Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
2. Политическая система представляет собой целостную, динамическую,интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил,посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властныерешения для данного общества, осуществляется его политическое руководство;являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики,которая организует в определенную совокупность политические отношениямежду ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенныеграницы их деятельность. Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использованиепубличной власти и связи граждан в государстве.
3. Сущность политической системы наиболее ярко выявляется сквозь призму реализуемых функций в обществе. В самом упрощенном виде их можно охарактеризовать как:защита существующей экономической и социальной системы; регулирование хозяйственной деятельности, управление экономикой; консолидация социально-политических сил, регулирование социальных отношений;охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;культурно-воспитательная деятельность; защиту суверенитета, государственных интересов;развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;участие в решении глобальных проблем современности.
3. Место государства в политической системе общества
Государство является неотъемлемой частью политической системы общества, обеспечивающей нормальную деятельность общественных организаций и иных составляющих данной системы. Это выражается впредоставлении гражданам права на объединение в общественные организации исоздании условий для их деятельности, вопределении правового положения такихорганизаций. Государство – политическаяорганизация, осуществляющая управлениеобществом и занимающая центральное место в политической системе как ее важнейший элемент[27].
Развитие гражданского общества, появление самостоятельной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться государству, но и влиять на него, создавая для этогополитические партии и другие общественные организации. Власть перестала бытьмонополией государства. Властные отношения приобрели более сложный характер. Вних стали принимать участие негосударственные организации, включая политические партии.
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность[28].
Государство занимает центральное главенствующее место в политической системе, т.к. оно:
– выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
– является единственным носителем суверенитета;
– обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милиция, служба безопасности);
– обладает, как правило, монополией на правотворчество;
– владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);
– определяет главные направления развития общества[29].
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:
– может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления;
– регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
– может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения[30].
Однако если говорить о ближайшей перспективе, думается, что государство сохраняет свое институциональное положение в международных отношениях, но его развитие в условиях глобализации будет сопровождаться институциональными и статусными уступками (структурам гражданского общества, новым субъектам международных отношений), объем которых определяется процессом адаптации внутренних свойств государства и егоадекватностью изменениям внешней среды. И со временем государство эволюционирует в новую форму политической организации общества, отвечающей конструкции глобального политического порядка.
Вопрос о месте государства в политической системе обычно сводится к выявлениюотличий государственной власти от инойвласти, существующей в обществе. Приэтом выделяют следующие отличительныечерты государства, которое:
– играет важную роль как собственник основных средств производства;
– выступает как организация, принимающая от имени общества обязательные длявсех решения;
– располагает специальным аппаратомуправления и принуждения;
– обладает суверенитетом и единствомзаконодательных, управленческих и контрольных функций[31].
Главное теоретическое содержание вопроса о месте государства в политическойсистеме общества заключается в соотношении государства, общества и личности каксамостоятельных и тесно связанных междусобой ценностей[32].
У нас сегодня преобладает точка зрениялиберальной идеологии, в соответствии с которой личность должна обладать максимальной свободой, что является высшей ценностью, интересы личности должны иметьприоритет перед общественными интересами, а роль государства должна сводитьсяк обслуживанию интересов отдельного человека и общества в целом. Между тем, вопрос о том, что лучше – безусловная подчиненность личности государству или ее полная свобода от него, не имеет однозначного решения.
Личность не является свободной от общества и государства потому, что свободаодного заканчивается там, где начинаетсясвобода другого, что существует государство, в котором один класс угнетает другие. Личность, государство и право не всостоянии изменить объективно сложившееся в обществе в ходе историческогопроцесса соотношение общих и частныхинтересов.
Российская история не позволяет свестироль государства только к обслуживанию интересов общества и человека. Государство вРоссии является деятельным началом. Российское общество и его институты созданыгосударством, а не наоборот. Государство вРоссии традиционно играет ведущую роль висторическом развитии страны.
Для политической системы современного российского общества характерны перекос в распределении властных полномочийв пользу исполнительной власти и соответствующее ограничение полномочий властизаконодательной, слабый контроль со стороны последней за деятельностью органовисполнительной власти, реализацией принимаемых законов.
Распределение власти, взаимоотношения политической системы и общества могут свидетельствовать о наличии в Россииавторитарной системы, характеризующейсясосредоточением власти в едином центре,которым являются президент и администрация главы государства. Сфера деятельностипредставительных органов власти ограничена, но присутствуют разделение властей,многопартийность, передача ряда законодательных и исполнительных полномочий отцентра субъектам Федерации и др.[33].
Недостатком российской политическойсистемы является и то, что она не всегдаадекватно и своевременно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности общества.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному в данной главе можно сделать вывод, что роль и место государства в политической системе общества определяется рядом его признаков и характерных черт, ставящих его в особое положение по отношению к другим субъектам политической системы. Среди всех этих важнейших свойств государства, отдельно можно выделить следующие:
–универсальность (государство является универсальной организацией, объединяющей все общество;
–нет организаций способных создать конкуренцию государству по широте охвата масс) государство обладает монополией на государственное принуждение (лишь оно располагает полицией, армией и другими силовыми структурами), государство создает нормативно-правовую базу для организации и формирования других элементов социально-политической системы государство обладает монопольным правом на сбор налогов, которые служат основой формирования государственного бюджета – главной сметы страны государство обладает безусловным суверенитетом, а также является основополагающим источником реализации политической власти (вокруг государства сосредотачиваются остальные компоненты политической системы общества;
–если политические партии, общественные организации, движения и другие институты представляют позиции и интересы определенных социальных слоев и частей гражданского общества, то именно государство (словно обобщая все интересы и мнения) выражает всеобщий интерес прерогатива власти государства как основной компонент его суверенности (это значит, что государство может запретить, разрешить или приостановить на своей территории деятельность той или иной политической силы и любых иных субъектов политической системы) государство воплощает в себе гармоничное единство управленческих, законодательных, а также контрольных функций в масштабах всей страны.
Таким образом, именно государству принадлежит особое, центральное место в политической системе всего общества. Это место определяется суверенными признаками государства и безусловным верховенством по отношению ко всем другим источникам власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Государство – это территориальная организация общества, путем публичной политической власти, обладающая верховенством на всей территории и независимостью за ее пределами, а также монополией на издание общеобязательных правил поведения и сбора с населения обязательных платежей.
2. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
3. Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и других социальных норм совокупность различных институтов (органов государственной власти, общественных движений и организаций, политических партий и т.д.). В рамках данной совокупности происходит политическая жизнь общества и реализуется политическая власть.
4. Политическая система представляет собой целостную, динамическую,интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил,посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властныерешения для данного общества, осуществляется его политическое руководство;являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики,которая организует в определенную совокупность политические отношениямежду ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенныеграницы их деятельность. Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использованиепубличной власти и связи граждан в государстве.
5. Сущность политической системы наиболее ярко выявляется сквозь призму реализуемых функций в обществе. В самом упрощенном виде их можно охарактеризовать как:защита существующей экономической и социальной системы; регулирование хозяйственной деятельности, управление экономикой; консолидация социально-политических сил, регулирование социальных отношений;охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;культурно-воспитательная деятельность; защиту суверенитета, государственных интересов;развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;участие в решении глобальных проблем современности.
6. Роль и место государства в политической системе общества определяется рядом его признаков и характерных черт, ставящих его в особое положение по отношению к другим субъектам политической системы. Среди всех этих важнейших свойств государства, отдельно можно выделить следующие: универсальность (государство является универсальной организацией, объединяющей все общество; нет организаций способных создать конкуренцию государству по широте охвата масс) государство обладает монополией на государственное принуждение (лишь оно располагает полицией, армией и другими силовыми структурами), государство создает нормативно-правовую базу для организации и формирования других элементов социально-политической системы государство обладает монопольным правом на сбор налогов, которые служат основой формирования государственного бюджета – главной сметы страны государство обладает безусловным суверенитетом, а также является основополагающим источником реализации политической власти (вокруг государства сосредотачиваются остальные компоненты политической системы общества; если политические партии, общественные организации, движения и другие институты представляют позиции и интересы определенных социальных слоев и частей гражданского общества, то именно государство (словно обобщая все интересы и мнения) выражает всеобщий интерес прерогатива власти государства как основной компонент его суверенности (это значит, что государство может запретить, разрешить или приостановить на своей территории деятельность той или иной политической силы и любых иных субъектов политической системы) государство воплощает в себе гармоничное единство управленческих, законодательных, а также контрольных функций в масштабах всей страны.