Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Задание 4. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса начального общего образования – одно из важнейших звеньев системы управления образовательным учреждением.

Следовательно, процесс оценивания результатов труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.

Методическая деятельность учителей также подвергается рейтинговой оценке.

Исходя из знания направлений и содержания методической деятельности учителя начальных классов, разработайте систему рейтинговой оценки методической деятельности учителя начальных классов.

Основные направления методической работы:

· организационно-методическое,

· учебно-методическое,

· научно-методическое,

· методическая учеба.

Оформите работу в виде таблицы:

Направления методической работы учителя начальных классов

Критерии и показатели эффективности методической деятельности учителя начальных классов

Максимальный балл

 организационно-методическое

 

 Работа в методическом объединении;

Выступления на конференциях, семинарах и тд.;

разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ


 6

учебно-методическое

Совершенствование педагогической деятельности;

Проведение совместных уроков с учителями средней школы;

Использование ИКТ;

Проведение внеклассных мероприятий;

6

научно-методическое

Учитель-победитель, призер, участник профессиональных конкурсов и соревнований;

Выступления на конференциях, семинарах и тд.;

6

методическая учеба

Повышение квалификации;

участие на конференциях, семинарах и тд.;

наличие и выполнение плана самообразования

6













Рекомендации:

В качестве критериев и показателей эффективности методической деятельности учителя начальных классов можно использовать следующие виды работы учителя:


·          наличие и выполнение плана самообразования;

·          внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

·          подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

·          посещения и анализ открытых мероприятий коллег;

·          участие в работе методических объединений, педагогического совета;

·          участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

·           выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

·          публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

·          рецензирование методических разработок;

·          участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

·          подготовка воспитанников к конкурсам;

·          разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;

·          руководство кружком;

·          курсовая подготовка, стажировка;

·          участие в региональных, всероссийских, международных программах и т.п.

Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.

Познакомьтесь с видами методической продукции.

Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.

Изучите методы анализа методической продукции.

Результаты работы оформите в таблице:

Виды методической продукции

Требования к качеству методической продукции

Методы анализа методической продукции

 информационно-методическая

содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет)

изложение сведений, подлежащие распространению;

анализ передового педагогического опыта;

применение инновационных педагогических технологии и т.д.

организационно-методическая

предлагаетуказывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел

инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа

прикладная

представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции

сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции

Научно-методическая

создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания

Тезис, статья

Учебная (образовательная продукция)

Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода

Учебники, учебное пособие,


 

Задание 6. Выберите любой вид методической продукции из указанных Вами в предыдущем задании, анализ которого Вы хотели бы выполнить.

Из методов изучения методической продукции выберите наиболее простой, удобный и доступный для применения педагогом, по Вашему мнению, метод.

Проведите анализ выбранной Вами методической продукции этим методом по предложенному плану:

Учебная (образовательная продукция). Учебник

План анализа методической продукции:

1. Актуальность работы.

Образовательная продукция для учащихся и педагогов

2. Научная достоверность содержания.

Содержание имеет научную достоверность

3. Доступность языка и качество стиля.

Имеет доступный язык и стилевое содержание

4. Оригинальность преподнесения материала.

Материал преподносится согласно требованиям ФГОС НОО

5. Логичность изложения материала.

Содержит логичность изложения и последовательность

6. Практическая значимость содержания.

Имеет практическую значимость для учащихся и педагогов. Согласно учебнику, учащийся выполняет задания.

7. Широта использования данных материалов.

Учебники используются образовательных учреждениях

8. Соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, которой данное пособие адресовано.

Каждый учебник составляется под определенную категорию учащихся

9. Возможность широкого распространения.

Учебники используются образовательных учреждениях

Задание 7.Заполните таблицу. Приведите в соответствие указанным в таблице направлениям работы методического объединения учителей начальных классов ее содержание.

Направления работы методического объединения учителей начальных классов

Содержание методической работы в данном направлении

Аналитическая деятельность

 Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников ОУ;

Создание базы данных о педагогических работниках ОУ (с методической точки зрения);

Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.


Информационная деятельность

 Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической и тд.);

Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

Ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инноваций деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

Информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

Создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

Консультационная деятельность

 Организация консультационной работы для педагогических работников ОУ по вопросам методики преподавания и воспитания;

Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Организационно-методическая деятельность

 Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в меж аттестационный и межкурсовой периоды;

Прогнозирование, планирование о организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

Организация работы методических объединений педагогических работников ОУ;

Организация взаимодействия с методическими объединениями других ОУ;

Участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов ОУ, элективных курсов для предпрофильной подготовки;

Участие в разработке программы развития ОУ;

Организация методического сопровождения профильного обучения в ОУ;

Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

Помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

Подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников ОУ;

Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующим подразделениями органов управления образованием и учреждением дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.



 Задание 9. Проанализируйте содержание ФГОС НОО и ООП НОО.

Ответьте на вопросы:

1. Какие нормативные документы   определяет изменения в ФГОС НОО?

К нормативным документам, определяющим изменения в ФГОС НОО, относятся

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 года № 000

2.Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 01.01.2001 г. № 000)

3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо от 01.01.01 г. N 03-296)

4. Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 01.01.2001 г. № 000)

2. Что представляет собой ФГОС НОО?

ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

3. Какие требования включает в себя ФГОС НОО?

ФГОС НОО включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

4. Каков нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП  НОО)?

4 года

5. Какой подход лежит в основе ФГОС НОО?

Системно-деятельностный

6. На становление каких личностных характеристик выпускника начальной школы ориентирован ФГОС НОО?

Это характеристики, отвечающие требованиям информационного общества, инновациям экономики, задачам построения общества на основе толерантности, духовно – нравственного развития.


Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

7. Требования к каким результатам обучающихся, освоивших ООП НОО, устанавливает ФГОС НОО?

Результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

8. Что должно учитываться при итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов?

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением

9. Что является предметом  итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО?

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

10. Перечислите составляющие итоговой оценки.

Результаты промежуточной аттестации, Результаты итоговой аттестации.

11. Какие результаты не подлежат итоговой оценке качества освоения ООП НОО?

Ценностные ориентации обучающихся, Индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.