Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса(История развития нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты нотариальной деятельности
1.1 История развития нотариальной деятельности
1.2 Сущность понятий «нотариат» и «нотариальная деятельность» в Российской Федерации
1.3 К вопросу о нотариальной деятельности в Российской Федерации
2.1 Правовые аспекты государственного контроля над нотариальной деятельностью
В результате проверки исполнения нотариусом Правил нотариального делопроизводства комиссия в итоговой справке указывает замечания о нарушениях, выявленных в ходе проверки, выносит предложения, также комиссией могут быть особо выделены положительные моменты, которые могут быть рекомендованы другим нотариусам [2].
Например, в ходе такой проверки могут быть выявлены нарушения, касающиеся ведения нотариусом реестра регистрации нотариальных действий, оформления им наследственных дел, ведения журналов регистрации корреспонденции. Нотариусу может быть выделен срок для исправления ошибок, по истечении которого он должен отчитаться о проделанной работе.
Результаты проверки профессиональной деятельности нотариуса рассматриваются нотариальной палатой субъекта, и если выявленные в ходе проверки нарушения, допущенные нотариусом, будут признаны дисциплинарными проступками в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, то нотариус может быть привлечен палатой к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или строгого выговора [3].
Исключительно на нотариальные палаты субъектов возлагается контроль исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей. Такие проверки проводятся с той же регулярностью, что и проверки исполнения Правил нотариального делопроизводства, поэтому их целесообразно производить одновременно.
Для определения порядка контроля организации работы нотариуса, нотариальные палаты субъектов самостоятельно разрабатывают и утверждают соответствующие локальные нормативно-правовые акты, как правило, в форме специального положения. В состав проверяющих, согласно локально-нормативным актам нотариальной палаты, могут входить как действующие частнопрактикующие нотариусы, так и, например, работники аппарата палаты. Палата может установить особые требования к проверяющим – например, наличие определенного стажа работы в должности нотариуса [4].
Основными задачами проведения проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусами являются, помимо собственно контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, также и содействие нотариусам в развитии их профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня нотариусов путем обобщения практики, выявление и устранение причин, порождающих нарушения. Такие проверки также могут быть плановыми или внеплановыми, если например, плановая проверка выявила нарушения и необходим дополнительный контроль. Законодательство устанавливает только периодичность и необходимость плановых проверок.
При осуществлении контроля профессиональной деятельности могут проверяться не только документы, но и то, например, насколько своевременно и полно нотариус уплачивает членские взносы в палату, как дисциплинированно он вносит в Единую информационную систему нотариата сведения о совершенных им действиях, соответствует ли помещение его конторы установленным требованиям на предмет пожарной безопасности, организован ли доступ в контору для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оформлены ли трудовые договора с работниками нотариуса надлежащим образом, своевременно ли им застрахованы риски профессиональной деятельности и так далее [4].
Особо отметим, что законность совершенных нотариальных действий, по мнению большинства членов нотариального сообщества, предметом проверки, проводимой нотариальной палатой субъекта, являться не может. Дать свою оценку законности уже совершенного нотариального действия вправе только суд в соответствии с гл. 37 ГПК РФ [1, с. 100].
Нарушения, выявленные в ходе проверки работы нотариуса, могут обсуждаться с нотариусом, перед тем, как быть задокументированными в справке. Затем справка выносится на рассмотрение в нотариальную палату субъекта. Если в ходе проведения проверки будут выявлены нарушения, которые Кодекс профессиональной этики нотариусов квалифицирует как дисциплинарные проступки, то нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Несмотря на то, что контроль исполнения профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты субъектов, палаты не наделены правом обязать нотариуса совершить то или иное нотариальное действие, либо отказать в его совершении.
Нотариус независим в своей деятельности и руководствуется только законом и иными нормативно-правовыми актами. Исходя из анализа соответствующих норм законодательства и содержания документов, представленных лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, нотариус самостоятельно принимает решение о совершении нотариального действия или об отказе в его совершении. Правовую оценку действиям нотариуса вправе дать только суд.
В отличие от мер, применяемых территориальным органом юстиции к должностным лицам местного самоуправления, наделенным правом совершения нотариальных действий и допустивших нарушение, выявленное при проверке, в виде предписания или представления о прекращении полномочий по совершению нотариальных действий, меры такого рода не могут быть применены к частнопрактикующим нотариусам. Сложить полномочия нотариус, занимающийся частной практикой, и не достигший семидесятипятилетнего возраста может либо по собственному желанию, либо на основании решения суда в ряде случаев, установленных законодательством.
В целом уровень организации и эффективность контроля за нотариальной деятельностью неуклонно повышаются, в частности, благодаря совершенствованию информационной инфраструктуры нотариата.
2.2 Новейшие технологии в нотариальной деятельности
На сегодняшний день, одним из главных направлений эволюции и развития общественных отношений в Российской Федерации является стремление их субъектов к массовому применению и использованию современных информационных технологий для обмена информацией и перехода на электронный документооборот.
В своей практической деятельности нотариус выступает в качестве гаранта обеспечения и защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота- физических и юридических лиц, за счет чего он часто является неотъемлемым участником гражданских правоотношений. Нотариат в своей работе преследует главную цель- обеспечение юридической безопасности частноправовых отношений при помощи самых различных правовых и технических средств, в том числе используя современные информационные технологии.
Применение новых информационных технологий в практической деятельности нотариусов дало возможность обеспечить дополнительные правовые гарантии при заключении договоров, оформление которых требует обязательного нотариального удостоверения, увеличить защищенность, точность и достоверность юридически значимой информации, соответственно, при регистрации сделок с недвижимостью, при оформлении наследства, а также при гарантировании прав и законных интересов залогодателей и залогодержателей движимого имущества.
В свете последних законодательных изменений, в соответствии с ч. 1 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате, теперь нотариусы получили право совершать нотариальные действия в том числе путем изготовления электронных нотариальных документов [1]. Так, уже сейчас физические и юридические лица имеют возможность оформить у нотариуса документы не только на бумажном носителе, но и равнозначные им по юридической силе документы на электронном носителе.
Как отмечается в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации полный переход к регистрации действий, подлежащих нотариальному удостоверению, в электронной форме всеми без исключения нотариусами должен произойти не позднее 1 января 2018 года [2].
Стоит отметить, что нотариус может оказывать услуги по переводу уже имеющихся документов с бумажного носителя в электронный вид, а также наоборот.
Однако не могут быть переведены в электронный вид, например, документы, удостоверяющие личность гражданина, документы, подтверждающие заключение договора в простой письменной форме, не подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Значение возможности создания электронной версии документа, обладающей равнозначной юридической силой, связано с обеспечением быстроты передачи важной информации на дальние расстояния и развитием технических и информационных технологий.
Как отмечает Е.А. Борисова, «первым серьезным шагом на пути к информатизации нотариальной деятельности стало подключение в 2010 году всех нотариусов России к Единой информационной системе нотариата России, содержащей в то время только справочно-аналитическую информацию, и последовавшее за этим постепенное обеспечение всех нотариусов Российской Федерации усиленными квалифицированными электронными подписями» [3, с. 440].
На сегодняшний день Единая информационная система нотариата содержит в себе три реестра, ведение которых осуществляется в электронном виде: реестр уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (или реестр уведомлений о залоге движимого имущества), реестр нотариальных действий, а также реестр наследственных дел. Нельзя не отметить и о том, что с 1 июля 2017 года планируется ввести в действие реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью.
Также Единая информационная система нотариата помимо реестров включает в себя и сведения справочно- аналитического характера, которые связаны напрямую с функционированием нотариата и профессиональной деятельностью нотариусов.
Так, в состав таких сведений включаются данные о нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, сведения о нотариальных архивах, о бланках для совершения нотариальных действий, данные о нотариусах, занимающихся частной практикой и иная информация, в том числе и статистического характера.
Правлением Федеральной нотариальной палаты в январе 2015 года была утверждена Концепция развития Единой информационной системы нотариата России, в которой были обозначены главные этапы построения и дальнейшего развития информационного ресурса. Согласно Концепции можно обозначить цели Единой информационной системы нотариата в Российской Федерации:
Предоставление гражданам и организациям юридически значимых, информационных сервисов, а также информации о нотариальной деятельности;
Выполнение публичных полномочий и функций Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов России;
Обеспечение технической возможности информационного взаимодействия и электронного документооборота в профессиональной деятельности нотариусов, её информационное обеспечение;
Развитие системы статистического наблюдения и анализа эффективности нотариальной деятельности;
Совершенствование порядка, способов и механизмов получения, формирования, хранения, обработки, предоставления и использования информации в деятельности нотариусов;
Обеспечение достоверности и целостности нотариальных электронных документов, а также сведений, находящихся в единой информационной системе, включая записи о совершённых нотариальных действиях.
Единая информационная система нотариата России действует, непосредственно взаимодействуя со смежными информационными сервисами, такими как Единый государственный реестр недвижимости, информационными системами Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы, системой Центрального каталога кредитных историй Центрального Банка России и т.д.
Вносить данные в Единую информационную систему нотариата Российской Федерации имеют право нотариусы России, нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, а также Федеральная нотариальная палата. Однако извлекать данные из реестров и иных сервисов уже имеют право и участники гражданского оборота- физические лица и организации при получении конкретных сведений (к примеру, информации об отмене доверенности, данных из реестра уведомлений о залоге движимого имущества при покупке автомобиля), которые находятся в открытом доступе в сети «Интернет».
Таким образом, постоянное целенаправленное развитие алгоритмов работы и содержания разделов Единой информационной системы нотариата России позволит в конечном итоге осуществить переход на электронное делопроизводство в нотариальной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Защита прав граждан и организаций является высшей ценностью и одной из главных целей любого государства. На протяжении последних лет спорным является вопросом о том, можно ли считать деятельность нотариата правоохранительной и правозащитной. Отметим, что нотариат призван защищать права и интересы физических и юридических лиц; нотариус является независимым субъектом, не заинтересованным лицом в совершении нотариальных действий – по заявлениям обратившихся граждан и организаций совершает необходимые нотариальные действия от имени Российской Федерации, посредством консультаций разъясняет положения законодательства и т.д. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [1] (далее – Основы о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации [2], конституциями (уставами) субъектов РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.