Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Исторические аспекты франчайзинговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях формирования современного глобального или российского рынка резко возросло значение франчайзинговых моделей ведения бизнеса. К настоящему времени они прочно утвердились как одни из самых эффективных и удобных способов осуществления предпринимательской деятельности. Франчайзинг удобен как для франчайзера, так и для франчайзи. Франчайзер получает дополнительные доходы и рекламу товарного знака, а франчайзи не требуется затратить годы и значительные денежные средства для продвижения товарного знака и создания деловой репутации с риском изменения конъюнктуры рынка.

Важно отметить, что область российского франчайзинга всё ещё развивается, и потенциал для роста в ней достаточно велик[1]. Исходя из этого, а также широких возможностей, которые открываются при применении данной модели, возникает необходимость в исследовании правовых вопросов, связанных с отношениями франчайзинга и договором коммерческой концессии, который воплощает в себе рассматриваемый институт в российском праве.

Из всей массы правовых проблем, связанных с франчайзингом, выделяются проблемы защищённости франчайзи в отношениях с экономически более сильным франчайзером, а также защищённости потребителей в отношениях с франчайзи, имеющих свою специфику в силу использования последним товарного знака другой компании. Именно в данных отношения может происходить нарушение прав более слабых сторон по договору, и именно поэтому исследование правового регулирования этих отношений так важно.

Тема франчайзинговых отношений достаточно интересна для правоведов: авторы обращаются к ней регулярно. Между тем, комплексных работ на данную тему немного. В российской правовой науке к подобным исследованиям можно отнести монографии С. А. Сосны и В. Н. Васильевой, А. А. Еремина, А. А. Юрицина. Также среди авторов, активно изучающих франчайзинг, выделяются С. В. Климова, М. Н. Титова, Д. П. Бондаренко, А. А. Устюжанин, Н. А. Ющенко, А. С. Райников, Ж. Н. Бородина, Е. В. Гелашвили, А. А. Тер-Овакимян, Г. А. Лаптев, Д. П. Стригунова. Франчайзинговые модели интересны также учёным-экономистам. В работе использовались исследования С. Ю. Ягудина, Л. А. Чалдаевой, А. М. Година.

В зарубежной науке тема франчайзинга и её правовой аспект также востребованы. При написании работы были учтены результаты изысканий P. M. Abell, H. V. Gandhi, J. Pratt, C. A. du Plessis, H. Perkins, M. W. Hesselink.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся вокруг франчайзинга. Предметом – правовое регулирование франчайзинговых отношений.


Целью работы стали отношения франчайзинга в системе российского гражданского права.

Задачами данного исследования являются:

1. изучение правовых актов, литературы и судебной практики по тематике работы;

2. обобщение доступного материала по теме;

3. структурирование изученной информации в рамках работы;

4. раскрытие основных теоретических аспектов правового регулирования франчайзинга, включая историю данного явления.

6. поиск возможных вариантов разрешения обнаруженных проблем.

Основными методами, применёнными в исследовании, являются анализ, синтез, описание, дедукция, индукция, абстрагирование, системный и формально-юридический методы, а также метод компаративистики.

Глава I. Общетеоретический анализ франчайзинга, договора франчайзинга и отношений, складывающихся при заключении данного договора

1.1 Исторические аспекты франчайзинговых отношений

До того, как перейти к рассмотрению природы франчайзинговых отношений, было бы полезно оглянуться на историю этих отношений, то, как эти отношения зарождались и развивались. Мнение исследователей по вопросу генезиса франчайзинг, а особенно его ранних этапов несколько отлично. С. В. Климова в своей диссертационной работе самой ранней торговой практикой, напоминающей некоторые виды современного франчайзинга, называет систему гильдий в Лондонском Сити XII в[2]. Также как практику, имеющую общие черты с франчайзингом, она отмечает систему связей пивоваров с владельцами постоялых дворов, основанную на выдаче займов последним и получении рынка сбыта (систему «связанных домов»). При этом она ссылается на Роберта Первина, председателя совета попечителей Американской ассоциации франчайзинга. Д. П. Бондаренко отмечает, что система связанных домов применялась и немецкими пивоварами[3].


Некоторые учёные рассматривают средневековую Францию как место зарождения самой идеи франчайзинга. Так, А. А. Еремин связывает рассматриваемое понятие с привилегиями, которыми французские короли наделяли вассалов[4].

Несмотря на некоторый интерес к предшествующим франчайзингу европейским практикам в доктрине, почти все исследователи сходятся на том, что родиной данного явления и местом его становления являются Соединённые Штаты Америки.

Первым участником рынка, который успешно использовал модель франчайзинга, традиционно называют основанную в 1851 г. компанию «Зингер» (Singer Sewing Machine Company). С 1863 г. она перешла на сбытовой франчайзинг. Важно отметить что так называемый «франчайзинг первого поколения» был преимущественно именно сбытовым, т. е. оптовый продавец (который мог быть одновременно и производителем) передавал известный потребителям товарный знак в пользование розничным продавцам, закупавшим и распространявшим его товары. Подобный подход связан по своей природе с дистрибьюционными отношениями. К такому выводу приходит Д. П. Бондаренко.

Далее полезно будет рассмотреть вехи в развитии франчайзинга, которые представлены деятельностью некоторых знаковых компаний. Одной из таких вех является создание к 1891 г. франчайзинговой сети парикмахерских салонов Марты Харпер. Основательница привнесла в модель достаточно много новых элементов, в т. ч. систему оказания поддержки франчайзи. Однако её заслуги были оценены по достоинству лишь спустя столетие, когда Международная ассоциация франчайзинга удостоила её титула «первого франчайзера».

В 1898 г. «Дженерал Моторс» начала строить свою франчайзинговую систему через сеть дилеров. Каждый из них получал свою территорию, вкладывал собственный капитал и имел право реализовывать только продукцию франчайзера. Такое нестандартное решение задачи расширения сбытовой сети было продиктовано нехваткой средств для применения более традиционного варианта.

В 1899 (или 1901) г. франчайзинг начинает применяться компанией «Кока-Кола». Первый её договор был заключён с «Кока-Кола Джорджия». Применение рассматриваемой модели было особенно удобно для компании исходя из специфики её деятельности: франчайзер производил и поставлял сироп, из которого в дальнейшем изготовлялся сам напиток. Такая стратегия позволила снизить затраты на транспортировку, что лишь поспособствовало оглушительному успеху компании в течение столетия.

К 1930-м гг. франчайзинг «захватил» топливную отрасль. Причин тому можно выделить несколько. С одной стороны, это недостаток капиталов для расширения сетей автозаправочных станций на фоне Великой депрессии и последующих лет. С другой, это неспособность крупных компаний гибко регулировать цены в условиях конкуренции с независимыми станциями. Кроме того, некоторые штаты ввели лицензирование станций. И наконец, в соответствии с «Новым курсом» Ф. Рузвельта в условиях доминирования идей Дж. Кейнса начали взыматься федеральный налог на социальное страхование и обязательные выплаты за сверхурочные работы.


До Второй мировой войны возникли и другие франчайзинговые системы, но действительно широкое их распространение произошло с 1950-х гг., усилившись в последующие десятилетия. Этому в наибольшей степени поспособствовал принятый в 1946 г. Закон о товарных знаках. Данный нормативный акт поспособствовал усилению правовой охраны товарных знаков, а в дальнейшем, после многочисленных дополнений, стал основополагающим документом, регулирующим порядок правовой охраны товарных знаков в США. Другой причиной возросшей популярности франчайзинга некоторые исследователи называют автомобилизацию населения и возникновение отраслей, удобных для данной модели.

В 1954–1955 гг. Рэй Крок получил лицензию на открытие новых ресторанов «Макдоналдс» за пределами Калифорнии и Аризоны и начал передавать право на открытие другим лицам[5]. Таким образом, став субфранчайзером, он за небольшой срок расширил сеть ресторанов, накопил достаточно средств и выкупил бизнес у его основателей. Сейчас же «Макдоналдс» представляет собой самую успешную сеть ресторанов быстрого питания и владеет известнейшим товарным знаком. Пример этой и некоторых других компаний («Кентакки Фрайд Чикен», «Пицца-Хат» и др.) полностью изменил всю отрасль и поспособствовал более широкому применению франчайзинга во всей американской экономике в целом. Он стал применяться в таких сферах, как гостиничный бизнес («Хилтон», «Шератон»), консалтинг, розничная торговля и др. Большое распространение получил франчайзинг бизнес-формата, характеризующийся более высоким уровнем взаимодействия сторон.

Уже более полувека модель доказывает свою эффективность. Так, А. М. Годин в своей работе иллюстрирует её надежность статистикой[6]. Выживаемость франчайзи через год составляет 97%, через 5 лет – 92%, а через 10 – 90%. Показатели же компаний, работающих по другим моделям, принципиально иные: 62%, 23% и 18% соответственно.

Уже во время своих первых шагов на своей родине франчайзинг начал применяться и в других странах. Сначала это была Европа, затем он покорил и весь остальной мир. Уже с 1920-х гг. он стал популярен во Франции с появлением сети магазинов «Призюник»[7]. К 2015 г. объём мирового рынка франчайзинга достиг 3,96 трлн. долларов США, а количество франчайзеров достигло 30 тыс[8]. Сейчас по количеству франчайзеров Северная Америка лишь третья. На первые места вышли Азия и Европа. Среди стран с большим отрывом лидирует Китай, имея на рынке более 4500 франчайзеров. Среди европейских рынков особенно выделяются французский – 2004[9], из которых доля домашних компаний составляет около 85 %[10], и испанский ­– 1298[11].


В Россию идеи франчайзинга начали проникать с 1972 г., когда несколько советских предприятий получило возможность производить напитки по рецептуре «Пепсико». Конечно, это нельзя назвать полноценным франчайзингом в смысле права, но суть отношений была сходна с ним. В начале 90-х гг. XX в. можно обнаружить ещё один пример квазифранчайзинга, нашедший применение до законодательного закрепления коммерческой концессии. По договору аренды арендатору передавалось право на использование товарного знака. А. А. Еремин отмечает распространённость подобных договоров в деятельности нефтяных компаний.

А. П. Гарнов называет «Баскин-Роббинс» первой компанией, продавшей франшизу в России в 1993 г[12]. Также он отмечает, что уже в 1993–1994 гг. появились и первые российские франчайзеры. Ими стали компании «Дока-пицца» и «Дока-Хлеб», организовавшие свои сети по принципам производственного франчайзинга. Но в целом, изначально именно крупные зарубежные компании использовали в России франчайзинг и способствовали его популяризации. Хотя уже к концу десятилетия начали регулярно появляться российские компании, работающие, например, в сфере общественного питания под брэндами «Русское бистро», «Ростик’с», «Крошка-картошка», «Теремок».

В начале 90-х годов XX в. в ходе реформ во всех сферах жизни общества законодатель начал разработку главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации[13] (далее – ГК РФ), регулирующей договор коммерческой концессии, полноценно не существовавшее тогда в российской практике явление[14]. В 1996 г. глава, как и вся часть 2 ГК РФ, была принята, в этом же году был заключён первый договор. С каждым годом коммерческая концессия становилась всё более распространённой, что подтверждается данными статистики. Н. А. Ющенко приводит в своём исследовании график изменения численности франчайзи в России с 1990 по 2004 гг. Если в 1990 г. их было 23, в 2001 – 100, то в 2004 – уже 256. К 2015 г. Россия поднялась на 8-е место в мире по числу франчайзинговых сетей. А к январю 2018 г. уже насчитывалось около 900 таких сетей, причём 35% из них были отечественными[15].

В главу 54 ГК РФ изменения вносились нечасто, но они были достаточно существенны. В конце 2006 г. законодатель изменил дефиницию договора коммерческой концессии в части объектов исключительных прав, а также добавил упоминание о применении норм о лицензионном договоре в субсидиарном порядке. В июле 2011 г. произошли изменения, резко усилившие позиции правообладателя по договору: было добавлено несколько возможных обязательств пользователя, оснований одностороннего отказа правообладателя от договора, а право пользователя заключить договор на новый срок было изменено не в его интересах. После этого значительных изменений не происходило.