Файл: Муниципальная служба как институт местного самоуправления в Российской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Демонстрации и опыты проводятся в основном при объяснении нового материала для наглядности физических понятий и явлений. Демонстрации и опыты учитель проводит сам, иногда привлекая учащихся, что способствует привитию интересов к предмету. Например в 7 классе перед изучением понятия скорости учащимся предлагают пронаблюдать за движением стеаринового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой. Сравнивая движения шариков. Ребята отвечают на вопросы 1) Чем отличаются движения шариков 2) Какой из шариков движется быстрее Какой медленнее 4) Какой из шариков движется быстрее – стеариновый или свинцовый 5) Какой из трех шариков самый быстрый Самый медленный В результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения, учащихся вводится понятие скорости. Общую структуру такого физического эксперимента можно представить в виде
2. Практические самостоятельные экспериментальные работы могут быть разделены на группы по назначению.
1. Качественные эксперименты соберите–
включите–посмотрите–зарисуйте–сделайте вывод (словесная формулировка. Такие эксперименты нужны для непосредственного ознакомления с физическими явлениями. Например, в таком эксперименте проверяется закон сообщающихся сосудов.
2. Количественные эксперименты соберите график запишите результат в тетрадь. Этот тип экспериментов предназначен для выработки навыков применения простейших измерительных приборов и оформления экспериментальных работ. Например, эксперимент, в котором регистрируются различные удлинения одной и той же пружины, если на ней подвешены разные грузы, относится к этому типу.
3. Творческие эксперименты дан некий набор оборудования, которое можно использовать в эксперименте, дан объект исследования, сформулирована конечная цель, однако не даны чёткие однозначные инструкции, следуя которым можно было бы добраться до конечной цели. Такие работы позволяют ученикам реализовывать и развивать свои творческие способности, которые в других видах учебной деятельности используются в малой степени.
3. Практические и лабораторные работы проводятся согласно программе как обобщение и закрепление пройденного материала. Проводятся они в парах или группах учащихся. Все лабораторные работы снабжены инструкциями. При проведении работы учащиеся получают необходимые навыки работы с приборами и бережным отношением к ним. При получении результатов делаются выводы и обобщения. После проведения эксперимента учащиеся отвечают на поставленные теоретические вопросы. Работа оформляется в тетради. Особенно большую активность и самостоятельность проявляют учащиеся старших классов при решении экспериментальных задач. Среди экспериментальных заданий можно выделить такие, которые носят в известной мере исследовательский характер и требуют от учащихся максимальной самостоятельности. Одно из таких заданий это изобретение или создание самим учеником какого-либо устройства. Например, в 7 классе при изучении темы Давление предлагается собрать модель фонтана. А в 9 классе при изучении темы Колебания и волны мастерят игрушки маятники с использованием дисков.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 39 Большой интерес вызывают демонстрационные опыты с использованием средств, применяемых в быту. Такие эксперименты они с удовольствием повторяют дома, демонстрируют своим родителями друзьям. Выполнение учащимися опытов и наблюдение в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ. Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися
‒ дают возможность расширить область связи теории с практикой
‒ развивают интерес к физике и технике
‒ рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству. Таким образом учебную информацию на уроке физики ученик получает на теоретическом и эмпирическом уровне. В этой связи, логично методы обучения физики разделить натри основные группы теоретические, теоре- тико-экспериментальные и экспериментальные методы. В результате систематического выполнения экспериментальных заданий знания учащихся становится глубокими, прочными и тесно связанными с жизнью. Считаю, что экспериментальные работы на уроках физики вносят разнообразие, повышают активность учащихся, развивают интеллектуальные способности, является залогом высокого уровня знаний по предмету. Литература
1.
Бугаев АИ. Методика преподавания физики в средней школе, Москва, г.
2.
Марголис А.А., Парфентьева НЕ, Ива- нова Л.А. Практикум по школьному физическому эксперименту, Москва, г.
3.
Журналы физика в школе №2 (г,
№3 (г, №2 (г.
4.
Усова А.В. Избранное. – Челябинск
ЧГПУ, 2000.
5.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва Просвещение, 1983.
6.
Зверева НМ. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва Просвещение Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усо- вой. – Москва Просвещение, 1990.
8.
Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике, М, Просвещение, 1981 г.
9.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва Просвещение, 1983.
10.
Зверева НМ. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва Просвещение IN PHYSICS LESSONS
Abstract. The article is devoted to the study of an experiment in physics lessons as a means of developing stu-
dents’ intelligence.
Keywords: experiment, development, intelligence, lesson, physics, school.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 40
КАНИЩЕВА Наталья Владимировна
учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород
СИНЕГУБОВА Юлия Викторовна воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород ПОПОВА Ольга Алексеевна воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород
ПАВЛОВА Ольга Игоревна музыкальный руководитель, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ И ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Аннотация. В данной статье мы рассказываем о роли конструктивной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ. Ключевые слова ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования.
ошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка сведущими сферами бытия миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В своей работе мы обращаем внимание на продуктивные виды деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности. Одним из действенных средств коррекции в развитии является конструктивная деятельность. Конструирование (construo – строю, создаю вид продуктивной деятельности, входе которой ребенок самостоятельно или совместно с взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия. Конструирование, прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. На занятиях по конструированию особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных Д
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 41 представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, способности к моделированию и замещению и обогащению речи. На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог нагла- зах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы, при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами. В своей работе мы используем различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности дети также стремились их использовать самостоятельно. В зависимости оттого, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают
1.
Конструирование из деревянного строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, конусы, полусферы, бруски, цилиндры, дощечки и т.д.).
2.
Конструирование из бумаги.
3.
Конструирование из природного материала Конструирование сборно-разборных игрушек.
5.
Складывание разрезных картинок.
6.
Складывание картинок на кубиках.
7.
Конструирование из палочек.
8.
Конструирование из конструкторов типа Lego. Выделяют следующие виды конструирования на основе приемов, которые используются для руководства деятельностью детей
1.
Конструирование по подражанию.
2.
Конструирование по объемному образцу Конструирование по графическому образцу Конструирование по замыслу.
5.
Конструирование по представлению.
6.
Конструирование по словесной инструкции. Детям интересно работать с разноцветными разным по величине материалом. Они хорошо работают как индивидуально, таки в группе. Дошкольники практически не переносят задания в свободную игровую деятельность. Поэтому при организации занятий по формированию умения конструировать, полезно включать разнообразные объекты и работать с разным видом строительного материала, а также закреплять умение детей обыгрывать выполненные постройки. Интересным является проведение интегрированных занятий, когда работа с конструктивным материалом вводится в другие занятия, как средство формирования иных знаний и умений. На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Входе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Мы рекомендуем использовать следующие игры
1.
Строим вместе,
2.
Сделай, как у меня,
3.
Строим башню. Еще большие требования к детской деятельности предъявляются входе конструирования по объемному образцу. Здесь можно использовать игры
1.
Построй по образцу,
2.
Дострой лестницу (заборчик, ступеньки, елочку. Далее организуются более сложные занятия дети конструируют по графическому образцу. В старших группах наряду с образцами для фронтальной работы используются индивидуальные образцы.
1.
Сделай, как на картине (схеме,
2.
Построй ворота (флажок, лодочку, пароход, телевизор, елочку, лейку и т.д.)»,
3.
Строим домик для зайки,
4.
Строим дома для зверюшек,
5.
Забор из больших и маленьких палочек Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 42 6.
Разные дорожки. На разных занятиях проводится конструирование по представлению. Конструирование по представлению проводится без образцов, показа, объяснений и прочих видов помощи со стороны взрослого. Например, игры Поставь рядом, справа, слева. Конструирование несложных объектов и фигур по словесной инструкции проводится в старшей и подготовительной группе. К этому времени дети должны иметь достаточный конструктивный опыт. При решении конструктивных задач, включающих определенные условия, требуется видоизменение готовых конструкций или создание новых с соблюдением заданного условия. Литература
1.
Лиштван, З.В. Конструирование Текст
/ З.В. Лиштван. – М Просвещение, 1981.
2.
Нечаева, В.Г. Конструирование вдет- ском саду Текст / В.Г. Нечаева. – М Учпедгиз,
1961.
KANISHCHEVA Natalia Vladimirovna
teacher-speech therapist of the compensating orientation group for children with TNR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
SINEGUBOVA Yulia Viktorovna
educator of the compensating orientation group for children with TNR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
POPOVA Olga Alekseevna
educator of the compensating orientation group for children with TNR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
PAVLOVA Olga Igorevna
Music Director, Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
CONSTRUCTIVE ACTIVITY AS A NECESSARY AND IMPORTANT MEANS
OF COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
WITH DISABILITIES
Abstract. In this article, we talk about the role of constructive activity in the education and development of
preschool children with disabilities.
Keywords: child, constructive activity, preschool age, type of activity, construction process.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 43
НИКИФОРОВА Ирина Михайловна
учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород
МЕДВЕДЕВА Елена Николаевна воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород
БАЛИЦКАЯ Татьяна Сергеевна воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород
ЗАРЕЦКАЯ Юлия Владимировна
тьютор группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, Детский сад комбинированного вида № 15 Дружная семейка, Россия, г. Белгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация. Статья посвящена актуальной в современном обществе теме специфике логопедической работы с детьми с задержкой психического развития в дошкольном учреждении в комплексе коррекци-
онно-воспитательных мер по преодолению речевого нарушения у детей. Ключевые слова дошкольный возраст, дети с задержкой психического развития, логопедическая работа.
огоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоров. В данное время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем своих детей видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться со сверстниками и с окружающими людьми. Особенно это тяжело детям с нарушениями речи, количество которых, очень возросло в настоящее время. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Речь тесно связано с двигательной активностью дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, АР. Лурия. В настоящее время отмечается большой рост речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами речевых нарушений являются большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, плохая экологическая обстановка и, немаловажную роль играет педагогическая неподготовленность родителей. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из таких средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика, которая направленна на укрепление и сохранение здоровья детей, а также проведение коррекционной деятельности по устранению различных речевых нарушений. Л
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 44
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Цель логоритмики:
‒ обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей
‒ воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления
‒ формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства.
Логоритмика, музыка и ритмика включают те виды деятельности в детском саду, которые, комплексно воздействуют на ребенка и способны включить механизм самовыражения. Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности. Чем же отличаются и что объединяет эти три вида деятельности Логоритмика направлена на развитие речи детей, она углубленно разработана в области коррекционной педагогики, но при этом обладает очень большим потенциалом в развитии дошкольников в различных направлениях, в том числе ив самовыражении. Музыка направлена на обогащение музыкальной культуры детей, ритмика – на развитие их двигательной активности. Все три направления связаны ритмом. Исследования многих педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого самовыражения дошкольников. Л. С. Выгот- ский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, то есть звуковой. Эльконин писал поэтому поводу, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса восприятие звуков языка (фонематический слухи произнесение звуков речи. Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспи- тательно-коррекционный процесс.
Логоритмические занятия направлены на развитие общей и мелкой моторики на укрепление дыхательной системы на регуляцию мышечного тонуса на развитие слухового внимания и памяти, эмоций, мимики лица, на формирование артикуляционного аппарата. Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами. Ведется планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи. Детская речь, пение, движение развиваются на основе подражания взрослым, через заимствование и воспроизведение. На занятии педагог придумывает увлекательный сюжетный ход с элементами новизны, игровая форма сочетается с использованием красочного, наглядного материала, всё это стимулирует потребность в общении, развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, рождает эмо- ционально-эстетический отклик. На каждом занятии сочетаются игры разной направленности. Смена видов деятельности позволяет удерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими связей между предметами и явлениями действительности. Самой эффективной формой реализации представленной системы работы по формированию саморазвития психологических механизмов речи являются логоритмические занятия и занятия, интегрированные различными видами искусства, проводимые в едином игровом сюжете.
Ещё один большой плюс логоритмических занятий, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку социализироваться в коллективе, находить общий язык со сверстниками, активно взаимодействовать со взрослыми и друг с другом. Занятия логоритмикой проводятся для детей с одинаковыми речевыми нарушениями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, группы дошкольного учреждения посещают дети с различными речевыми нарушениями. Именно поэтому, предполагается особенный подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики, дыхательной гимнастики.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 45 Для детей с ОВЗ важно совместить водном занятии речь-движение - частую смену деятельности- комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия. Специалисты и воспитатели общими усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекци- онно-развивающее обучение детей с ОВЗ. Воспитатели коррекционных групп проводят элементы логоритмики в течение дня, а именно Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок вовремя режимных процессов умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, закаливающие мероприятия, подготовка к НОД, речевые игры перед едой.

Логоритмические паузы на занятиях
(физминутки). Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. Подвижные игры с пением (на прогулке. Игры малой подвижности (в группе. Наши ежегодные наблюдения показали, что занятия логоритмикой способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей с ОВЗ, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия с детьми с ОВЗ в системе коррекционной работы способствуют формированию психологических механизмов речевой системы, одновременному оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников, что дает возможность повысить результативность коррекционной работы и значительно сократить ее сроки. Литература
1.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие.
– е изд. – М Айрис-пресс, 2007.
2.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина СВ. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.
3.
Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М, 1986.
4.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития Минск, 1989.
5.
Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М, 2004.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 46
1   2   3   4   5   6   7   8   9

NIKIFOROVA Irina Mikhailovna
teacher-defectologist of the compensating orientation group for children with MR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
MEDVEDEVA Elena Nikolaevna
teacher of the compensating orientation group for children with MR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
BALITSKAYA Tatyana Sergeevna
teacher of the compensating orientation group for children with MR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
ZARETSKAYA Yulia Vladimirovna
tutor of the compensating orientation group for children with MR,
Kindergarten of the combined type No. 15 «Friendly family»,
Russia, Belgorod
THE USE OF LOGORHYTHMIC TECHNOLOGIES
IN THE PROCESS OF CORRECTING SPEECH DISORDERS
IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract. The article is devoted to a topical topic in modern society: the specifics of speech therapy work with
children with mental retardation in preschool institutions in the complex of correctional and educational measures
to overcome speech disorders in children.
Keywords: preschool age, children with mental retardation, speech therapy work.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 47
ПШЕНИЧНИКОВА Елена Викторовна учитель начальных классов,
МБОУ Гимназия г. Абакан, Россия, г. Абакан СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСКУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Аннотация. В статье актуализируются процессы стимулирования учебно-познавательной активности обучающихся через вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность. Ключевые слова стимулирование, активность, творческая деятельность, исследовательская деятельность.
огласно требованиям ФГОС у обучающихся должна оцениваться сформированность универсальных учебных действий [1, с. 72]. Этому способствует самостоятельной учебно- познавательной деятельности. В моём классе организуется с 1 класса. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Для пытливого ума первоклассника необходимо привить вкус к исследованию. У школьника развиваются такие качества, как инициатива, самостоятельность, ответственность, заметно повышает его самооценку. Например, уже в 1 классе мы приготовили классный проект по теме Три Д – доброю дорогою добра.
2 класс индивидуальный проект двух девочек по теме Коса – девичья краса, проект класса Математика вокруг нас. В рамках внеурочной деятельности Я – исследователь исследовательские работы по темам Лук на подоконнике – сравнительный анализ роста лукав земле и лук вводе (все замеры в таблице, « Коллекция моей семьи и моя коллекция, «Моё увлечение, работа группы Весенняя капель и Спортивная площадка моего двора – защита малой группой Животный мир динозавров своими руками из экологически чистого материала изготовили травянчиков (мишек, спинку игрушки заполнили семенами га- зонной травы и наблюдали за её прорастанием, одновременно организовали грядку с газонной травой на подоконнике и проводили сравнительный результат, где больше питательных веществ для прорастания семян.
3 класс в рамках недели математики исследовательская работа по теме Статистические факты в цифрах г. Абакана Государственный природный Заповедник ХАКАССКИЙ в величинах. Индивидуальный проект по теме Детство, опаленное войной, Государственный природный заповедник Хакасский. Классный проект Война, Победа, Память. Я поделюсь с вами своим педагогическим опытом организации групповой работы над проектом в 3 классе. На лето у всех обучающихся и их родителей всегда есть домашнее задание подумать над исследовательской работой класса и доказать, чем она будет интересна для всего класса. В сентябре на первом родительском собрание идёт бурное обсуждение (так как выбор темы это всегда сложно. Всегда пытаемся с детьми ответить натри вопроса Знаем (давайте определим, что мы знаем по теме) Хотим узнать Узнали (самоанализ) Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма. Огромный потенциал в духовно-нравственном развитии и воспитании имеет тема войны. Так как в этом году 75 лет ВОВ – поэтому и тема актуальная для работы всего коллектива. Всегда учитываем особенности психического развития коллектива, возрастные и С
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 48 интеллектуальные особенности детей. Исходя из них, мы наметили цель, задачи, содержание экскурсий, определили форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата. Меня порадовало то, что при подготовке к данному мероприятию родители обучающихся оказали большую помощь помогли при отборе содержания материала, давали советы, делились своими знаниями о войне из семейных архивов, договаривались с экскурсиями, принимали активное участие в конкурсах, провели мастер-класс. Цель проекта. Заключается в том, чтобы на основе анализа документальных источников, поисковых материалов, воспоминаний участников событий составить целостное описание об интересующих нас событий участников Великой Отечественной войны. Задачи проекта
1.
Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества прадедов в борьбе за свободу Родины.
2.
Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
3.
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиями наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
4.
Способствовать формированию у обучающихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи, навыкам исследовательской деятельности. Формы проведения мероприятий беседы исследовательская деятельность проектная деятельность акции конкурсы рисунков, чтецов просмотр видеофильмов читательские конференции викторины Уроки мужества праздники День Защитника Отечества, День Победы.
Организационно-подготовительный этап Сентябрь 2019 г. (первое родительское собрание) Основной этап, который был насыщен разными видами деятельности без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворили участников проекта, и родителей, и зрителей, которые его будут оценивать [2, с. Сентябрь 2019 г. Я читаю книги о войне читательская конференция. Дети прочитали Любовь Ворон- кова Девочка из города (История о девочке- сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом Лев Кассиль Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана – героя Великой Отечественной войны Юрий Яковлев Девочки с Васильев- ского острова (Пронзительный рассказ оде- вочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника. Посещение урока мужества в районной библиотеке. Прежде чем пройти в зал с книгами и познакомиться с разделами литературы, мы были приглашены на уроки истории, посвященный ВОВ. Нам была представлена презентация, которая напомнила нам о значимых событиях тех времен. Сотрудник библиотеки рассказала много интересных фактов. Это мероприятие запомнилось всем, кто посетил его, ведь каждый из нас принимал участие кто-то прочитал стихотворение, а кто-то в конце урока смог ответить на сложные исторические вопросы, которые задавала учитель. Всем запомнились письма детей блокадного Ленинграда, с которыми нас познакомили. И та горбушка хлеба, которая выдавалась по карточкам. После увиденного и услышанного обо всем ужасе войны, задумываешься, как прекрасно жить в мире Октябрь 2019 г. Конкурс чтецов Поклонимся великим тем годам. Каждый ученик выучил стихотворение, посвящённое ВОВ. Посещение классом музея истории
КрасЖД пост. Абакан им. В.С.Чепчурина. Входе экскурсии обучающиеся рассматривали монеты железной дороги военного и сегодняшнего времени. Отдельной экспозицией здесь представлены биографии ветеранов ВОВ, их документы и награды. Нам рассказали об их героических подвигах и за что были получены награды. Также произвел впечатление рассказ о Хакасии в военное время. Слушая все это, понимаешь, какие тяжелые и нечеловеческие испытания выпали на долю наших прадедов. После экскурсии наш класс прошел в видеозал, где мы посмотрели документальный фильм о воспоминаниях ветеранов ВОВ. Надолго останутся их слова в наших сердцах
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 49 Ноябрь 2019 г. Конкурс рисунков и макетов Память пылающих лет. Лучшие работы были отправлены на конкурс Золотая кисточка – 2019». Посещение классом музея истории органов внутренних дел по Республике Хакасия. В 2012 году Музей был награжден Дипломом Министерства культуры и образования Республики Хакасия за лучшую программу военно- патриотического направления. Побывав в музейных стенах, мы узнали историю хакасской милиции с 1918 года и до наших дней, посетили Зал Памяти и Славы, где представлены портреты сотрудников, погибших в разные годы при исполнении служебных обязанностей, посмотрели чрезвычайно разнообразную коллекцию огнестрельного оружия, начиная с 1874 года. Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий мир был избавлен от фашизма, наша страна осталась свободной.
Декабрь 2019 г. Участие в муниципальном конкурсе Победа входит в каждый дом. Именно под этим названием проходил конкурс. 3 февраля
2020 г. были подведены итоги конкурса сувенирной продукции. На конкурс было представлено работ из разных школ, Гимназии, Лицея г. Абакана. В данной номинации среди обучающихся 3-4 классов Гимназисты нашего класса стали Победителями Январь 2020 г.

Мастер-класс в рамках классного часа Символ Мира – японский журавлик – подготовила и провела родительница класса. Обучающиеся заворожено слушали историю возникновения журавлика, смотрели видеоролик, необычайное воздействие имело музыкальное сопровождение. Каждый из присутствующих принял участие в создании Журавлика памяти, дети проникли глубоким состраданием к жизням, погубленными фашистами. Февраль, г. Участие в муниципальном конкурсе газет под названием Школьная газета, специальный выпуск к «75-летию Великой Победы. Вне вошли рубрики Белый журавлик, Война. Победа. Память, Коробка с наградами моего прадеда, Мы Помним мы гордимся – история одноклассницы об подвиге её прадеда, захватывающая история под названием Ложка. Индивидуальная исследовательская работа Детство, опаленное войной В результате исследовательской работы пишет ученица – Я узнала, что есть и такая категория ветеранов, как Дети войны. О людях, которые живут рядом снами, об их судьбах, о жизни в военные годы я почти ничего не знала. Нов ходе работы над исследованием я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей».
Март г Возложение цветов к памятникам в парке Победы. Акция Журавлики мира Вручение журавликов на улицах города. Исследовательская работа Война, Победа, Память. Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл. Данная работа имеет большое практическое значение. Спустя много лет, за скромными воспоминаниями сохранившихся в материалах семейных архивов, стоят события исторического значения нашей Родины. Наши прадеды, их верность в службе Родине пример мужества, героизма, стойкости и патриотизма. Создание Книги Памяти. В эту книгу войдут все истории и фотографии из семейных архивов и второй раздел отчёт о нашей работе с исследовательской работой. Апрель 2020 г. Выставка макетов Память пылающих лет в школе. Изготовлено 8 макетов индивидуальных и 1 макет класса (выставка пройдет в Гимназии. Участие детей в акции Бессмертный полк. Май 2020 г. Оценка результативности проекта Проведено 21 мероприятие. Охвачено 29 обучающих, членов их семей. Обучающиеся приобрели знания в области подбора и структурирования информации. Научились поиску и самостоятельной работе с источниками информации. Расширили кругозор. Продемонстрировали высокое качество продуктов деятельности (акций, рисунков, докладов, исследовательских работ. Положительная оценка родителей деятельности обучающихся, с. Практическая значимость Проект может быть использован в краеведческой и просветительской работе, для подготовки к урокам истории и литературного
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 50 чтения, классных часов, посвященных Великой Отечественной войне. Предполагаемые результаты. Намой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка.
‒ привлечение внимания обучающихся к событиям Великой Отечественной войны
‒ воспитание гражданственности, патриотизма, и любви к Родине
‒ осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
‒ появление продуктов исследовательская работа, Книга памяти, макеты Память пылающих лет, газета Мы помним Мы гордимся. Входе индивидуальных выступлений я использую различные методы словесный – беседа, доклады, которые читали дети наглядный презентация практический – выполнение заданий. Всегда присутствует межпредметная связь с историей, литературой, музыкой. В рамках классного проекта – был выполнен и представлен индивидуальный проект по теме Детство, опалённое войной. Активность детей и родителей на протяжении всей этой работы очень высокая. Ребята проявляют большую самостоятельность, высокий уровень интеллектуального развития и воспитания, а также развивают творческие способности. Такая общая работа сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и отвечать за совместную работу. Литература
1.
Сабирова Э.Г., Закирова В.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы. – Казань КФУ. – 2015. –
167 с.
2.
Сасова И. Через проблему – к практическому результату / И.Сасова // Учитель. – 2001.
- №5. – С.
3.
Талманова Т.М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования Диссертация канд.пед.нак. – Москва, 2003. –
178 с.
PSHENICHNIKOVA Elena Viktorovna
primary school teacher, Gymnasium,
Russia, Abakan
STIMULATING THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY
OF STUDENTS THROUGH INVOLVEMENT IN CREATIVE
AND RESEARCH ACTIVITIES
Abstract. The article actualizes the processes of stimulating the educational and cognitive activity of students
through involvement in creative and research activities.
Keywords: stimulation, activity, creative activity, research activity.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 51
СКАЧКОВА Светлана Митрофановна учитель, Айдарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Кандыбина Ровеньского района Белгородской области, Россия, с. Айдар ФОРМЫ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Аннотация. Формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников. Ключевые слово функциональная грамотность, информатика, обучающиеся, информационно-ком-
муникационные технологии. дна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое функциональная грамотность Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Нам, как учителям информатики, необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы – это и есть задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись. Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся вовремя проведения занятий. Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов Информатика и информационные технологии, я ставлю цель подготовить учеников, владеющих современными технологиями ив силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру. Активные формы и методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и О
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 52 воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение предполагает внут- ренне-групповую и межгрупповую активность учащихся, и направленность действий (инициативу. Характерные признаки активного обучения активность (физическая, социальная, познавательная
‒ инициатива (направленность действий практический опыт
‒ обратная связь
‒ решение проблем
‒ овладение навыками работы в команде. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ. На уроках информатики использую такие активные методы и приемы
1. Мотивация начальной деятельности. Вначале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха. На первом уроке знакомства с возможностями электронных таблиц в 9 классе (буквально на прошлой неделе) ставлю перед учащимися вопросы с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана Тем самым подвожу к теме урока Интерфейс электронных таблиц. Поскольку интерфейс программ компании
Microsoft сходный, можно применить методический приём по выделению знакомых учащимся команд в среде электронной таблицы. Данный приём нацеливает учащихся на исследовательские методы работы и вырабатывает самостоятельный поисковый стиль работы.
2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений. На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений устного решения задачи примеров выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами и т.п.; письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала тестирование. Также часто использую такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха. Использую работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы Незаконченные предложения, Верю – не верю, Лови ошибку. Лови ошибку
1.
Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
2.
Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками (Ошибки можно брать из работ учащихся. Верю – не верю Описание универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока
3. Закрепление знаний и умений. На данном этапе урока стараюсь дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Можно использовать приемы дискуссия, работа в группах, Верю – не верю, ролевая игра. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания. Пример. Тема урока Создание текстовых документов на компьютере. Творческий мини – проект. Создать втек- стовом процессоре Microsoft Word резюме, чтобы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.
4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 53 Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовываю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использую дискуссию, работу в парах, в группах. Пример. Тема урока Создание мультимедийной презентации. Использование метода проектов (мини- проектов) даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Пример. Тема урока Создание мультимедийной презентации. Предлагаю детям создать презентации экскурсионных маршрутов последующим темам Чтобы вы хотели увидеть в России Какие наиболее интересные маршруты можно разработать породному краю Чтобы вы хотели показать человеку, который впервые приехал в Белгородскую область. Итог урока. Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на уроке. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, таки их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать Незаконченные предложения, Микрофон, работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу. Пример Для подведения итогов урока можно применить метод Микрофон. Ученикам предлагается закончить предложение Сегодня, работая на уроке, я понял Способность человека делать открытия – неслучайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться. На уроках информатики можно использовать различные творческие задания в графическом редакторе Paint создать мозаику создать визитную карточку оформить титульный лист книги создать БД Ученик, содержащую информацию о ваших одноклассниках придумать стихотворение (или рассказ, реализующее заданную алгоритмическую конструкцию создать кроссворд, создать презентацию на заданную тему и т.д. Вывод. Существует много активных форм и методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний, помня, что детям нравятся нестандартные подходы. И если внести в урок изюминку, то есть активизировать учащихся к обучению, пробудить интерес – то и результат будет намного качественнее. Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные матери- ально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников. Литература
1.
Алексеева, ЕЕ. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / ЕЕ. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования- С. 10-15.
2.
Кузнецова, НМ. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / НМ. Куз- нецова, А. А. Денисова // Региональное
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 54 образование современные тенденции. - 2020. -
№ 1 (40). - С. 123-126.
3.
Лысова, О. В. Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов
XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К.
Нуримхаметова // International Journal of Medi- cine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-
27.
4.
Ушакова, МА. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования МА. Ушакова// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -
2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
5.
Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Кисе- лев науч. ред. И. Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО,
2019. – 160 с.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

SKACHKOVA Svetlana Mitrofanovna
teacher, Aidar secondary school named after Hero of the Soviet Union Boris Grigoryevich
Kandybin of the Rovensky district of the Belgorod region,
Russia, Aidar
FORMS OF WORK THAT CONTRIBUTE TO THE FORMATION
OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS IN COMPUTER SCIENCE LESSONS
Abstract. The formation of functional literacy of students at the present stage of school education development
depends on updating the content of education itself, creating curricula, textbooks, revising teacher training and
retraining programs, monitoring students ' abilities to apply the acquired knowledge in educational and practical
situations, as well as providing adequate material, psychological, technical and technological conditions for teach-
ing students.
Keywords: functional literacy, computer science, students, information and communication technologies.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 55
ЩЕРБИНИНА Алена Леонидовна музыкальный руководитель, Детский сад Улыбка, Россия, Белгородская обл, Валуйский район, с. Рождествено ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ МУЗЫКОТЕРАПИЮ Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирование личностных характеристик дошкольника на основе музыкотерапии. Даны рекомендации в отношении того, какую музыку должны слушать дети. Ключевые слова музыкотерапия, старшие дошкольники, формирование личности, развитие музыкального вкуса, музыкальная деятельность. Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры
Алиев Ю.Б.
узыка – это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни. найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. На формирование основ культуры ребенка большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать Музыка – это голос жизни, он выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть передним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слухи эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка. Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется слушание музыки. Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка В своей работе мы ставим ряд специфических задач
1.
Воспитание любви и интереса к музыке. Воспитательное воздействие музыки возможно только при развитии восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
2.
Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики.
3.
Знакомство детей с различными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности с целью обогащения впечатления детей.
4.
Развитие общей музыкальности детей, сенсорных способностей, чувства ритма, ладо- высотного слуха, формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в данном возрасте ребенка приобщать к активной практической деятельности, то произойдет становление и развитие всех его способностей.
5.
Содействие начальному развитию музыкального вкуса. Получая представление и впечатление о музыке, ребенок в дальнейшем формирует избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям. Психика ребёнка и музыка Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект – человека. М
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 56 Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка. Работая музыкальным руководителем в
ДОУ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в университете. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, ле- чебно-воспитательный метод. Какую музыку должны слушать дети Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, можно без преувеличения сказать, что музыка – это непросто искусство, а очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику. Это средство общения и коммуникации, а еще – значимый фактор в развитии и воспитании человека. Музыка давно проникла вовсе сферы жизни и непосредственно окружает, и сопровождает как взрослых, таки детей, повсюду. Мультфильмы, кино, театральные спектакли и представления, концерты, радио, и даже уже пространство торговых комплексов и крупных магазинов – все это просто немыслимо без музыки. Соответственно роль ее трудно переоценить. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос – какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить Как влияет музыка на детей, на их детскую психику и физическое здоровье, на воспитание духовных качеств Как вы можете помочь вашему ребенку избежать вредного воздействия музыки Вот несколько простых правил
1.
Постарайтесь создать условия для того, чтобы Ваш ребенок как можно чаще имел возможность слушать классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что музыка таких композиторов как П.И.Чайковский,
В.А.Моцарт, А.Вивальди, Л.Бетховен очень благотворно влияет на процессы в детском организме Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны «зомбирующе» действовать на психику, оказывать негативное влияние.
3.
Минимум низких частот Отнеситесь к этому внимательно давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
4.
Не включайте музыку громко Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия для ребенка в будущем.
5.
Нив коем случае не позволяйте ребенку особенно в младшем возрасте) слушать музыку в наушниках Слуховой аппарат устроен таким образом, что звук в наушниках воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросотрясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более.
6.
Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку – именно она способна нанести непоправимый урон детской психике.
7.
Обратите внимание на песни, которые звучат на Ваших любимых радиостанциях – содержание текста не всегда соответствует тому, что способен адекватно понять ребенок.
8.
Как можно чаще ставьте детям детские песни, разучивайте и пойте их вместе сними, ноне забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию – если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта.
9.
Учитывайте время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если сутра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, ток вечеру лучше прослушивать песни и мелодии плавного, спокойного
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 57 характера, постепенно переходя к колыбельным Прослушивание музыки у детей дох лет должно занимать не более часа в сутки – например, 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь сними физическими упражнениями Ходите с детьми в театры на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, отдавая приоритет советскому кинематографу и мультипликации.
12.
Старайтесь не пропускать время, отведенное в детском саду для совместной музыкальной деятельности детей с музыкальным руководителем или хореографами. Музыкотерапия противопоказана Детям с предрасположенностью к судорогам. Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма. Больным отитом. Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление. Заключение Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на такой важный шаг в жизни ребенка. Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает негране- ный алмаз сознания ребенка в бриллиант. Литература
1.
Давыдова Н. Основы музыкального воспитания Н. Давыдова // Дошкольное воспитание С. 89.
2.
Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя / О. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С. 52.
3.
Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / Л. Школяр // Дошкольное воспитание.
– 1992. – С. 39.
4.
Выродова И. И вот так Музыкальное развитие И. Выродова. – М Карапуз. – 2004. –
10 с.
5.
Куприна Н. Экология музыкально-зву- ковой сферы современного ребенка / Н. Куп- рина. – Academia. – 2007. – 448 с.
6.
Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста Л.В. Малахова. –
М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
7.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. – 1998. – с.
8.
Чернега А.А. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. г. Егорьевск МДОУ № 29 Росинка, апрель
2021 г.
SHCHERBININA Alina Leonidovna
music director, Kindergarten «Smile»,
Russia, Belgorod region, Valuysky district, Rozhdestveno
FORMATION OF A PRESCHOOLER’S PERSONALITY
THROUGH MUSIC THERAPY
Abstract. The article considers the process of forming the personal characteristics of a preschooler on the basis
of music therapy. Recommendations are given regarding what kind of music children should listen to.
Keywords: music therapy, senior preschoolers, personality formation, development of musical taste, musical
activity.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 58
ЯКОВЛЕВА Наталия Викторовна
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 34 г. Белгорода, Россия, г. Белгород
ПУТИЛИНА Галина Валентиновна
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 34 г. Белгорода, Россия, г. Белгород ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ КИНЕЗИОЛОГИИ Аннотация. Статья аргументирует положительное влияние кинезиологических приемов и упражнений, направленных на коррекцию речевой патологии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы делятся собственными разработками, способствующими восстановлению связи и баланса между левыми правым полушариями головного мозга, стимулирующими речевые зоны. Ключевые слова ограниченные возможности здоровья, компенсирующая направленность,
кинезиология, коррекционно-образовательное пространство, дошкольное образование, речевые патологии.
пираясь на сегодняшние реалии, можно сделать вывод, что проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья) является одной из самых злободневных.
Специ- фика организации такого процесса предусматривает необходимость предварительной и последующей работы всегопедагогического коллектива образовательного учреждения. Основываясь на исследования ученых, этот процесс должен быть интегрированным, проходящим с участием специалистов различного профиля воспитателей, логопедов, педагогов- психологов музыкальных руководителей, дефектологов, инструкторов по физической культуре и социологов. При этом все перечисленные педагоги должны знать
‒ основы коррекционной педагогики
‒ азы специальной психологии
‒ особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
‒ методики организацииобразователь- ного процесса для детей с ОВЗ. Вокруг детей групп компенсирующей направленности совместными действиями этих специалистов создается своеобразная команда, отвечающая за единое коррекционно- образовательное пространство и выстраивающая соответствующую предметно-развиваю- щую среду. В белгородском детском саду комбинированного вида №34 все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором такой коррекционной команды. Совместными усилиями педагоги
‒ составляют блочный интегрированный календарно-тематический план
‒ обеспечивают целостность и единство коррекционно-развивающей деятельности
‒ периодически обновляют формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми
‒ осуществляют консультационную помощь адаптируют к взаимодействию с внешней средой, готовят к
‒ обучению в школе
‒ проявляют высокий профессиональный уровень и творческий характер в развивающей деятельности. Наряду со всей вышеперечисленной деятельностью, хотелось более детально рассмотреть технологию межполушарного взаимодействия кинезиологию, которая в нашем О
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 59 детском саду успешно внедрена в совместную работу всеми специалистами и уже дает положительные результаты. Как показала практика, кинезиологические упражнения
‒ влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья
‒ корректируют речевое и двигательное развитие детей с дефектами речи и графомо- торными проблемами
‒ позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка
‒ расширяют границы возможностей детского мозга
‒ активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. Несмотря на то, что коррекционная работа с детьми-логопатами в вязи с различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений представляет сложную проблему для многих специалистов, наша команда совместными усилиями разработала приемы, способствующие восстановлению связи и баланса между левыми правым полушариями головного мозга, что благотворно сказывается на стимуляции речевых зон. Таблица Специалист
Кинезиологиче-
ский прием Коррекция
Учитель-ло- гопед
1. Артикуляционная гирлянда
– нормализация произносительной и интонационной стороны речи, укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности при синхронизации речевого аппарата и конечностей
– укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности. Биоэнергетические сказки
– стимуляция речевых зон головного мозга
– формирование гностических зрительных функции зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез
3. Схемочтение
– профилактика и коррекция оптических нарушений [4]; Педагог- психолог
1. Психо-гимна- стика
– релаксация, расслабление и снятие психического напряжения. Обоюдорукое рисование четкость и координированность движений во взаимосвязи с речью при обоюдоруком рисовании
– оптимизация психологической базы речи [1];
– восстановление связи и баланса между левыми правым полушариями Инструктор по ФК
1. Двигательная синхронизация
– синхронизация работы речевой и мелкой моторики при нарушении связи и баланса между левыми правым полушариями. Массажные игры
– воздействие на биологически активные точки лица и ушных раковин
– нормализация гипертонуса и гипотонуса
Муз.руково- дитель
1. Фонетические разминки в движении улучшение мелодико-интонационного и просодического греч. prosodia – ударение, мелодия) компонента
– координированных движений во взаимосвязи с речью
2. Слого-музыкаль- ные композиции
– развитие слухового внимания, двигательной памяти и фонематического слуха
– развитие кинестетических ощущений, мимики, пантоми- мики, организация пространственных движений Воспитатель 1. Логоритмика
– коррекция нарушений координации движений, присутствия непроизвольных или непреднамеренных движений, а также мышечных зажимов
2. Синхродиктанты – совершенствование зрительно-пространственных представлений, (сверху – снизу, спереди – сзади, слева – справа.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Образование, педагогика | 60 Речевой аппарат, дыхание, грамматическая и лексическая сторона речи, восприятие на фонематическом уровне, двигательная координация, внимание (слуховое и зрительное, а также память и мышление детей, страдающих различными речевыми патологиями, станут более совершенными, если при коррекционной работе сними, будут внедрены специальные ки- незиологические приемы и упражнения [3]. Таким образом, тесная взаимосвязь специалистов в ДОУ возможна при
‒ совместном планировании работы всей команды
‒ правильном и четком распределении задач каждого участника
‒ осуществлении преемственности в работе на каждом этапе
‒ соблюдении единства предъявляемых требований.
‒ «логопедизации» режимных моментов. Наши специалисты считают, что если делать упорна развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей с ОВЗ. Литература
1.
Деннисон ПИ, Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста Перс англ. М Восхождение,
1998.
2.
Поваляева МА. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ МА. Поваляевой. – Ро- стов-на-Дону: Феникс, 2002.
3.
Фадеева М. Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста // Электронный ресурс
/ Режим доступа www.maam.ru/detskijsad/-kineziologija-v- rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
4.
Яковлева
Н.В. Технология Перекодирование в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника
// Совершенствование общеобразовательного и коррекционно- развивающего процессов в дошкольных учреждениях / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск,
2013.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

YAKOVLEVA Natalia Viktorovna
teacher-speech therapist, Municipal budget preschool educational institution № 34 of Belgorod,
Russia, Belgorod
PUTILINA Galina Valentinovna
teacher-speech therapist, Municipal budget preschool educational institution № 34 of Belgorod,
Russia, Belgorod
INTERACTION OF NARROW DOW SPECIALISTS WHEN WORKING
WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN A COMPENSATORY ORIENTATION
GROUP ON THE EXAMPLE OF KINESIOLOGY
Abstract. The article argues for the positive impact of kinesiological techniques and exercises aimed at correct-
ing the speech pathology of preschoolers with disabilities. The authors share their own developments that help
restore communication and balance between the left and right hemispheres of the brain, stimulating speech zones.
Keywords: limited health opportunities, compensatory orientation, kinesiology, correctional and educational
space, preschool education, speech pathologies.
Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Физическая культура и спорт | 61 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИСП ОРТ
ИВАНОВ Михаил Анатольевич Военный университет Министерства обороны, Россия, г. Москва
ЕФИМОВ Павел Александрович Военный университет Министерства обороны, Россия, г. Москва
ЛЯМЗИН Евгений Николаевич Военный университет Министерства обороны, Россия, г. Москва ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ Аннотация В статье раскрываются результаты изучения и методы исследования влияния музыкальных произведений на психическую и эмоциональную сферу человека. Методы нивелирования агрессивного поведения в процессе спортивных тренировок. Произведен анализ материалов зарубежных журналов о влияние музыки на психофизиологическое состояние спортсменов. Сформированы практические рекомендации по развитию эффективности использования музыкального сопровождения вовремя тренировок. Ключевые слова физическая культура и спорт, агрессия, психоэмоциональное состояние, эмоциональный тонус, музыкальное сопровождение, взаимосвязь. Результаты исследования Врачи установили, что музыка может быть не только полезной, но и опасной для жизни Их обвинения в адрес музыкальных направлений, которыми увлекается современная молод жь по всему миру, не является голословной. Они основываются на проведённом исследовании бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя. Согласно их заключению, музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз – "музыкальный наркоман. Швейцарские ученые выдвинули утверждение, что после рок концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители враз хуже, чем обычно. Профессор Б.
Раух доказывает, что прослушивание рок- музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу.
Рок-музыка перебивает биение человеческого сердца и дезорганизовывает работу нервной системы и эндокринных желез. Поп Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.
Рэп, хип-хоп Рэп. Согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной развития раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. Джаз, блюз, рэгги
. Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения,

Актуальные исследования • 2021. №38 (65) Физическая культура и спорт | 62 повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности. Установлена связь классической музыки и лечения сахарного диабета. Классические произведения способствуют формированию костного скелета ребенка. Основное влияние музыки давно используют в торговой сфере. Определенные мелодии способны расслаблять покупателя или повышать его энергичность. Данную технологию можно наблюдать в супермаркетах в час пик играет энергичная мелодия, в другое время – музыка спокойнее. Методически грамотный выбор музыкального сопровождения является важным условием правильной организации всего процесса, а значит и важным профессиональным умением современного специалиста по физической культуре. Рис. Укрепляя здоровье и совершенствуя физическую форму, физическая культура имеет своей целью всестороннее развитие личности. Использование музыки вовремя занятий может сыграть большую роль. Так музыкальное сопровождение может способствовать
‒ повышению работоспособности
‒ развитию координации движений
‒ воспитанию чувства и понимания ритма, такта мелодии, и как следствие выработке красивых выразительных движений
‒ активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний
‒ обогащению слухового и двигательного опыта. Кроме этого, прослушивание музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие
‒ содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности
‒ способ тренировки одновременно тела и души
‒ способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестро- ений, смене движений и места в зале
‒ содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся. Исследования показали, что прослушивание музыки вовремя спортивных тренировок повышает результативность тренировок на 20 %. Применение музыкального сопровождения на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения. Также необходимо отметить, что модная, современная музыка иногда не только