Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса(История развития нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее – Проект) в отличие от Основ предусматривает статью, в которой закреплено исследуемое нами понятие. Объединив ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Проекта, можно получить логичное определение нотариата как профессионального сообщества нотариусов, выполняющего публично-правовые функции и не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

По нашему мнению, нотариат следует определять как систему уполномоченных органов, осуществляющих публично-правовую деятельность в сфере бесспорной юрисдикции путем совершения нотариальных действий от имени государства с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Понятие «нотариальная деятельность» имеет исключительно научное содержание. Так, О. В. Филиппова считает, что это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства [8, с. 26]. В литературе также встречаются необоснованно широкие определения нотариальной деятельности. Так, Г. Г. Черемных указывает, что она включает в себя всю организацию нотариусом нотариального дела: приобретение помещения под нотариальную контору, необходимых технических средств, наем сотрудников и др. [9, с. 4]. В данном случае автор смешивает нотариальную правовую деятельность с иными видами деятельности: организационной, материально-технической.

Считаем, что нотариальную деятельность можно определить как урегулированную нормами права публичную, профессиональную, непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных специально уполномоченных лиц, осуществляемую путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации с целью охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, очевидна необходимость законодательного закрепления системных понятий нотариата и нотариальной деятельности.

1.3 К вопросу о нотариальной деятельности в Российской Федерации

Анализ некоторых проблем правового регулировании правил совершения нотариальных действий позволяет предложить возможные пути разрешения юридических коллизий.


Основы законодательства о нотариате, применяя термин «нотариальное действие», не раскрывают его понятия. В проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» под нотариальным действием понимается совокупность действий, совершение которых необходимо и достаточно для подготовки, удостоверения и выдачи или засвидетельствования нотариального акта». Позиция разработчиков законопроекта представляется весьма обоснованной, поскольку в практике нередко возникают ситуации, когда закон предусматривает нотариальное действие, порядок совершения которого законодательно не закреплен [2]. Однако для полного разрешения этой юридической неопределенности стоит обратиться к доктрине. В науке под нотариальным действием понимается, во - первых, содержание процедуры нотариальной деятельности (динамическое понятие нотариального действия) и, во - вторых, результат нотариального производства, как юридический факт (статическое понятие нотариального действия) [4]. Более правильным нотариальное действие будет пониматься с учетом объединения этих понятий, что позволяет отличать его от других действий.

Наделяя нотариуса полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ, государство наделило нотариуса и определенными правами. В 15 статье Основ закреплено право нотариусов истребовать документы и сведения (в т.ч. содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий. Однако положения статьи не корреспондирует с обязанностью граждан, должностных лиц или органов по предоставлению сведений, необходимых для совершения нотариальных действий. Указанное делает рассматриваемые положения Основ декларативными. Представляется, что на сегодняшний день отсутствуют препятствия для внесения в действующее законодательство положения, закрепляющего обязанность физических, юридических лиц, а также должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять по требованию нотариуса необходимые сведения и документы, связанные с совершением нотариального действия, предусмотрев в том числе и ответственность за уклонение от такой обязанности.

В качестве необходимого условия для совершения нотариальных действий Основы закрепляют обязанность нотариуса на первоначальной стадии возбуждения нотариального производства выяснить дееспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия. Однако действующее законодательство не только не предусматривает механизмы для ее установления, но и не закрепляет правовых оснований выполнения ряда необходимых для этого действий. У нотариуса нет законных оснований делать запросы в медицинские учреждения, обращаться за помощью к специалистам - психиатрам, поскольку указанные сведения являются врачебной тайной [5]. Вместе с тем, одним из принципов нотариальной деятельности является соблюдение нотариальной тайны, что сильно отличает ее от деятельности других органов бесспорной гражданской юрисдикции. Полагаем, что такое право не противоречит закону, а потому может быть официально закреплено.


Согласно Основам, в случае возникновения у нотариуса сомнений, в психическом здоровье обратившегося к нему лица, он вправе отложить совершение нотариального действия и направить в суд запрос о том, был ли данный гражданин лишен (ограничен) дееспособности, но реализовать данное право на практике проблематично [7, с. 55].

Заявление о признании гражданина недееспособным рассматривается в суде по месту жительства лица. В случае, если гражданин помещен в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, заявление будет рассмотрено по месту нахождения этого учреждения. В последующем гражданин может неоднократно поменять место жительства, о чем он не обязан сообщать нотариусу. Из чего следует, что решение суда о признании гражданина недееспособным может быть вынесено любым судом РФ. В качестве решения данной проблемы представляется необходимым создание электронной БД, позволяющей нотариусу проверить гражданина на предмет нахождения его на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах, лечебных учреждениях, обращениях в поликлинику на момент совершения нотариального действия, для выяснения психофизического состояния лица, обратившегося за совершением нотариального действия.

Это приобретает особое значение в свете увеличения использования в нотариальной деятельности электронных технологий. Так, на сегодняшний день, заинтересованное в совершении нотариального действия лицо может обратиться к нотариусу в электронной форме. Такое обращение должно быть подписано квалифицированной ЭЦП.

Важным пробелом действующего законодательства является отсутствие фиксации совершения нотариального действия путем протоколирования и ведения аудио - и видеозаписи, что обусловлено необходимостью фиксации тех обстоятельств, которые невозможно отразить в тексте самого нотариального акта. Следует отметить, что в случае оспаривания совершенного нотариального действия в суде указанные средства могут служить доказательствами по делу. Для этого необходимо законодательное регулирование порядка составления протоколов нотариальных действий и процедуры ведения аудио - и видеозаписи, а также определение случаев, при которых необходимо ведение протокола (аудио - и видеозаписи), правил их ведения, формы и содержания.

Одной из важных гарантий осуществления нотариальной деятельности является предоставленное нотариусу право отказа в совершении нотариального действия. Нотариус наделен полномочиями по совершению нотариальных действий от имени государства, в связи с чем нотариус не вправе отказать гражданам, при отсутствии на то законных оснований. Анализ статьи 48 Основ, которая устанавливает общие основания отказа в совершении нотариального действия, позволяет сделать вывод, что основания к отказу сформулированы не совсем корректно, что может приводить к ошибкам в правоприменительной деятельности нотариусов. Во избежание неправомерных отказов в совершении нотариальных действий, законодателю необходимо более четко сформулировать перечень оснований для отказа в совершении нотариальных действий.


Анализ текущего законодательства и проектов федеральных законов, направленных на регулирование нотариата, как особого и независимого правозащитного института, позволяет отметить, что положения действующих законов не в полной мере отвечают современным социально - экономическим реалиям, а потому нуждаются в скорейшей доработке и изменениях.

Глава 2. Анализ нотариальной деятельности и контроля за ней в Российской Федерации на современном этапе

2.1 Правовые аспекты государственного контроля над нотариальной деятельностью

В соответствии с законодательством в Российской Федерации правом совершения нотариальных действий наделены государственные или частнопрактикующие нотариусы, а если в каком-либо поселении должности нотариуса не имеется, то некоторые нотариальные действия вправе совершать глава местной администрации поселения, либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления [10, с. 33].

Закон различает несколько видов контроля над нотариальной деятельностью.

В частности, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате отдельно выделяют судебный контроль над совершением нотариальных действий, когда в судебном порядке обжалуются неправильное совершение нотариального действия, или отказ в его совершении.

Так, в соответствии со Статьей 49 Основ, заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в его совершении, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой. Суд же может привлечь нотариуса или должностное лицо к административной или уголовной ответственности [5, c. 84].

Основы также устанавливают, что налоговые органы контролируют соблюдение нотариусами налогового законодательства.

Теми же Основами с 1 января 2015 года на территориальные органы юстиции возложены обязанность и право проведения проверок совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления. Для проведения проверки должны иметься основания, например информация, поступившая тем или иным путем в территориальный орган юстиции об имевшем место нарушении законодательства при совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления. Порядок осуществления такого контроля был утвержден приказом Минюста России №13 от 22.01.2016 года. Ранее, даже при наличии информации об имевших место нарушениях, практически не представлялось возможным осуществлять контроль. Проверки могут быть выездными и (или) документарными.


Проверка проводится должностным лицом территориального органа юстиции.

В ходе проверки могут быть проверены: соблюдение требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия, организация работы по совершению нотариальных действий, исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления Правил нотариального делопроизводства, соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

Среди наиболее распространенных ошибок можно перечислить такие, как несоблюдение нотариальной тайны, так как должностному лицу, уполномоченному на совершение нотариального действия, не всегда предоставляется отдельный кабинет; совершение нотариальных действий в отношении лиц, не зарегистрированных в данном населенном пункте; выдача доверенностей от имени гражданина без его подписи (по всей видимости, в его отсутствие); проставление удостоверительной надписи, не соответствующей установленным требованиям [6].

После проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе как направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий, так и вынести предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации, и даже внести главе муниципального образования представление о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий [1].

Нотариусы также в своей деятельности придерживаются Правил нотариального делопроизводства, устанавливающих единый порядок работы с нотариальными документами.

Правилами нотариального делопроизводства на территориальные органы юстиции совместно с нотариальными палатами субъектов возлагается контроль их соблюдения нотариусами, занимающимися частной практикой и устанавливается порядок такого контроля. В целях осуществления контроля территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой субъекта назначаются и проводятся проверки, которые могут быть плановыми, внеплановыми или повторными. Комиссия, осуществляющая такую проверку, состоит как из должностных лиц (лица) территориального органа юстиции, так и из представителей нотариальной палаты (действующих частнопрактикующих нотариусов).

Плановые проверки соблюдения нотариусами Правил нотариального производства проводятся один раз в четыре года по заранее утвержденному графику. В ходе такой проверки могут быть выборочно проверены любые подлежащие проверке документы нотариуса за предшествующий проверке период. Такие проверки бывают выездными и проводятся в конторе нотариуса. Внеплановые проверки производятся на основании конкретных фактов. Повторные проверки выявляют, устранил ли нотариус нарушения, выявленные плановой проверкой, и не допустил ли новых нарушений за прошедший с момента плановой проверки период.