Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Волкова Полина Александровна

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна
Задание 1. Выполните сравнительный анализ методической работы и методической деятельности учителя начальных классов. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Критерии для сравнения

Методическая работа

Методическая деятельность

Цель

 Повышение профессионального уровня конкретного специалиста

 Обслуживание практики обучения.

Объект

 Образовательная система специалиста

 Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося.

Предмет

 Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения

 Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности (с учётом специфики конкретного предмета)

Методы

 Пассивные: лекции, семинары. Педагогические чтения, конференции.

Активные: моделирование, имитационные, неимитационные, игровые и т. п.

 Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью

Функции

 – анализ учебно-воспитательного процесса — обобщение опыта

– информационная (обогащение знаниями) — конструктивная – организационная

 аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Результат

 Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий

 Средства обучения: методически переработанный, отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д.


 

Задание 2. О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.

Найдите определения понятия «методическая деятельность» у вышеперечисленных авторов и других педагогов (по выбору), раскрывающие специфику методической деятельности учителя начальных классов (не менее 6-ти определений). Заполните таблицу:

Автор определения

Определение понятия «методическая деятельность»

 Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров

 И.В. Никишина

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта

Н.В. Немова

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, целостная система, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства коллектива, это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения

Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая

Методическая работа – воспринимается как контрольная, внешняя по отношению к его деятельности по обучению, наряду с внешним требованием к педагогу заниматься исследовательской деятельностью, разработкой и апробацией новых программ, методик, технологий и тд.

Л.Н. Горбунова

Методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик

С.Ж. Гончарова

Методическая деятельность – обязанность преподавателя, направленная на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины

Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко


Сделайте вывод:

1. Сравните определения разных авторов и выделите сущностные характеристики понятия «методическая деятельность». Перечислите их.

  1. В определении методической деятельности авторы И.В. Никишина, Н.В. Немова, Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова и Г.П. Скамницкая главной характеристикой понятия выявляют: процесс развития кадров, их повышение квалификации и мастерства.

  2. Автор Л.Н. Горбунова определяет методическую деятельность как контрольная деятельность.

  3. Автор С.Ж. Гончарова определяет методическую деятельность как специфический тип, который направлен на методики обучения.

  4. Авторы Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко определяют методическую деятельность как обязанность преподавателя совершенствования преподавания.

2. В чем заключается специфика методической деятельности в начальной школе?

 Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею.

Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.)

Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей, и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в ОО.

Методическая деятельность – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.


Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности — значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами {результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.


Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин

Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?

Результаты работы оформите в таблице:

Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО

Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения

 Психологическое сопротивление к изменениям

 Вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО.

Переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования (или его отсутствие)

Сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе

Низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС)

Организация работы по повышению уровня правовых знаний.

синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС

организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП

недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности

Диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом

сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Тематические встречи, консультации, корректировка действий

сложности в организации внеурочной деятельности

отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности

слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства

неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников

организовать работу по мониторингу формирования УУД, организация накопительной системы оценки