Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса(История развития нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с российской доктриной основные субъективные, организационные и содержательные аспекты определения института нотариата состоят в следующем: большинство представителей правовой науки под нотариатом понимают систему должностных лиц, на которую возлагается удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и иные.

Может быть названо не меньше сторонников причисления нотариата к органам государственного управления [3, c. 160]. Например, Метелев С.Е., Храмцов К.В. указывают, что нотариат должен быть представлен в виде «системы органов юстиции, профессиональных объединений нотариусов, должностных лиц и частнопрактикующих нотариусов, которые осуществляют в соответствии с законом внесудебную охрану прав и законных интересов субъектов права путем совершения от имени Российской Федерации нотариальных действий, направленных на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав» [5, c. 22 - 23]. Представляется, что приведенное понимание нотариата является весьма расширительным, которая включает в систему как «органы юстиции», так и «должностных лиц», совершающих нотариальные действия.

Доктринальное определение нотариата выражается зачастую посредством института гражданского общества; такая позиция аргументируется тем, что нотариат организационно не может входить в систему органов государственной власти. Между тем, можно встретить в литературе тезис о допущении включения нотариусов одновременно и в систему правоохранительных органов государства, и в систему органов гражданского общества [4, c. 70 - 75].

Ввиду действия института гражданского общества исключительно от имени и в интересах частных, негосударственных лиц, т.е. отсутствия возможности действовать от имени государства, приведенные доктринальные позиции (как первая, так и вторая позиции) представляются нам неверными.

По нашему мнению, наряду с защитой прав в судебном и административном порядке следует выделять альтернативную защиту прав. Представляется, что одним из институтов такой защиты в российском правопорядке является нотариат. Альтернативность выражается в том, что данный вид защиты осуществляется не государственными органами, а институтом преимущественно внегосударственного характера, и основными методами защиты являются не столько восстановление и признание нарушенного (оспоренного) права, сколько предупреждение нарушения прав путем обеспечения их беспрепятственной реализации.


Представляется, что преимущество нотариальной формы защиты перед судебной и административной формами заключается в оригинальности способов правовой защиты, выражающихся в совершении определенных нотариальных действий, которые направлены на минимизацию риска и возможных потерь от участия в гражданском обороте, что обуславливает превентивный характер нотариальной защиты (предупредительный (превентивный) характер нотариальной деятельности будет раскрыт во втором параграфе настоящей главы). Как следствие нотариальная защита представляется альтернативной судебной и административной защите, потому как реализуется негосударственной структурой, а дальнейшее обращение к государственным юрисдикционным органам нивелируется обращением к нотариусу.

Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена Глава VII Основ. Контроль за деятельностью нотариата является необходимым элементом его функционирования. Именно всесторонний контроль позволяет выявить ошибки на практике и проблемы функционирования организации нотариата во всех ее звеньях: от нотариуса до нотариальной палаты.

В зависимости от предмета контроль за деятельностью нотариусов подразделяется на два вида:

- контроль по существу нотариальной функции (за совершением нотариальных действий);

- контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

В зависимости от субъекта, контроль может быть:

- судебным (осуществляемый судебными органами);

- государственным (осуществляемый органами юстиции);

- внутренним (осуществляемый нотариальной палатой) и т.д.

Судебный контроль за совершением нотариальных действий является, пожалуй, основной формой контроля.

Как отказ в совершении нотариального действия, так и неправильность этого действия по существу может быть обжалована в судебном порядке (ст.33 Основ).

Закон не делает каких-либо исключений для отдельных нотариальных действий - все они обжалуются в порядке особого производства.

Как отмечает, Аргунов В.Н., обусловлено это правоохранительной природой функции нотариуса. В действиях нотариуса нет ни административного принуждения, ни государственно-властных управленческих полномочий, хотя он и является должностным лицом. Поэтому контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства.


Наряду с судебным контролем большое значение имеет и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. За нотариусами работающими в государственных нотариальных конторах, контроль осуществляют органы юстиции (и здесь имеется богатый опыт), а за нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Ряд исследователей говорит о недостатках такого механизма контроля за деятельностью нотариусов и нотариальных палат. В частности, к ним следует отнести отсутствие правового механизма осуществления государственного контроля за деятельностью нотариусов и нотариальных палат, разрешения возникающих споров между органами юстиции и нотариальными палатами, а также частичное смешение их функций.

Согласно ч. 2 ст. 34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, причем первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не раньше чем через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Как показывает практика применения Основ, контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, их профессиональных обязанностей является одним из самых слабых мест нового закона. Законом не определяются формы и методы такого контроля, поэтому он нуждается в детализации и совершенствовании. Данное обстоятельство было отмечено при обсуждении готовящихся изменений в законодательстве о нотариате. На данный момент на местах контролирующие органы (управления юстиции и нотариальные палаты) руководствуются разработанными ими рекомендациями.

Отсутствие в законодательстве эффективных механизмов разрешения возникающих споров между органами юстиции и нотариальными палатами подчас приводит к тому, что некоторые вопросы, отнесенные к совместному ведению, не разрешаются, поскольку стороны никак не могут прийти к согласию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-I) // в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ (Официальный интернетпортал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, № 0001201607040165)
  2. Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 (ред. от 21.12.2016) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства».
  3. Аргунов В.В. Проверка правильности совершенного нотариального действия и проект ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности» // Нотариус. - 2015. - № 2. – С. 39-55.
  4. Балаян Г.К. Некоторые аспекты конституционных основ и видов государственного контроля // Конституционное и муниципальное право. -2015. - № 3. - С. 13-17.
  5. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник. – М.: Юстицинформ, 2016. - С. 440.
  6. Вергасова Р.И. Нотариат в России : учебное пособие. – М. : Юринфо. -2014. – 674 с.
  7. Гессен И.В. Судебная реформа // Судебная реформа в прошлом и настоящем. - 2017. - № 11. - С. 27-29.
  8. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России : монография. - М. : Приоритет, 2015. - 352 c.
  9. Гражданский процесс : Учебник / Под ред М.К. Треушникова. - М. : Юрист, 2014. – 524 с.
  10. Дубинский А.М. Налоговые органы России : теория и практика финансового контроля: монография. - М. : КОНТРАКТ, 2014. – 187с.
  11. Еронина М.А. Процессуально-правовая характеристика налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. - 2016. - № 2. - С. 34-40.
  12. Косенко Д.В. Нотариальные действия как правовой институт: проблемы определения и содержания // Нотариальный вестник. - 2015. - № 4. - С. 6 – 11.
  13. Крашенинников П.В. Настольная книга нотариуса. Учебно методическое пособие в 2 - х томах. - М. : Юрист, 2017. – 113 с.
  14. Михеева Л.Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи. - М. : Статут, 2014. – 329с.
  15. Настольная книга нотариуса Организация нотариального дела : в 4 т. / под ред. И.Г. Медведева. - М. : Статут, 2015. – 594 с
  16. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации : Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. – М. : Юстицинформ, 2016.– 480 с.
  17. Родина С.В. Нотариат : от истоков к современности. - М. : Юрист, 2016. - 240 с.
  18. Романовская О.В. Организация нотариата в России. - М. : Издательство ПРИОР, 2015. - 256 с.
  19. Филиппова О.В. Нотариат России в механизме защиты прав граждан // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 10. - С. 23-31.
  20. Хамидуллина А.А. О природе и функциях нотариата // Гражданин и право. - 2015. - № 1. - С. 70-75.
  21. Храмцов К.В. Нотариат и реализация наследственных прав : учебное пособие. – Омск : Издатель Васильев В.В., 2016. - 199 c.
  22. Черемных Г.Г. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. - 2017. - № 1. - С. 3-10.
  23. Черемных И.Г. Российский нотариат : прошлое, настоящее, будущее. - М. : Приоритет, 2014. - 240 c.
  24. Юдина А.Б. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462 - 1 (постатейный). - М. : Юрист, 2017. – 66 с.