированный результат (Пикан В.В.).

Оценка учебно-познавательной деятельности: процесс анализа – синтеза, сравнения, выявления смысла, информации, словесные комментарии