Файл: Лекция Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура кис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура КИС
Лекция 2. Классификация информационных систем (по масштабу, по сфере применения, по архитектуре)
Типовые функциональные компоненты ИС
Лекция 4. Области применения и примеры реализации ИС
Спиральная модель жизненного цикла ИС
Преимущества спиральной модели
Лекция 7. Основные методологии и технологии разработки ИС. Методология RAD)
Методология RAD – Rapid Application Development
Лекция 8. Основные стандарты и методики разработки ИС (Oracle, ISO/IEC 12207, ГОСТ 34)
Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01
Лекция 9. Основные понятия теории систем
Тема 4. Введение в теорию систем
Основные понятия теории систем
Технические, биологические и другие системы
Детерминированные и стохастические системы
Хорошо и плохо организованные системы
Лекция 11. Модели систем. Качественные и количественные модели. Основные задачи теории систем
Лекция 17. Информационные процессы, их структура, классификация и характеристики
Основные информационные процессы и их характеристика
Лекция 18. Современные средства быстрой разработки приложений
Плохо организованные системы . При представлении объекта в виде «плохо организованной или диффузной системы» не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а на основе определенней с помощью некоторых правил выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого выборочного исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические) и распространяют их на всю систему в целом. При этом делаются соответствующие оговорки. Например, при получении статистических закономерностей их распространяют на поведение всей системы с некоторой доверительной вероятностью.
Подход к отображению объектов в виде диффузных систем широко применяется при: описании систем массового обслуживания, определении численности штатов на предприятиях и учреждениях, исследовании документальных потоков информации в системах управления и т. д.
Самоорганизующиеся системы. Отображение объекта в виде самоорганизующейся системы – это подход, позволяющий исследовать наименее изученные объекты и процессы. Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения, нестационарностью отдельных параметров и процессов. К этому добавляются такие признаки, как непредсказуемость поведения; способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, изменять структуру при взаимодействии системы со средой, сохраняя при этом свойства целостности; способность формировать возможные варианты поведения и выбирать из них наилучший и др. Иногда этот класс разбивают на подклассы, выделяя адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и другие подклассы, соответствующие различным свойствам развивающихся систем.
Примеры: биологические организации, коллективное поведение людей, организация управления на уровне предприятия, отрасли, государства в целом, т. е. в тех системах, где обязательно имеется человеческий фактор.
При применении отображения объекта в виде самоорганизующейся системы
задачи определения целей и выбора средств, как правило, разделяются. При этом задача выбора целей может быть, в свою очередь, описана в виде самоорганизующейся системы, т. е. структура функциональной части АСУ, структура целей, плана может разбиваться так же, как и структура обеспечивающей части АСУ (комплекс технических средств АСУ) или организационная структура системы управления.
Большинство примеров применения системного анализа основано на представлении объектов в виде самоорганизующихся систем.
Лекция 11. Модели систем. Качественные и количественные модели. Основные задачи теории систем
Модели систем
Понятие модели трактуется неоднозначно. В основе его лежит сходство процессов, протекающих в реальной действительности и в заменяющей реальный объект модели. В философии под моделью понимается широкая категория кибернетики, заменяющая изучаемый объект его упрощенным представлением, с целью более глубокого познания оригинала. Под математической моделью понимается идеальное математическое отражение исследуемого объекта.
Можно классифицировать модели системы следующим образом:
· по характеру отображаемого моделью объекта – технические, биологические и др.;
· по используемому аппарату научного описания – математические, физические, химические и др.;
· по виду формализованного аппарата представления системы – детерминированные и стохастические;
· по сложности структуры и поведения – простые и сложные;
и т.д.
Для изучения систем применяют также качественные и количественные модели (методы описания систем).
Фундаментальные (детальные) модели количественно описывают поведение или свойства системы, начиная с такого числа основных физических допущений (первичных принципов), какое только является возможным. Такие модели предельно подробны и точны для явлений, которые они описывают.
Феноменологические модели используются для качественного описания физических или иных процессов, когда точные соотношения неизвестны или слишком сложны для применения. Такие приближенные или осредненные модели обычно обоснованы физически и содержат входные данные, полученные из эксперимента или более фундаментальных теорий. Феноменологическая модель основывается на качественном понимании физической ситуации.
В настоящее время к числу задач, решаемых теорией систем, относятся:
· определение общей структуры системы;
· организация взаимодействия между подсистемами и элементами;
· учет влияния внешней среды;
· выбор оптимальной структуры системы;
· выбор оптимальных алгоритмов функционирования системы.
Лекция 17. Информационные процессы, их структура, классификация и характеристики
Структура и свойства информационных процессов
Информация не существует сама по себе. Она проявляется в информационных процессах. Свойства информации тесно связаны с информационной деятельностью человека, информационными процессами в его сознании. Существует несколько определений ИП.
-
Информационный процесс – это процесс, связанный с определенными операциями над информацией, в ходе которых может измениться содержание информации или ее форма. -
Информационный процесс – это процесс взаимодействия между объектами реального мира, в результате которого возникает информация. -
Информационные процессы – это процессы, в которых человек с помощью разнообразных технических устройств выполняет сбор, хранение, поиск, обработку, кодирование и передачу информации. -
Информационный процесс возникает в результате установления связи между двумя материальными объектами: источником (генератором) и потребителем (приемником, получателем) информации. Под информационным процессом понимаются процессы получения, хранения, транспортировки, преобразования и представления информации, взятые по отдельности или в совокупности. Характер ИП определяется той информационной системой, в которой этот ИП протекает.
Сообщение, отображающее информацию, всегда представляется в виде сигнала. Под сигналом понимается изменение состояния некоторого объекта.
В зависимости от среды объекта сигналы могут быть механические, электрические, световые и т.д. Можно считать, что сигналы являются отображением сообщений. Но возможен и обратный процесс. От материального объекта поступает сигнал, который далее становится источником сообщения.
От объекта управления могут поступать статические и динамические сигналы. Статические сигналы отображают устойчивое состояние объекта – это положение элементов в системе, состояние прибора, текст в документе. Эти сигналы участвуют в процессах подготовки, хранении, накоплении информации.
Динамические сигналы характеризуют быстрое изменение во времени, они могут отображать изменения электрических параметров системы. Они участвуют в процессах передачи информации и в управлении.
На логическом уровне сигналы разделяются на непрерывные и дискретные. Непрерывный сигнал отображается непрерывной функцией. Физически он представляет собой непрерывно изменяющееся значение колебаний. Дискретный сигнал определяется конечным множеством значений, которое отражает определенное состояние физического объекта.
Исходный сигнал, снимаемый с реального объекта, по своей природе имеет непрерывный характер. Для повышения точности измерения он превращается в набор дискретных значений. Как непрерывный, так и дискретный сигналы, далее преобразуются в сообщения. Это начало информационного процесса.
Последующая процедура, связанная с передачей – это обратное преобразование сообщения в сигналы.
Информация, переданная в систему ИТ, превращается в данные, а данные отображаются в виде некоторого носителя – сигнала, то есть имеется непрерывная цепь преобразований: материальный объект ? сигнал ? информация ? данные ? сигнал.
Сигнал, возникающий как переносчик данных, должен обладать свойствами, соответствующими рассматриваемому ИП. При подготовке данных сигнал, отображающий данные, – это символы, соответствующие принятой системе классификации и кодирования.
При передаче в качестве сигнала выступает переносчик. Воздействуя на параметры переносчика, можно осуществить передачу данных на требуемое расстояние по выбранному каналу.
При хранении данные отображаются сигналом, фиксируемым в виде состояния физической среды (ячеек памяти) компьютера.
Структура информационного процесса
Структура информационного процесса
Общие составляющие информационного процесса:
• восприятие и сбор информации;
• первичное или локальное преобразование информации (отбор и др.);
• передача информации в блок обработки;
• подготовка информации для обработки (кодирование и др.);
• подготовка программ, хранение информации;
• обработка полученной информации в соответствии с программой;
• вывод (отображение) информация для потребителя;
• принятие решений;