Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «политическая система» является настолько общепринятым вполитике и политологии, что вроде бы не нуждается ни в каких пояснениях.

Только с этим можно связать тот факт, что монографии по национальным политическим системам и их сравнительному анализу не содержат определенийполитической системы. Можно различать два подхода к этому понятию – общий и системный. В первом случае понятие политической системы включает всебя то, что принимают во внимание отдельные авторы, исходя из конкретногослучая. В зависимости от времени и места оно будет иметь различное содержание, так как значительные компоненты политической системы варьируются соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура) и общественной системы (капитализм, социализм). Системно-теоретический подход позволяет дать более точное определение, так как егопредставители исходят из определенных функций политических систем и, прежде всего, разрабатывают аналитическую схему изучения всего многообразияполитических систем. Первый подход, характеризующийся расплывчатым пониманием политической системы, противопоставляет политическую системудругим феноменам и абстрактным категориям, например, государству, конституции и правительственной системе. По сравнению с политической системойгосударство является гораздо более абстрактной, не так легко дефинируемойкатегорией, имеющей иные, конституирующие его черты (территория, население, монополия на применение силы и т.п.). Государство более долговечно[17].

Понятие политической системы более узкое, ограниченное, в частности, формами господства, типами режима (демократия, диктатура), типами политической системы (президентская, парламентская), отношениями власти (партии,правительство) и формами общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм). Конституция от политической системы отличаетсятем, что институциональные учреждения и положения, лежащие в основе конституции, хотя и имеют значение для политического процесса, но не структурируют его полностью и не охватывают его реально[18].

Понятие конституции относится к юридически нормативному уровню,понятие политической системы – к эмпирико-фактическому. Правительственнаясистема от политической системы отличается тем, что в расчет берутся нетолько политические институты, но и реалии и изменения общественной среды,исследуется взаимодействие между институтами и обществом. Представление отом, что в политической системе существует взаимозависимость между системой институтов и общественно-политическими процессами, приводит к необходимости уточнения понятия политической системы, осуществленного в системной теории. До конца 60-х гг. в западногерманской политологии преобладало понятие правительственной системы (gouvemement). Решительная замена вначале 70-х гг. этой категории на категорию политической системы явилось реакцией ученых и практиков на развитие современных индустриальных обществзападного типа с их многообразными взаимосвязями и возможностями действия, процессами принятия решения и их непредсказуемыми последствиями, атакже на изменение среды под влиянием общества[19].


Категория политическая система находится в центре концептуального фокусаполитической науки; она шире, чем понятие государство, существенно дополняет понятие политическое управление. Представление о системе предполагаетплодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества.

Политическая система характеризуется рядом специфических особенностей:

1. Верховенством политической системы по отношению к другим общественным сферам. Именно с ее помощью осуществляется политическая властьв обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы мобилизация ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществомего руководящие социально-классовые силы.

2. Обусловленностью или зависимостью от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества.

3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как отношения в ее рамках обычно регулируются правовыми и политическими нормами.

Российские (М.Г.Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и зарубежные(Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи используют разные подходык изучению политической системы общества. При структурно-функциональномподходе внимание акцентируется на раскрытии основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов и подсистем. При институциональном политическая система рассматривается прежде всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика. При элитарном подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическимиресурсами, управлением и правовой системой. Наиболее плодотворен к исследованию политической системы общества системный подход, предполагающийвсесторонний анализ этого феномена[20].

Политическая система – это одна из наиболее крупных исложных систем общества, представляющая собой единый целостный организм, в котором взаимодействуют различные социально-политические силы и институты. В общем виде политическая система – это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовыхнорм, посредством которых выявляются потребности и интересы субъектов политических отношений и реализуются политико-властные отношения.


Системный подход к изучению этого механизма был разработан американскими политологами Дэвидом Истоном и Габриэлем Алмондом. Согласно этому подходу, политическая система является саморегулирующейся и саморазвивающейся частью общественной системы. Помимо политической подсистемы, общественная система включает в себя также экономическую, социальную и духовную части. Все они связаны междусобой в некое системное единство, и каждая часть, выполняянеобходимые для существования общества функции, придаетустойчивость обществу. Роль политической подсистемы в том,что она, являясь центром принятия политических решений, реализации политической власти, обеспечивает единство функционирования других подсистем. Остальные части общественнойсистемы служат для политической подсистемы той «окружающей средой», в которой она черпает ресурсы своего влияния,проявляет свое воздействие, получая необходимую информациюдля своего развития.

«Окружающая среда», формируя импульсы, выражающиеинтересы или ожидания людей по отношению к политическойсистеме, также может влиять на политическую систему. Эти импульсы, несущие информацию, могут иметь форму актов поддержки политической системы, что выражается, например, вдобросовестном исполнении воинской повинности, регулярнойуплате налогов, добровольном соблюдении законов и т.п. Импульсы часто имеют форму требований к представителям власти, например, по поводу адекватного распределения заработнойплаты, обеспечения равного доступа к образованию, обеспечения безопасности и контроля, соблюдения норм гласности и демократии и т.п. И, наконец, импульсы общественной среды могут иметь форму протеста против деятельности политическойсистемы, например: голосование на выборах против существующего режима, диссидентство, революция (активный протест),или рост алкоголизма, наркомании, движение гражданского неповиновения (пассивный протест). В то же время политическаясистема имеет и собственные механизмы регуляции. Так, импульсы могут поступать в политическую систему не толькоизвне, но и изнутри самой политической системы, например, отправящей элиты, и не иметь ничего общего с интересами граждан. Таким образом, вход информации в политическую системускладывается из политической социализации и мобилизацииграждан, из анализа их явных и тайных интересов, из политических коммуникаций, объединяющих разные политические силы[21].

Политическая система должна не только реагировать наэти импульсы, которые становятся частью политической системы и влияют на ее функционирование, но и сама политическаясистема должна влиять на «окружающую среду». Это влияние вреальной жизни чаще всего имеет вид властных решений и политических действий государства. Общество получает установленные правила (обычно их разработкой занимаются законодательные органы власти), эти правила применяются в реальнойжизни (за их соблюдением следят исполнительные органы власти), новые нормы формализуются (это сфера деятельностиюридических органов) и пр. Если действия органов политической системы желаемы обществом, то поддержка со стороныобщества увеличивается, а значит, увеличивается стабилизацияполитической системы и, в итоге, – самого общества. Если действия властных органов не соответствуют ожиданиям общества,то общество порождает новые требования, и это может привестик кризису политической системы, а в конечном итоге – к дестабилизации общества. Если кризисы политической системы становятся частым явлением, то значит нужно менять либо политику, либо саму систему. Для того, чтобы этого не произошло,нужно регулировать кризисные явления на ранних стадиях ихпоявления. Очевидно, что в своевременной и неискаженной информации о реакции «окружающей среды» должна быть заинтересована как политическая система, так и общество[22].


Если воздействие из «окружающей среды» слабое, то политическая система не имеет необходимой информации дляпринятия решений, стабилизирующих общество. Если воздействие «окружающей среды» имеет односторонний характер, тополитическая система принимает решения в интересах какого-либо одного слоя общества, что ведет общество к дестабилизации. Но если воздействие общества окажется чрезмерно сильным, то из-за перенасыщения информацией политическая система может принять ошибочное решение. Чтобы такого непроизошло, необходимо учитывать, что внутри политическойсистемы происходит столкновение множества подчас противоположных интересов, и качество политической системы заключается в умении сдерживать разрушающее влияние этих различий на функционирование остальных частей общественного организма, в умении интегрировать их в единое целое[23].

Под структурой политической системы понимается внутреннее устройство непростого механизма реализации политической власти. Из всех элементов политической системы можновыделить следующие подсистемы, каждая из которых относительно автономна, имеет свою собственную внутреннюю структуру и собственную форму внутренней организации:

– институциональная подсистема играет ведущую роль вполитической системе. В нее входят различные общественно-политические институты: государство, политические партии,средства массовой информации, общественные движения, организации и учреждения, принимающие участие в политическойжизни. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству, которое представляет собой главную опору, как политической, так и общественной системы в целом;

– функциональная подсистема представляет собой совокупность ролей и функций, которые выполняются отдельнымисоциально-политическими институтами и их группами, а такжеметоды осуществления политической власти. Эта подсистемаявляется основой политического режима, который обеспечиваетсохранение существующей власти;

– нормативная подсистема включает законы, нормы морали, национальные, исторические, сословные и прочие традиции, которые влияют на формы и направления политической деятельности, регламентируют деятельность политической системы в целом и её структурных элементов;

– коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы,например, между партиями и государством, так и с другими политическими и неполитическими системами, например, междуполитической и экономической системами, между политическойсистемой одной страны и между странами;


– культурно-идеологическая подсистема – это совокупность политических идей, взглядов, на основе которых возникают, формируются, развиваются различные общественно-политические институты. Функционально культурно-идеологическая подсистема решает задачи сохранения и воспроизводства существующей модели общества. Однако именнов этой подсистеме происходит не только подтверждение, но ивидоизменение модели устройства общества. Мир меняется потому, что возникает мысль о необходимости его обновления, чтовоодушевляет политических акторов, и они пытаются воплотитьэту идею в действительности[24].

В реальной жизни главные элементы политической системы и их функции отражены в Конституции[25] и в других законахгосударства, которые регулируют формирование и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных, общественных организаций.

Функции политической системы:

– интеграционная – объединение различных элементовсоциальной структуры общества, преодоление возникающих социальных противоречий и конфликтов, достижение стабильности и устойчивости развития общества;

– регулятивная функция выражается в артикуляции и агрегировании интересов различных социальных групп. Артикуляция интересов – выражение всех имеющихся в обществечастных интересов в виде требований к властям (реализуетсяполитическими партиями, общественными организациями, различными группами давления). Агрегирование интересов – вычленение из всей совокупности интересов тех, которые являютсяобщезначимыми (реализуется общественными и государственными институтами);

– целеполагающая – определение целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития сучетом интересов различных социальных групп и общества вцелом, разработка программ по их достижению;

– организаторская функция предполагает мобилизациюлюдских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его социально-политические силы;

– информационно-коммуникативная функция подразумевает восприятие и реагирование на потоки информации. Спомощью этой функции обеспечивается связь между различными элементами политической системы[26].

В целом можно сделать следующие выводы:

1. Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и других социальных норм совокупность различных институтов (органов государственной власти, общественных движений и организаций, политических партий и т.д.). В рамках данной совокупности происходит политическая жизнь общества и реализуется политическая власть.