Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества.

Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту и так далее. Различные социальные общности образуют организации, основная задача которых – выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы. Объединяясь, в те или иные союзы, индивиды лично или через своих представителей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государственную политику, на содержание принимаемых им решений.

Политическая власть неразрывно связана с властью государственной: чтобы доминирующая социальная группа могла в полной мере реализовать политическую власть, свою волю, она должна обладать рычагами государственной власти. По своему объему политическая власть значительно шире власти государственной.

В целом, поняв совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними мы глубже поймем одну из главных сторон теории государства и права.

В отечественной науке исследованием института государства в политической системе обществазанимались К.С. Гаджиев, С.А. Жикин, С.П. Перегудов,А. Саркисова, Л. Скифская,И.Л. Честнов,Ф. Шамхалов, Ч.Ф. Эндрейн. и др. Труды названных ученых составили теоретическую основу исследования. Принимая во внимание научную значимость проведенных ранее исследований, следует отметить, что остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные с понятием, признаками и ролью государства в политической системе общества. Многие научные исследования посвящены отдельным аспектам государства в политической системе общества, однако не встречается работ, всестороннего и комплексного исследования данного института. Обозначенная проблематика требует дальнейшего анализа.

Целью исследования является комплексное исследование государства в политической системе общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


– рассмотреть понятиеи признаки государства;

–охарактеризовать понятиеи функции политической системы общества;

–определить место государства в политической системе общества.

Объектом исследования является общественные отношения, связанные с ролью государства в политической системе общества.

Предметом исследования являются теоретические положения и правовые нормы, определяющие государство в политической системе общества.

Методологической основой работы является диалектическая теория познания, позволяющая изучить во взаимосвязи комплекс общественных явлений и процессов, и вытекающие из нее методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный и другие, которые позволили проанализировать государство в политической системе общества.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка использованных источников и литературы.

1. Понятие и признаки государства

Сложность в понимании государства заключается в том, что это явление социальное, поэтому находится в постоянном развитии, представление о государстве непрерывно меняется.

Впервые в научный оборот термин государство ввел Н. Макиавелли.

Существует множество подходов к пониманию государства, но ни одно из них нельзя признать единственно верным:

1. Теологический подход: государство –социальное устройство, угодное богу.

2. Социологический подход: государство –явление реальной действительности, т.е. реальная социальная сила, которую отождествляют с политической властью.

3. Юридический подход: разделяет социальное и юридическое государство. Социальное государство –определенное обществом явление, характеризующееся политической властью. Юридическое государство –это идеальная модель государственных отношений, зафиксированная в правовых нормах[1].

Государство (в широком смысле) –определенным образом организованное общество, объединенное одной территорией, при помощи политической власти, использующей специальный аппарат управления[2].

Государство (в узком смысле) –это часть общества, организованная определенным образом, представляющая собой политическую организацию[3].


По мнению Л.А. Морозовой, государство в современной науке определяется через его признаки:

1. Территория –пространство, на которое распространяется власть государства. Территориальное деление выступает на место кровных связей. Признание государственных границ –основа государства (суши, акватории, воздух). Раньше основным способом изменения границ государства был захват территории, современная наука выделяет 5 основных способов изменения территории:

– оккупация – захват территории, не принадлежащей государству;

– аннексия – одностороннее присоединение территории;

– цессия – уступка территории;

– оптация – обмен территориями (население – право выбора гражданства);

–адъюдикация– передача спорной территории по решению компетентного суда (Гаага)[4].

2. Население –сообщество лиц, проживающих на определенной территории с единой верховной властью. Под населением понимаются граждане государства, т.е. та часть населения, для которой характерна правовая связь с государством. На территории одного государства могут жить также и граждане другого государства и лица без гражданства. Исключение – послы, консулы, которые прибывают в стране с конкретной миссией.

3. Публичная политическая власть –один из главных признаков государства. Публичность, т.е. власть распространена на всех в пределах границ государства. Политичность, т.е. власть оторвана от общества, возвышена над ним, осуществляется профессиональными управленцами, не занятыми в производстве каких-либо материальных благ, власть опирается на авторитет и принуждение.

4. Суверенитет – это независимость государства во внутренней и внешней политике. Внутренний суверенитет – верховенство, полновластие государства в пределах своих территорий и внешний – независимость в международных отношениях.

5. Налогообложение– система налогов и сборов, за счет которой содержится власть, реализуются различные государственные программы.

6. Монополия на правотворчество –деятельность по созданию общеобязательных правил поведения. Государство обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения.

7. Монополия на легальное физическое принуждение[5].

А также выделяют факультативные признаки:

– государственная символика (герб, флаг, гимн);

–единая денежная единица;

– наличие армии (Вооруженной силы)[6].


Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства. Сущность отражает явления государственности. Надо различать сущность и содержание государственности, в рамках одной сущности содержание может различаться[7].

По своей сущности государство представляет собой единство трех моментов:

1. Государство выступает как универсальная организация власти, отражающая коренные интересы общества;

2. Государство – это социальный регулятор, социальный арбитр в отношениях различных классов и групп, составляющих данное общество. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения, сглаживает социальные проблемы;

3. Государство выполняет функцию заведования общими делами, присущими данному обществу. В этом плане государство – интегрирующий в обществе элемент, который вычленяет общие для всего общества интересы[8].

Содержание же государства зависит от степени воздействия разных сил на государственную власть, от того какие слои занимают решающие позиции в обществе, от того с какими силами блокируются те или иные классы, социальные слои. Содержание государства как определенное явление выходит за рамки социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы, природные условия содержания многих мероприятий государства, форм направления деятельности государства[9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Государство – это территориальная организация общества, путем публичной политической власти, обладающая верховенством на всей территории и независимостью за ее пределами, а также монополией на издание общеобязательных правил поведения и сбора с населения обязательных платежей.

2. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

2. Понятие и функции политической системы общества

Политическая система выступает базовой характеристикой в политологии, рассматривается как организованная власть в обществе, как совокупность политических институтов регулирования общества, как отношения между обществом и государством, как организация и развитие политических процессов[10]. Существуют различные подходы к исследованию политической системы, ее понимают как:


– систему взаимодействия и интеграции;

– комплекс идей;

– механизм осуществления власти;

– механизм, преобразующий идущие от общества импульсы в соответствующие политические решения[11].

Наиболее общее определение предполагает, что политическая система – это упорядоченная совокупность политических институтов, ролей,отношений, принципов, процессов, действующих на основе определенныхдля данного общества политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, традиций, установок политического режима[12].

Политическая система – совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества иосуществляется государственная власть[13].

Политическая система – упорядоченная целостность взаимосвязанных,взаимозависимых политических институтов и политических организаций общества. Упорядоченность связей и отношений, складывающихся между политическими институтами и организациями, достигается благодаря формированию вобществе политических норм, определяющих функциональное назначение политических институтов, устанавливающих поле их ответственности, взаимныеправа и обязанности[14].

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений[15].

Политическая система – продукт эволюционного и революционного развития страны, имеющий место там и тогда, где и когда в обществе есть государство, а следовательно, политическая жизнь и политические отношения – этоструктурно изменяющаяся и развивающаяся система государственно-правовыхи общественно-политических институтов, учреждений и организаций, через посредство которых стоящие у власти общественно-политические силы осуществляют свое господство, вершат власть в обществе (сохраняют свой уже установленный общественный строй или утверждают новый строй и новую формуправления, если речь идет о приходе к власти новых общественно политических сил). Если попытаться дифференцировать это сложное образование, то придется признать, что ключевыми элементами политической системынаряду с государством являются политические партии, а также политическиеинституты, учреждения (скажем, институт монархии или институт президентской власти), организации и структуры (профсоюзы, женские и молодежныеорганизации, церковь), через посредство которых реализуется политическаявласть и которые определяют способы и методы реализации политической власти в данном обществе[16].