Файл: Криптовалюта как виртуальная собственность и гражданское право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такие рассуждения наталкивают на единственно верный вывод – определение криптовалют через понятие электронных денежных средств по современному отечественному законодательству не представляется возможным.
Квалификация криптовалюты как ценной бумаги бездокументарного свойства.

Термин бездокументарной ценной бумаги закреплен пунктом 1 ст. 142 ГК РФ, таковой считается права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 ГК РФ.

В соответствии с указанной статьёй лицо, выпустившее бумагу, признаётся ответственным за исполнение по ней.

Соответсвенное в решении о выпуске такой бумаги указывается лицо ответственное за её исполнение.

В случае при передаче криптовалюты не возникает никаких обязательных прав. При такой передаче никаких формальностей, связанных с обязательными элементами оборота валюты (эмиссия, распространение), не имеется.

В некотором роде передачу криптовалюты возможно сравнить с вещевым договором немецкого права. Такой договор представляет собой соглашение об отчуждении или обременении вещевого права. В немецком праве такие договоры не порождают обязательных правоотношений [19].

Кроме того, ценная бумага не может делится бесконечно, что не скажешь о криптовалюте, которая преодолевает этот барьер. При любом варианте раздела всегда будет минимальное количество бумаг разделить которые не представляется возможным [20].

Следует еще рассмотреть формальную причину невозможности отнесения криптовалюты к бездокументарным ценным бумагам. Статья ст. 142 ГК РФ п.2 гласит, что: ценной бумагой может быть признан только тот объект, который назван в таком качестве в законе или признан таковым в установленном законом порядке.

В итоге только законодательное закрепление криптовалюты в качестве бездокументарной ценной бумаги, позволило бы определить криптовалюту в качестве такового правового института.

Может быть ли криптовалюта валютной ценностью?
Интерес может представлять изучение квалификации криптовалюты в качестве валютной ценности. В соответствии со статьей 141 ГК РФ имущество, признаваемое валютной ценностью, определяется законом. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) как раз является таковым легальным основанием, а именно пп. 5 п. 1 ст. 1, который определяет в том числе валютными ценностями иностранную валюту и внешние ценные бумаги.


Следующее отнесено к иностранной валюте:

банкноты и монеты, являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства;

средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Определенно такой путь позволяет сделать вывод о том, что как только любой из возможных видов криптовалют будет легальным платежным средством, то указанная валюта будет считаться валютой и по законодательству Российской Федерации.

Современный закон Российской Федерации в настоящее время имеет такую позицию, поэтому необходимость в поправках, иного закрепления, отсутствует.

Ценные бумаги и их квалификация. В законе о валютном регулировании закреплено положение, по которому внешними ценными бумагам считаются:

эмиссионные ценные бумаги, которые не номинированы в российских рублях и выпуск которых не зарегистрирован на территории РФ;

иные ценные бумаги, которые не удостоверяют право на получение валюты РФ и не выпущены на территории РФ.

Именно квалификация в качестве иных ценных бумаг, которые не удостоверяют право на получение валюты РФ и не выпущены на территории РФ интересен для изучения. По отношению к криптовалюте указанные характеристики вполне допустимы. Однако определение в легальном поле ценной бумаги с криптовалютой расходятся.

Из этого можно сделать вывод о том, что криптовалюта не может быть квалифицирована в качестве валютной ценности.

Однако в таком прочтении есть основная деталь, если любое государственное образование легализует криптовалюту в качестве законного платежного средства на своей территории, то в соответствии с Российским законодательством криптовалюта вероятно может быть принята валютной ценностью.
Свойство криптовалюты как информации
Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) от 27.07.2006 N 149-ФЗ трактует понятие информации в качестве сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Криптовалюта объективно является информацией, которая выраженна в машиночитаемой форме. Однако стоит понимать тот факт, что под информацией можно определять в полной мере всё что угодно. А именно всевозможный текст, аудиовизуальный ряд, и даже изображение. В общем определение, содержащееся в законе, не выражает никакой значимости для квалификации криптовалют.



В настоящее время информация, кроме того, не указана в качестве объекта гражданского права в ст. 128 ГК РФ. Это связано с тем, "объектом гражданских прав может быть лишь такая информация, которая подпадает под признаки секрета производства (ноу-хау), относящегося к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности" [21].

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об информации информация может быть объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Именно поэтому информация может безгранично обращаться и передаваться, конечно, если не ограничены рамки такого. Указанное свидетельствует о том, что криптовалюты можно отнести к информации и с правовой точки зрения.

Но квалификация информации как таковой данное в законе об информации не позволяет полноценно квалифицировать её как информацию.
Может быть ли криптовалюта иным имуществом?
В соответствии со статьей 128 ГК РФ можно относить то, что не соответствует списку поименованных объектов гражданских прав, к другой категории – «иное имущество». Под иным имуществом понимается всё, что не укладывается в иные виды объектов гражданских прав, но при этом широко используется.

Такая квалификация позволяет хотя бы в каком-то виде квалифицировать криптовалюту. Проблемой такой квалификации будет её неопределённость относительно правового режима, применимого к договорам.

Такая квалификация не позволит какой именно договор должен опосредовать отношения, связанные с обменом криптовалюты на законное платежной средство или товар.

Предложение описывающее смысл фразы «иное имущество» усугубляется высказываниями отдельных государственных органов, что не позволяет снять в полной мере неопределенность относительно их правового статуса.


Цифровой товар и криптовалюта
Такая квалификация криптовалюты как цифровой товар была предложена заместителем председателя Банка России О. Скоробогатовой [22].

Смысл такого приложения уйти от слова «валюта» так это неизбежно вызывает ассоциацию с эмиссией денежной массы. Термин «цифровой товар» хорошо отражает природу получения криптовалюты (майнинга) как производства товара. Так как по своей природе майнинг это товаропроизводство, а не эмиссия.

Тем не менее попытка распространить вещевое право на криптовалюту тоже малопродуктивна. Право собственности не приспособлено чтобы регулировать принадлежность благ, не имеющих материального выражения.


Обращаясь к категориям гражданского права товаром является вещь (п. 1 ст. 455 ГК РФ). Криптовалюта не имеет материальной природы. Именно поэтому к криптовалютам нельзя применять без особых изменений большинство базовых основ вещного права.

Отнесении криптовалюты к цифровым вещам будет значить, что ее одновременно и признание наличия в ней стоимости, что сложно установить с точки зрения экономического анализа криптовалюты.

Своеобразность криптовалюты в качестве объекта оборота заключается в том, что применение по отношению к такой категории какого-либо известного определения (будь то товар, валюта, средство платежа и пр.) не описывает её полным образом. В криптовалюте проявляются характеристики каждого из них, но при этом она ни одному из них не соответствует полным образом.

Как же всё-таки квалифицировать криптовалюту?
Главным и шагом к приданию термина криптовалюта легитимности должно быть появление в Российском законодательстве четкого определения этого термина. Для этого следует в ст. 128 ГК РФ включить термин «криптовалюта». Этот шаг позволит начать решать проблему регулирования данного объекта. Участники гражданского оборота, вовлеченные в этот процесс, получат уверенность при заключении сделок с использованием криптовалюты. Этот шаг даст возможность законодателю формальное право приступить к регулированию рынка криптовалют, в том числе решать задачу налогообложения.

Современная обстановка мироустройства и развитие Российской Федерации требуют введение понятия «криптовалюта» в состав объектов гражданских прав в качестве еще одной разновидности иного имущества.

Такое вновь вводимое определение должно быть нейтральным с точки зрения технологии криптовалюты, но затрагивать сущностные её признаки. В качестве аналога возможно рассмотрение определения криптовалюты, данное в законе тата Нью-Йорк [23].

С учетом вышеизложенного аналога можно предложить следующее определение: «Криптовалюта представляет собою имущество, которое учитывается исключительно в цифровой форме в децентрализованной информационной системе с применением средств криптографии, которое может использоваться, в частности, как средство обмена на другое имущество, включая деньги и безналичные денежные средства, иностранную валюту.


Такая формулировка понятия криптовалюта позволит отказаться уйти от термина «товар», а также от термина «эмиссия» и прочих определений, ввод которых не позволяют определить криптовалюту в качестве платежного средства или ценной бумаги. Термин «имущество» позволит включить криптовалюту в систему гражданского права с использованием уже существующих категорий ("имущество"). Формулировка в цифровой форме в децентрализованной информационной системе с применением средств криптографии показать исключительный цифровой вид представления данного объекта. Кроме того, четко происходит отделение криптовалюты от традиционных электронных денег (электронных денежных средств), номинированных в валюте Российской Федерации или иностранных государств.

Как только будет произведено закрепление криптовалют в качестве отдельного объекта и института гражданских прав можно будет перейти к формированию правового режима сделок, совершаемых с ними.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Научная и учебная литература


  1. электронный ресурс https://www.rbc.ru/crypto/news/606b2d0a9a794773b0013395 дата обращения 08.02.22 г.

  2. [Кислый В., Юридические аспекты применения блокчейна и использования токенов [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.eom/document/d/19U6F-BUCVNiJLVsLz0dvt1N7kZHLDCu O8NEGiysVvE/edit# (дата обращения: 9.02.2022)].




  1. [Постановление Европейского суда от 22.10.2015 по делу C-264/14].

  2. [Act to Amend Parts of the Bank Act and Other Acts in Order to Correspond with Changes in the Environment Made by Information and Communications Technologies, Act No. 62 of 2016, KANPO, Extra No. 123 (June 3, 2016)].

  3. [Matsuura J.H. Digital Currency: An International Legal and Regulatory Compliance Guide. Bentham Science Publishers, 2016. P. 8].

  4. [U.S. Commodity Futures Trading Commission, RELEASE Number 7231-15, September 17, 2015 [Электронный ресурс] URL: http://cftc.gov/PressRoom/PressReleases/pr7231-15 (дата обращения: 10.02.2022)].

  5. [IRS Virtual Currency Guidance (Notice 2014-21) [Электронный ресурс] URL: https://www.irs.gov/pub/irs- drop/n-14-21.pdf (дата обращения: 10.02.2022)].

  6. [U.S. Commodity Futures Trading Commission, RELEASE Number 7231-15, September 17, 2015 [Электронный ресурс] URL: http://cftc.gov/PressRoom/PressReleases/pr7231-15 (дата обращения: 10.02.2022)].

  7. [электронный ресурс https://www.rbc.ru/finances/26/01/2022/61f15f059a79471abfff191e время обращения 10.02.2022 ].

  8. [Гражданское право: Учебник в 3 т. Т. I / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2005. С. 254].

  9. [Гражданское право: Учебник в 4 т. Т. I. Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. С. 393.].

  10. [Государственный университет – Высшая школа экономики. БЕВЗЕНКО Р.С. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, Учебное пособие для студентов юридических специальностей. Москва, 2010].

  11. [Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги. С. 69 и далее. Бевзенко Р.С., Объекты гражданских правоотношений. Учебное пособие для студентов юридических специальностий / Р.С. Бевзенко. М., 2010]

  12. [А.И. Савельев, Криптовалюты в системе объектов гражданских прав].

  13. [Л.А. Лунц, Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2004. С. 50 – 52].

  14. [Крылов О.М. К вопросу о правовой категории "денежный суррогат" // Административное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 56 - 61].

  15. [ Крылов О.М. К вопросу о правовой категории "денежный суррогат" // Административное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 56 – 61. Постановление Шестого ААС от 01.04.2016 по делу N 06АП-552/2016].

  16. [European Central Bank. Payments and markets glossary. URL: https://www.ecb.europa.eu/homs/glossary/html/act6e.en.html#32 (дата обращения: 10.02.2022)].

  17. [Василевская Л.Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004. С. 100].

  18. 20.[Янковский Р. Почему юристы никак не договорятся о криптовалютах // Geektimes. 2017. 10 июля. URL: https://geektimes.ru/post/290953/ (дата обращения: 14.02.2022)].

  19. [А.И. Савельев, указ. соч.].

  20. [ЦБ РФ предложил рассматривать криптовалюты как цифровой товар // Интерфакс. 2017. 27 мая 2017. URL: http://interfax.ru/business/563859 (дата обращения: 14.02.2022г).].

  21. [New York Codes, Rules and Regulations, Title 23. Part 200 "Virtual Currencies". URL: http://goo.gl/He4ml5 (дата обращения: 14.02.2018)].