Файл: Курсовая работа на тему Грейдеры 00. 00. 00. 10. Пз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок-11 Грейдер-террасник Д-241 (1950)

Грейдер среднего класса Д-241 отличался от грейдера Д-20А меньшими размерами, меньшей длиной ножа (3000 мм вместо 3660 мм), отсутствием механизмов для наклона передних колес и для перемещения рамы по задней оси, а также возможностью демонтажа передней оси и установки передней части рамы грейдера на сцепное устройство трактора СХТЗ-НАТИ. Последнее позволяло применять грейдер для устройства террас на косогорах и в горной местности.



Рисунок-12 Прицепной грейдер ДЗ-6 70-е годы ( Ранее назывался Грейдер среднего класса Д-241)

Грейдер ДЗ-6 на вид кажется очень архаичным, и это неудивительно - эта машина выпускалась с 1950-х (тогда она называлась ещё Д-241, по старой системе индексации дорожной техники), а в основе лежит ещё довоенная конструкция. На раме сохранилась табличка, из которой можно узнать, что этот грейдер был произведён заводом "Октябрьская кузница", находящемся в украинском городе Коростене. Год выпуска, увы, нечитаем, известно только, что это 1970-е.


Автогредера в СССР в послевоенные годы

При всех усилиях промышленности, дорожная отрасль в этот период испытывала острый недостаток в автогрейдерах. На тот момент выпускались преимущественно малоэффективные прицепные грейдеры. В V пятилетке (первая половина 50-к годов) заводы Минстройдормаша изготовили 10124 прицепных грейдера и только 1628 автогрейдеров. По намеченному плану уже в 1956 году должно было быть произведено 1500 автогрейдеров, то есть почти столько же, сколько за все предыдущее пятилетие.

К сожалению, автогрейдеры, освоенные в первые после военные годы, не в полной мере отвечали существующим на тот момент требованиям. Чтобы как-то привести к единой системе зарождающееся производство машин нового типа, ВНИИ-Стройдормаш разработал типаж, согласно которому в СССР должны были выпускаться три вида автогрейдеров с двигателями мощностью 50,100 и 150 л.с. Подготовленные проекты предусматривали, что автогрейдеры будут иметь до 10 видов сменного оборудования. Важной особенностью было то, что их объединяла широкая унификация трансмиссии, механизмов привода и управления.

ДЗ-6 относится к среднему классу прицепных грейдеров, в качестве тягачей использовались тракторы ДТ-54 и ДТ-75. Все приводы рабочих механизмов на грейдере механические, никакой гидравлики. Два больших "штурвала" сзади служили для подъёма-опускания ножа, поворот ножа осуществлялся с помощью ещё одного колеса, похожего на рулевое и стоявшего сверху на раме, на грейдере-памятнике оно отсутствует, остался только кронштейн. Сиденье оператора тоже отсутствует, зато сохранился механизм изменения угла наклона задних колёс, расположенный над задней осью.


ДЗ-6 мог поставляться заводом и с металлическими колёсами, как на этом экземпляре, и с пневматическими (по особому заказу). Грейдер, обутый в резину, конечно, шёл мягче, но появлялся риск повреждения шин, особенно если работа шла на каменистых грунтах. Старенькие ДЗ-6, отличавшиеся простотой и надёжностью конструкции, до сих пор можно встретить в работе в сельской местности.



Рисунок-13 Автогрейдер В-1 (1949)

В 1949 г. началось серийное производство легких автогрейдеров В-1 в Центральной ремонтной мастерской Ушосдора Эстонской ССР (г. Пайда). В конструкции автогрейдера двигатель, коробка передач и мосты были использованы от автомобиля ГАЗ-ММ. Механизм управления подъемом-опусканием ножа осуществлялся гидравлически, вращение ножа в горизонтальной плоскости, изменение угла резания, рулевое управление и вынос ножа в сторону производились вручную. Длина ножа 3050 мм, высота 380 мм, боковой сдвиг ножа 320 мм, масса машины 3170 кг.



Рисунок-14 Автогрейдер Д-144 (1949)

В 1949 г. Челябинский завод дорожных машин им. Д. В. Колю- щенко изготовил первые автогрейдеры Д-144, которые оснащались отвалом с ножом длиной 3660 мм и кирковщиком с 11 зубьями. Отвал мог поворачиваться в горизонтальной плоскости на 360°, в вертикальной плоскости на 72°, боковой вынос ножа составлял 380... 760 мм. На автогрейдере был установлен двигатель КДМ-46 мощностью 93 л. с., сцепление от трактора С-80 и 8-ступенчатая механическая коробка передач с демультипликатором, от которой крутящий момент передавался на главную передачу, балансиры и ведущие колеса задних осей. Привод всех механизмов управления рабочим оборудованием, кроме механизма изменения угла резанья, осуществлялся механически от двигателя через независимый отбор мощности, специальный конический редуктор и коробку управления, расположенную на площадке водителя. С 1955 г. производство автогрейдеров Д-144 началось на вновь построенном Орловском заводе дорожных машин.




Рисунок-15 Автогрейдер Д-196 (1950)

В 1950 г. Брянский завод дорожных машин освоил производство легких автогрейдеров Д-196. У этого автогрейдера двигатель КД-35 мощностью 37 л. с. и силовая передача были расположены перпендикулярно направлению движения машины. 6-ступенчатая механическая коробка передач обеспечивала рабочие скорости движения 3...5 км/ч и транспортные до 28 км/ч. Ведущими колесами были задние. Автогрейдер комплектовался ножом длиной 3 м. Угол поворота ножа в горизонтальной плоскости составлял 360°, в вертикальной - до 70°. Боковой сдвиг ножа в направляющих достигал до 700 мм. Автогрейдер комплектовался кирковщиком с 9 зубьями.



Рисунок-16 Автогрейдер Д-265 (1952)

В 1952 г. Брянский завод начал производство 3-осных легких автогрейдеров Д-265 с механическим управлением рабочими органами. Автогрейдер комплектовался двигателем Д-54 мощностью 54 л. с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Нож длиной 3040 мм поворачивался в плане на 28...90° и в вертикальной плоскости для срезания откосов - до 80°. Боковой сдвиг в обе стороны составлял 400 мм. Автогрейдер комплектовался 7-зубым кирковщиком, бульдозерным и снегоочистительным отвалами. В 1958 г. в производственной программе Брянского завода его сменил аналогичный автогрейдер Д-465, оснащенный упрощенной 6-ступенчатой коробкой передач у которой шестерни отбора мощности одновременно являлись шестернями заднего хода и большим дорожным просветом за счет балансиров другой формы. У автогрейдера Д-465 нож в плане поворачивался на 360°, но уже не имел бокового выноса. Кабина оснащалась зависимым жидкостным отопителем.



Рисунок-17 Автогрейдер В-10 (1955)

В 1955 г. на заводе в г. Пайде (Эстония) освоили выпуск легких автогрейдеров В-10 у которых агрегаты трансмиссии были заимствованы от трактора ДТ-54 и автомобиля ЗИС-150. Крутящий момент от двигателя Д-54 передавался задним колесам через муфту сцепления, карданный вал, коробку передач ДТ-54, мультипликатор, карданный вал, задний мост ЗИС-150 и бортовые редукторы. Управление рабочими органами и наклоном колес было гидравлическое, осуществлялось из кабины водителя. Рулевое управление - механическое, с помощью рулевого механизма автомобиля ЗИС-150. В 1962 г. Пайдеский завод дорожных машин перешел на выпуск автогрейдеров Д-512, которые от В-10 отличались длиной и высотой отвала, а также возможностью поворота отвала в плане на 360°. На автогрейдере был установлен двигатель СМД-14 мощностью 75 л. с. и 6-ступенчатая реверсивная коробка передач.




Рисунок-18 Автогрейдер Д-426 (1957)

Автогрейдер среднего класса Д-426 выпускавшийся с 1957 г. Орловским заводом дорожных машин, отличался наличием двух ведущих мостов со всеми управляемыми и ведущими колесами и гидравлическим управлением рабочими органами. Двигатель ЯМЗ- 204А со сцеплением и 5-ступенчатой коробкой передач был установлен за кабиной. Крутящий момент от коробки передач передавался карданными валами на одноступенчатую раздаточную коробку и далее на ведущие мосты. Полуоси мостов были разгруженного типа, цапфы колес поворачивались в обе стороны на угол 30°, механизм наклона колес отсутствовал. Наличие управляемых задних колес позволяло смещать передний мост в сторону от оси машины, чем достигалась боковая устойчивость. На автогрейдере были установлены ножи плоского профиля, а отвал, поворотный круг и тяговая рамы были унифицированы с автогрейдером Д-144. Управление всеми рабочими и вспомогательными операциями, а также рулевое управление было гидравлическим. Подъем и опускание левой и правой сторон отвала независимое, осуществлялось двумя гидроцилиндрами, установленными с каждой стороны основной рамы. Двухместная кабина обогревалась выхлопными газами.

Как видно из Типажа, в отечественном производстве существовала брешь по 150-сильным автогрейдерам. В 1955 году началось проектирование, а c 1959 года - серийное освоение новой машины. Чтобы ускорить и приблизить разработку проекта к производству, в августе 1956 года проектирование было сосредоточено на Челябинском заводе. В Челябинск прибыли конструкторы из ВНИИСтройдормаша, его Ленинградского филиала, Брянского и Орловского заводов дорожных машин. В работе участвовали около 100 человек, 26 декабря 1957 года первый автогрейдер тяжелого типа Д-395 отправился на всемирную выставку в Брюссель. Оценка новой машины превзошла все ожидания - Большая золотая медаль! Появление советского автогрейдера на столь авторитетной выставке явилось полной неожиданностью для ведущих зарубежных фирм, вдруг обнаруживших для себя серьезного конкурента.

В 1957 г. Завод им. Д.В. Колющенко начал выпуск тяжелых автогрейдеров Д-395 со всеми ведущими колесами, предназначенных для строительства дорог в тяжелых условиях. В 1957 г. на Всемирной выставке в Брюсселе этот автогрейдер был удостоен

Большой золотой медали и Диплома. На машине были установлены шины 16.00-24 с регулируемым давлением, обеспечивающие машине хорошее сцепление с почвой и высокую проходимость на переувлажненных грунтах. Лонжероны и поперечная труба задней части рамы одновременно являлись ресиверами для пневмосистемы. На машине был установлен двигатель У2Д6 мощностью 150 л. с., сцепление, механическая 4-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатый ходо- уменьшитель, раздаточная коробка, от которой карданными валами крутящий момент передавался на три ведущих моста с конической главной передачей и цилиндрическими бортовыми редукторами с внутренним зацеплением шестерен. Рулевое управление было оснащено пневматическим сервоусилителем. Управление
рабочими органами осуществлялось механически, посредством коробки управления, кулачковые муфты которой включались при помощи пневмоцилиндров. Сменным оборудованием являлись кирковщик, бульдозерный или снегоочистительный отвалы.



Рисунок-19 Автогрейдер Д-395 (1957)

В середине 1950-х гг. Коростенский завод дорожных машин «Октябрьская кузница» освоил выпуск прицепных грейдеров Д-20Б и Д- 241, ранее выпускавшихся Брянским заводом, в середине 60-х перешел на выпуск грейдеров Д-20БМ и Д-241А, а с 1976 г. - грейдеров ДЗ-58 (Д-700) с гидравлическим управлением рабочими органами , которые были предназначены для работы в сцепе с гид- рофицированными тракторами Т-100МГП и К-700А. Грейдер ДЗ-58 оснащался ножом длиной 3616 мм и высотой 500 мм. Конструкция грейдера была унифицирована с механическими моделями.


Рисунок-20 Прицепной грейдер ДЗ-58 (Д-700)

В 1958 г. Брянский завод освоил выпуск автогрейдеров Д-446 с гидравлическим управлением рабочими органами. Автогрейдер осна щался двигателем СМД-7 мощностью 65 л. с., 3-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым ходоуменьшителем. Поворот отвала осуществлялся гидромотором через червячный редуктор. Гидравлическое рулевое управление было следящего типа. Автогрейдер комплектовался удлинителем и уширителем отвала, откосником, кирковщиком, бульдозерным и снегоочистительным отвалами. В 1964 г. завод перешел на выпуск автогрейдеров с гидравлическим управлением Д- 598А, оснащенных 60-сильным дизелем Д-60К-С1, а позже и Д-598Б с двигателем СМД-14 мощностью 75 л. с. В 1967 г. завод освоил выпуск автогрейдеров Д-710 с дизелем АМ-41 мощностью 90 л. с., а в 1972 г. - автогрейдеров ДЗ-99 с двигателем А-41 той же мощности. Позже Брянский завод дорожных машин перешел на выпуск автогрейдеров среднего класса, оснащенных двигателем А-01 мощностью 130 л. с.: с 1984 г. ДЗ-143, а с 1991 г. ДЗ-180.



Рисунок-21 Автогрейдер Д-710 (1967)

В 1966 г. Орловский завод дорожных машин освоил выпуск автогрейдеров Д-557 (ДЗ-31) с гидравлическим управлением рабочими органами. На них был установлен двигатель АМ-01 мощностью 110 л. с., сцепление с механическим приводом выключения и двухдиапазонная 6-ступенчатая механическая коробка передач, связанная с двигателем карданной передачей. Ведущие колеса были задние. Крутящий момент на них передавался карданным валом через главную передачу и балансиры. Длина ножа равнялась 3700 мм, высота 565 мм, вынос в сторону - 800 мм, угол срезания косогоров