Файл: Средства, меры и динамика развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости у студентов.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ковровская Государственная Техническая Академия имени В. А. Дегтярёва.
РЕФЕРАТ
На тему: «Средства, меры и динамика развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости у студентов».
Выполнила работу студентка 1 курса очно-заочного отделения экономического факультета Коробова К. С.
Преподаватель: Гончаренко С. И.
2021 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие о физических качествах, его основные характеристики…...5
Глава 2. Средства и методы развития физических качеств…………………...12
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Введение.
В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств.
В специальной литературе до сих пор не найден единый термин для характеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия: П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности»; В.П. Ашмарин – «двигательные качества»; А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов – «физические качества»; Ю.Ф. Курамшин – «физические способности».
В формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, а также двигательная подготовленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями.
В настоящее время принято различать пять основных физических качеств: сила, быстрота, координация, выносливость, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья студентов в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в нашем городе.
За год обучения в институте число нарушений зрения и осанки возрастает в 4 – 5 раз, в 2 раза ухудшается состояние органов пищеварения и опорно – двигательного аппарата, в 4 раза количество нарушений психического здоровья.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье студента зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, двигательная активность (естественная потребность в движении).
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей и студентов.
Сложившаяся социально–экономическая обстановка в стране изменила отношение к студентам со стороны взрослых. Напряжённый ритм жизни требует от современного человека целеустремлённости, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.
В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие студентам интереса к физической культуре и спорту. Одной из основных задач физического воспитания является использование разнообразных форм работы с студентами, которые способствуют функциональному совершенствованию организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы студенты были здоровыми.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность ребят, свободное и непринуждённое взаимопонимание.
Глава 1. Понятие о физических качествах, его основные характеристики.
Физические качества – врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность чело века, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Матвеев, 1991).
К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Для овладения методикой развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, необходимо знать, что они собой представляют.
Рис.1. Характеристика физических качеств
Сила
Способность преодолевать сопротивление за счет мускульного натяжения в физкультуре и называется физической силой. Это понятие объединяет в себе физиологические, анатомические, биомеханические и биохимические факторы. Такое определение предусматривает активное развитие опорно-двигательной системы.
Виды силовых способностей в физкультуре
Различают 2 типа мышечных усилий – абсолютные и относительные. Первая группа считается способностью проявлять максимальные силовые характеристики за сравнительно короткий период времени. Абсолютное мышечное напряжение выражается в килограммах. Относительная сила учитывается при двигательной активности, связанной с перемещением тела.
В физкультуре это:
1) бег;
2) прыжки;
3) перекаты;
4) ползанье;
5) лазанье и другие действия.
Определение относительных силовых возможностей применяется для дозировки и распределения физических нагрузок. Степень допустимого мускульного натяжения рассчитывается в соотношении 1 кг подъемной массы на 1 кг веса тела.
Сила в физкультуре – это такое понятие, которое подразделяется на несколько видов мышечной нагрузки:
Тип усилий Описание и примеры
Изометрические Закрепление мускулистых волокон в фиксированном положении – на перекладине и прочих спортивных приспособлениях.
Силовые Подтягивания и велосипедная езда.
Динамические Определяются при движении конечностей – беге, прыжках, плавании, метании спортивных снарядов.
Преодолевающие Преодоление препятствий, упражнения с обручем и прочие.
Развитие каждого типа физических качеств имеет собственные особенности и закономерности. Объединяет их лишь задействование моторной функции физиологическими средствами костно-мышечной системы и ЦНС.
Силовые способности
Комплекс проявлений в различных видах физической активности и деятельности.
Такие характеристики находятся под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов с изменением их вклада в зависимости от:
1) текущего состояния организма;
2) выполняемых упражнений;
3) условий деятельности;
4) возраста;
5) гендерной принадлежности;
6) индивидуальных анатомических особенностей.
К внутренним влияющим факторам силовых возможностей причисляют мышечные характеристики, неврологические параметры, психологические критерии. Сюда входят и биомеханические особенности организма. Выделяют специфические силовые характеристики, к которым причисляют скорость, ловкость, выносливость. Их актуальность зависит от типа физических упражнений.
Быстрота
Быстрота как физическое качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Быстрота (физическое качество), средства и методы развития
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека.
Быстрота имеет различные виды проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель.
Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции.
Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Основные виды проявления быстроты человека:
• время двигательной реакции,
• время максимально быстрого выполнения одиночного движения,
• время выполнения движения с максимальной частотой,
• время выполнения целостного двигательного акта.
Выделяют также еще один вид проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»).
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п.
Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции.
Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее.
Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Ловкость
Ловкость — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.
Ловкость - комплексное качество, которое позволяет:
- быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации
- выполнять сложные по координации движения рационально и экономично
- точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях
- рационально и экономно решать двигательные задачи
- быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать.
Вот ещё одно интересное определение ловкости, связанное с семантикой названия.
Ловкость - термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.
Ловкость как двигательное качество, включает в себя:
- координационные способности (согласование и перестроение движений,
дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное, расслабление)
- разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)
- чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)
Для того чтобы качественно и эффективно достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей составляющих это физическое качество.