Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса(История развития нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты нотариальной деятельности
1.1 История развития нотариальной деятельности
1.2 Сущность понятий «нотариат» и «нотариальная деятельность» в Российской Федерации
1.3 К вопросу о нотариальной деятельности в Российской Федерации
2.1 Правовые аспекты государственного контроля над нотариальной деятельностью
ВВЕДЕНИЕ
Оценивая место и значение нотариата на современном этапе общественного развития, важно отметить, что нотариат является действенным элементом правозащитной системы государства. Данную правозащитную функцию нотариата подтверждает положение статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой нотариат в России призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации».
Основы законодательства РФ о нотариате, другие законодательные акты РФ и ее субъектов, Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий, Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов устанавливают правила совершения нотариальных действий, составляющих компетенцию нотариата. Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов только в том случае, если они совершаются в строгом соответствии с установленными законом правилами. Полноценная реализация функций нотариата невозможна без построения четкого регламента проверки исполнения нотариусами своих обязанностей, строгого и неуклонного соблюдения ими закона и в то же время обеспечения независимости нотариуса.
Периодически рассматриваемые Государственной Думой РФ проекты ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» не только подтверждают усиливающееся внимание к вопросу регулирования деятельности нотариата, но и обусловливают необходимость совершенствования этого института. Согласно готовящимся изменениям, нотариус будет оказывать комплексную правовую помощь лицам, осуществляя сбор, проверку документов, создание нотариального акта, что обусловит повышение уровня имущественных гарантий безопасности нотариальной деятельности, а также усилит контроль со стороны нотариальных палат [1].
Предметом курсовой работы является нотариальная деятельность и контроль за ее осуществлением.
Объектом выбранной курсовой работы являются нотариусы, их права и обязанности. Объект изученной работы играет важнейшую роль и имеет множество своих особенностей.
Целями курсовой работы являются оказать, что из себя представляет нотариальная деятельность и контроль за ней в современной России, какова ее история и развитие.
В первой главе рассматривается сама история развития нотариальной деятельности и ее основные понятия.
Во второй главе подробным образом рассмотрен сам нотариальная деятельность в современном мире и работа нотариусов, их функции и задачи, а также контроль за ними.
Задачами курсовой работы являются:
- Раскрыть понятие нотариальной деятельности.
- Показать историю становление российской нотариальной деятельности.
- Раскрыть задачи и функции контроля за нотариальной деятельностью.
- Изучить современные технологии, применяемые в нотариальной деятельности сегодня.
Для изучения данной курсовой работы использовалось: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, научную литературу.
Глава 1. Теоретические аспекты нотариальной деятельности
1.1 История развития нотариальной деятельности
По мере укрепления российской государственности и развития торгового-экономического оборота наблюдается усиление правительственного надзора за законным совершением различных нотариальных действий, имеющих большое значение для обеспечения законности и порядка в гражданском обороте.
Заботами Петра I устанавливаются новые формы совершения частных актов и сделок, вводится гербовая бумага, значительно увеличиваются актовые пошлины. Крепостной порядок становится обязательным почти для всех видов частно-правовых актов.
8 января 1706 г. был учрежден Приказ крепостных дел, в полномочия которого входило ведение всего дела по совершению крепостей и назначению на должности крепостных дел подьячих – писцов и надсмотрщиков. Позже функции приказа перешли к Расправной канцелярии при Сенате, а затем – к Юстиц-коллегии.
Образованные при воеводских канцеляриях крепостные конторы ведут книги «по записи заемных писем, взятых в кредит товаров и записи других крепостных бумаг» [3, с. 18].
Бурное развитие внутренней и внешней торговли, особо поощряемое Петром I, стало причиной внесения определенных изменений в структуру нотариальной деятельности. Назрела необходимость в учреждении особой категории лиц, которая удостоверяла бы сделки на торгах, чтобы избежать споров и недоразумений при совершении коммерческих операций. Для оформления торговых сделок в крупных городах были учреждены публичные нотариусы и маклеры, которые назначались из купеческого сословия. Регламент Главного Магистрата 1721 г. так определял права и обязанности маклера: «…Никакие договоры в торгах без оных не утверждаются, и для того журнал или вседневная записка такую силу имеет, как протокол в суде… и какие торги или векселя через такого человека заключаются, те надежны от всякого обмана». Маклеры должны быть «люди добрые, опытные во всех торгах и вексельных переводах искусные и не должны быть безграмотны» [2]. Они приводились к присяге и получали особое жалование, ассигновавшееся им купечеством.
Облегчение формы заключения купеческих сделок было вызвано экономической необходимостью обеспечения быстроты обращения ценностей в торговле.
Дальнейшие серьезные изменения в нотариальной деятельности произошли в период царствования Екатерины II. Именно при ней осуществляется децентрализация нотариальных учреждений и упрощается порядок заключения гражданско-правовых сделок.
Крепостной порядок стал обязательным только для актов об отчуждении недвижимого имущества и крепостных людей, и его осуществление было возложено на суды.
С принятием в 1775 г. Учреждения для управления губерний Всероссийской империи, для оформления всевозможных документов и актов частных лиц образовывались крепостные отделы (экспедиции) при соответствующих судебных органах: на уровне губерний – при палатах гражданского суда и при судах уездных – на местах. Они состояли из крепостных писцов и надсмотрщиков, которым было поручено составление письменных актов.
К XIX в. сложились определенные требования к совершению сделок, предъявляемые в крепостных отделениях. Продавец должен был представить доказательство своей личности и принадлежности ему отчуждаемого имущества.
Кроме того, устанавливалось наличие запрещений на совершение купчей. Суду предписывалось также удостовериться «в нахождении сторон в здравом уме и твердой памяти», в отсутствии принуждения при заключении договора. Затем писцом составлялся текст сделки при свидетелях.
После одобрения совершения акта судебной палатой и уплаты всех крепостных и канцелярских пошлин, гербового и других сборов акт вносился надсмотрщиком в крепостную книгу дословно и выдавался сторонам под расписку. С этого момента крепостной акт приобретал силу документа, являющегося неоспоримым доказательством в суде.
Многочисленные крепостные книги хранились в архивах уездных судов не только наряду с другими судебными актами, но и с делами прочих уездных и городских присутственных мест, которые нередко обращались за различными справками в уездные суды.
Организацией архивов и выписыванием справок занимались архивариусы, которые получали содержание «только из сумм уездных судов и при том весьма ограниченное».
В такой ситуации трудно было обеспечить должный порядок в осуществлении нотариальных действий и контроль за законностью оформления частно-правовых актов. Дореформенные судебные учреждения славились различного рода злоупотреблениями.
Низкое жалование и недостаток средств на содержание судебных мест, выделяемых правительством, чиновники старались компенсировать незаконными поборами, которыми, прежде всего, облагались просители крепостных экспедиций.
Как писал И.В. Гессен, «Где крепостная часть дает большие доходы чиновникам, там материальные средства в исправности …где по местным обстоятельствам доходы крепостных экспедиций не так значительны, там и палата не имеет возможности поддерживать себя» [11, с. 272].
От произвола канцелярских служащих зависело, совершить ли сделку одним днем или растянуть на год.
За определенное «вознаграждение» в крепостном отделении могли оформить продажу несуществующего имения или повторную продажу одного и того же имущества, скрыть запрещение или выдать залоговое свидетельство по оценке в несколько раз больше действительной стоимости.
Осознавая необходимость развития самостоятельной нотариальной деятельности, Екатерина II и ее преемники расширили сферу полномочий публичных нотариусов и маклеров, передав им право юридического закрепления торговых соглашений, контрактов, долговых и других обязательств и оказания посреднических услуг представителям городских сословий. С их помощью осуществлялся более упрощенный явочный порядок оформления сделок.
Непосредственный контроль за ведением нотариальных и маклерских книг осуществляли городовые магистраты. За своевременным получением казной денег, собираемых за засвидетельствование разного рода актов, должны были зорко следить уездные казначейства.
Согласно утвержденному мнению Государственного Совета от 2 февраля 1838 г. маклеры и нотариусы на содержание и канцелярские расходы оставляли 25% суммы, собранной ими с освидетельствования сделок, остальные деньги перечисляли в установленные сроки в доход города под угрозой штрафной ответственности.
Этим же актом устанавливалось: «Если при свидетельстве книги или впоследствии будет открыто, что в Думу или Казначейство отосланы были не все следующие деньги сполна, то неоплаченная сумма немедленно взыскивается с удержавших оную; виновные в умышленной утайке денег предаются суду, а сделавшие сие лишь по ошибке или упущению подвергаются штрафу вдвое против тех сумм» [13, с. 25].
С 1866 г., после упразднения магистратов и ратуш, выдача, засвидетельствование книг маклеров и нотариусов, хранение книг биржевых маклеров, «утверждение и определение маклеров» перешло в ведение городских дум.
А лежащие на магистратах и ратушах обязанности по совершению и засвидетельствованию актов, по выдаче крепостей на построенные мореходные суда и залоговых свидетельств, по принятию предъявленных к взысканию закладных и заемных писем, выданных купцами и мещанами, были возложены на уездные суды.
Неопределенность правового положения маклеров и нотариусов, а также сложность и запутанность крепостного порядка в связи со свойственными дореформенным судам злоупотреблениями и волокитой делали настоятельной необходимостью реформу нотариальной деятельности.
1.2 Сущность понятий «нотариат» и «нотариальная деятельность» в Российской Федерации
Понятия «нотариат» и «нотариальная деятельность» довольно часто используются законодателем, но, к сожалению, нормативного определения они так и не получили. Анализ юридической литературы свидетельствует о наличии разнообразных точек зрения относительно термина «нотариат».
Согласно первой точке зрения нотариат рассматривают как систему уполномоченных государством органов [12, с. 55]. Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) [18, с. 35] указывает, что в систему органов нотариата входят нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), а также лица, для которых нотариальная деятельность является дополнительной функцией: глава местной администрации поселения или муниципального района либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, и должностные лица консульских учреждений.
Некоторые ученые, придерживающиеся данной точки зрения, расширяют понятие нотариата, включая в него также органы юстиции [13, с. 122]. Считаем такое понимание неверным, ведь органы юстиции осуществляют контрольные функции и не входят в систему органов нотариата.
Согласно второй точке зрения нотариат представляет собой систему нотариальных действий. При этом акцентируется внимание на способе осуществления нотариальной деятельности, но за пределами понятия остаются субъекты нотариальной деятельности.
Приведенные нами точки зрения - наиболее распространенные, но далеко не единственные. Например, нотариат рассматривают как институт гражданского общества, как особый правозащитный институт [16, с. 37].