Файл: Безопасность туризмапод общей редакцией дра юрид наук Е. Л. Писаревского.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
риальным и духовным ценностям общества, безопасности государства последствиями проявления угроз безопасности.
Формы обеспечения безопасности туризма — внешне выраженные и юри- дически оформленные действия Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, национальной туристской администрации, региональных туристских администраций и иных субъектов государственной власти, а также их должностных лиц, осуществляемые в пределах их компетенции в целях обеспечения безопасности туризма и вызывающие определенные организацион- но-правовые и финансовые последствия для граждан и организаций.
К формам обеспечения безопасности туризма также относятся формы реализации правовых норм безопасности туризма, в том числе различ- ные виды фактического правомерного поведения граждан и юридиче- ских лиц, связанного с соблюдением, исполнением, использованием и применением ими требований, стандартов, нормативов и правил обеспечения безопасности туризма
Показатели (индикаторы) безопасности туризма — актуализированные количественные и качественные данные, которые свидетельствуют о состоянии защищенности сферы туризма, об отдельных факторах и условиях ее надежного существования и устойчивого развития, а так- же об уровне достижения сферой туризма стратегических националь- ных приоритетов.
Критерии безопасности туризма — основа сопоставления показателей
(индикаторов), их соподчиненность, признак, согласно которому про- водится обобщенная оценка состояния безопасности туризма, а также результативности административной политики в данной области.
Меры обеспечения безопасности туризма — это гарантированный государ- ственно-принудительным механизмом и применяемый при наличии установленных в нормативных правовых актах оснований комплекс реакций системы безопасности туризма, который направлен на предот- вращение и (или) отражение угроз безопасности, ликвидацию послед- ствий их проявления, а также иные действия субъектов сферы туриз- ма, направленные на создание условий для надежного существования и устойчивого развития сферы туризма.
Национальные интересы Российской Федерации в данной сфере — это сово- купность объективных потребностей личности, общества и государ- ства, связанных с надежным существованием и устойчивым развитием сферы туризма.
Надежное существование — это свойство сферы туризма в процессе своего функционирования сохранять внутреннюю структуру, целостность, а также обеспечивать стабильность и эффективность связей управле- ния в соответствии с функциональным назначением сферы туризма.


ВВедение
Глобальной тенденцией ХХI в. является возрастание роли и значения туризма для личности, общества и государства. Туристские поездки (путе- шествия) в современном мире — это неотъемлемая часть жизни человека, связанная с реализацией его права на отдых и досуг, свободы передвиже- ния, права на доступ к культурным ценностям, а также иных общепризнан- ных прав и свобод человека и гражданина. Наряду с этим туризм выполняет важные социально-экономические, культурно-экологические, международ- ные и иные функции.
На этом фоне увеличивается и количество внутренних и внешних угроз безопасности, которые становятся все более разрушительными и менее предсказуемыми. Опасности природного и техногенного харак- тера, включая чрезвычайные экологические ситуации, непрерывно сопро- вождают туристов во время их путешествий. Активно проявляют себя и другие виды опасностей, как например, несчастные случаи, дорожно- транспортные происшествия (ДТП), авиационные происшествия, случаи причи нения вреда жизни, здоровью и имуществу туристов в результате недостатков услуг.
Сфера туризма Российской Федерации, как и мировая система туриз- ма в целом, все чаще становится объектом посягательств со стороны нацио- нальной и международной организованной преступности, в том числе в целях хищения имущества туристов, совершения насильственных дей- ствий в отношении их, осуществления террористической и экстремистской деятельности. Риски, связанные со стремительным распространением эпи- демий опасных заболеваний, также являются серьезной проблемой, как для
Российской Федерации, так и других государств. Это позволяет говорить о безопасности туризма как об одном из элементов национальной безопас- ности Российской Федерации.
Следует отметить, что безопасность и туризм как явления связаны между собой и дополняют друг друга. Туризм, с одной стороны, нуждается в безопасности. Сеульская декларация «Мир и туризм», принятая Все- мирной туристской организацией 27 сентября 2001 г., констатировала, что безопасность и защита туристов должны стать приоритетом в каждой из стран — членов Всемирной туристской организации. Любые террори- стические акты или нападения, похищения людей и угрозы, направленные против туристов или работников туристской индустрии, а также предна- меренное разрушение туристских объектов и объектов культурно-истори-


12
ческого наследия должны преследоваться в соответствии с национальным законодательством каждой страны
1
С другой стороны, межкультурные связи и личные дружеские отно- шения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором обеспечения международной (глобальной) безопасности, спо- собствуют созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между наро- дами нашей планеты
2
. В этом плане туризм представляет собой движущую силу международного процветания и соблюдения основополагающих прав и свобод человека и гражданина.
Как отмечалось в Докладе Генерального секретаря Всемирной турист- ской организации, перед туризмом стоят две масштабные задачи: первая связана с текущим моментом, т.е. обеспечением безопасности путешествий и преодолением кризисов; вторая задача вписывается в более долгосрочную перспективу, а именно, касается выбора пути развития туризма, способно- го снизить его уязвимость, повысить устойчивость и обратить на пользу наиболее бедным местным сообществам
3
. Вкладом туризма в обеспечение человеческой безопасности является также содействие социально-эконо- мическому развитию государств и территорий.
Ни одна страна не добьется устойчивого развития без обеспечения безопасности в разумных пределах; но и безопасность остается недостижи- мой в мире, в котором чувство безнадежности усугубляется неприемлемым разрывом в уровнях развития. Эта сложная взаимозависимость между без- опасностью и развитием должна определять подход к вкладу туризма, который может оказаться решающим, в создание богатства, в борьбу про- тив бедности и в обеспечение долговременного развития.
Важнейшей особенностью обеспечения безопасности туризма в совре- менном мире является ответственное управление туризмом, основанное на концепции устойчивого развития и связанное с необходимостью отчет- ливого видения перемен и тенденций в определенной неопределенности будущего.
Туристская индустрия и правительства должны научиться действовать в условиях неопределенности, в том числе управлять кризисными ситуаци- ями, а также разумно использовать средства массовой информации в пери- од трудностей. В основе действий правительств и туристской индустрии должна лежать солидарность между государствами — членами Всемирной туристской организации, которые постепенно приходят к пониманию того,
1
См.: Сеульская декларация «Мир и туризм». Официальный сайт Всемирной туристской организации ООН. URL: http://www.unwto.org
2
См.: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Хельсинки, 1 августа 1975 г. // Ведомости ВС СССР. 1980. № 34. Ст. 690.
3
См.: Доклад на 16 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской органи- зации. Дакар (Сенегал) 28 ноября — 2 декабря 2005 г. Официальный сайт Всемирной туристской организации ООН. URL: http://www.unwto.org


13
что в кризисных ситуациях они перестают быть конкурентами и становятся партнерами
1
В этих условиях реализация комплекса мер по обеспечению нацио- нальной безопасности является насущной потребностью личности, обще- ства и государства, постоянным приоритетом внутренней и внешней политики Российской Федерации, а также императивом ее развития на долгосрочную перспективу. Представляется необходимым формирова- ние эффективных механизмов защиты прав и законных интересов тури- стов, организация оказания качественных, безопасных и доступных услуг индустрии туризма при одновременном всемерном содействии гражданам в реализации их прав и свобод при совершении путешествий (далее — пра- ва в сфере туризма). Ключевыми моментами также являются: обеспечение общественной и государственной безопасности, охрана окружающей среды, защита сферы туризма от воздействия природных, техногенных и социаль- ных угроз безопасности, в том числе от административных правонаруше- ний, противоправных посягательств со стороны организованной преступ- ности, международного и этнического терроризма.
Следует отметить, что вопросам изучения актуальных проблем обес- печения безопасности в современной науке с каждым годом уделяется все большее внимание. По теме безопасности выпущено немало статей, моно- графий, научно-практических комментариев. Данные исследования содер- жат авторские определения понятий «безопасность» и ее отдельных видов, а также иные теоретические аспекты обеспечения безопасности личности, общества и государства
2
В результате развития исследований проблем безопасности в научной литературе все чаще поднимается вопрос о формировании «науки о без- опасности» (С.В. Степашин), а также «науки о безопасности человека»
(А.А. Тер-Акопов). По мнению С.В. Степашина, в науке о безопасности
«должны быть отражены мировоззренческие, общеметодологические принципы всеобъемлющей безопасности (философия безопасности); соот- ношение социально-экономических и политических условий, влияющих на обеспечение безопасности (социология безопасности); правовое регу- лирование вопросов обеспечения безопасности; использование методов математического моделирования для создания моделей всеобъемлющей безопасности и ряд других проблем»
3 1
См. там же: URL: http://www.unwto.org
2
См.: Щедрин Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности. — Красноярск,
1999; Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: учеб. посо- бие. — М., 2003; Правовая основа обеспечения национальной безопасности / под ред.
А.В. Опалева. — М., 2004, Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: научно-практическое пособие. — М., 2005; Тер­Акопова А.А. Безопасность человека. Со- циальные и правовые основы. — М., 2005.
3
См.: Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Рос- сийской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1994. С. 39–40.


14
В то же время в трудах некоторых ученых и экспертов довольно кри- тически оценивается как существующее состояние правового регулирова- ния в области обеспечения безопасности, так и уровень научных исследо- ваний в данной области. По их мнению, законодательная база в области нацио нальной безопасности Российской Федерации носит фрагментарный характер, порождая локальные и разрозненные массивы правовых норм, что говорит об отсутствии целостного представления о том, что же пред- ставляет собой понятие «национальная безопасность»
1
, а доминирующая в России теория безопасности по своей сути основана на психологическом и социологическом подходах. Начиная с 1990-х годов, выработка понятий- ного аппарата данной частной теории происходила в отрыве от имеющихся на эту тему достижений юридической науки
2
Отмечается также, что в отечественной науке пока отсутствует целост- ность и системность в исследовании проблем национальной безопасности.
Внутриведомственная ориентированность научных разработок, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой — является причиной фрагмен- тарности и разрозненности научных исследований в данной сфере
3
Справедливости ради необходимо отметить, что указанные замечания появились еще до принятия в 2009–2010 годах Стратегии национальной безопасности и Закона о безопасности, которые сняли ряд дискуссионных вопросов, но вместе с тем и поставили новые задачи перед юридической наукой и практикой.
Вопросы обеспечения безопасности туризма также нашли свое отра- жение в научной и учебной литературе
4
. Однако, несмотря на это, остро
1
См.: Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проб- лем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.
2
См. например, Карнаухов С.С. «Интересы или ценности»: основная пробле- ма исследований безопасности как государственно-правового феномена // История госу дарства и права. 2009. № 7. См. также: Общая теория национальной безопасности: учебник. — М., 2002. С. 21–37. Основные определения национальной безопасности, выработанные российскими учеными, подробно анализируются в работах: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / под ред. проф.
А.В. Опалева. — М., 2004. С. 11–29; Хасанов У.А. Региональная безопасность и нацио- нальные интересы (Цент рально-Азиатский регион). — М., 2004. С. 78–88; Шуберт Т.Э.
Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты: Сравнительно- правовое исследование. — М.: Право и закон, 2001. С. 5–14.
3
См.: Аналитические материалы Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации «Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе». URL: http://www.council.gov.ru/print/inf_sl/bulletin/item/32/
index.html .
4
См.: Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — М.,
2002; Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме: учебно-методическое посо- бие. — СПб., 2005; Гаранин Н.И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприим- стве. —М., 2005; Биржаков М.Б. и др. Экономическая безопасность туристской отрас-