Файл: Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. В первую очередь в новой редакции статьи избран иной подход к определению предмета преступления. Действующая редакция статьи 235 УК к предмету преступления относит «денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем». Изменениями, вносимыми в данную статью, с содержательной точки зрения предмет преступления не меняется: под ним будут пониматься «средства, полученные заведомо преступным путем». Указанное изменение обусловлено тем, что соответствующее понятие, раскрываемое в Законе 2000 г., корректируется Законом 2014 г. В этой связи потребовалось уточнение и уголовно-правовой терминологии.

2. В процессе рассматриваемого совершенствования статьи 235 УК претерпела изменения и объективная сторона преступления. Разработчики проекта упростили понимание объективных признаков данного состава, редакционного ограничив его термином «совершение финансовых операций» и исключив указание на совершение «других сделок». Однако в соответствии с Законом 2000 г. под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. Таким образом, термином «финансовая операция» абсолютно полно охвачены, по сути, любые сделки, совершаемые со средствами, полученными заведомо преступным путем, включая их использование в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (с учетом того, что данные виды деятельности без заключения сделок не представляются осуществимыми).

3. Действующая редакция статьи 235 УК не предусматривает ответственности за легализацию преступных доходов исполнителя преступлений, предусмотренных статьями 225 «Невозвращение из-за границы валюты», 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» УК, посредством которых приобретены легализуемые ценности (так называемое «самоотмывание» преступных доходов).

Подобные ограничения следует признать существенным препятствием в борьбе с легализацией преступных средств. Основу теневой экономики, используемую для дальнейшего обогащения и развития преступного бизнеса в существенной мере, составляют средства, полученные от неуплаты налогов, сборов, таможенных платежей. Во многих странах Европейского союза и странах-соседях Республики Беларусь действия по легализации доходов, полученных от уклонения от уплаты налоговых, таможенных и иных платежей, криминализированы. Кроме того, стандартами ФАТФ предусмотрено включение налоговых преступлений в число преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности.


В этой связи Законом 2014 г. из примечания к статье 235 УК исключается указание на неприменение данной нормы в отношении исполнителей преступлений, предусмотренных статьями 225, 231 и 243 УК.

4. Согласно действующему законодательству исполнитель отвечает за легализацию преступных доходов только в случае использования преступно добытых материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности. Таким образом, неоткорректированная редакция статьи 235 УК фактически допускает возможность безнаказанного вывода преступных доходов за пределы Республики Беларусь путем размещения на счетах в банках или использования их для покупки недвижимости. В подобных случаях основание возбуждать уголовные дела по статье 235 УК в отношении исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, в настоящее время отсутствует.

Вместе с тем УК не исключает ответственности остальных соучастников преступного приобретения материальных ценностей (организаторов, подстрекателей, пособников) за легализацию в иных формах (помимо хозяйственной деятельности). Однако наибольшая заинтересованность во введении в легальный оборот средств, приобретенных преступным путем, помимо организаторов, исходит именно от исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности. Данные субъекты являются основными и наиболее активными участниками процесса «отмывания», а иные лица, оказывающие содействие процессу легализации, в действительности могут быть и вовсе не осведомлены о криминальном происхождении вводимых в законный оборот средств.

Анализ законодательства зарубежных стран, устанавливающего уголовную ответственность за действия, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, показывает, что в большинстве из них не только отсутствуют ограничения по преступлениям, посредством которых приобретены легализуемые ценности, но и предусматривается уголовная ответственность за «самоотмывание».

В этой связи Законом 2014 г. вводится уголовная ответственность исполнителя преступления, в результате которого добываются легализуемые ценности, за совершение любых финансовых операций со средствами, приобретенными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности. При этом изменение видов и размеров санкций, установленных в настоящее время в статье 235 УК, Законом 2014 г. не предусматривается.



Важно отметить, что перечисленные цели, для достижения которых совершаются финансовые операции с преступными доходами, являются обязательным признаком состава статьи 235 УК. Именно эти цели обуславливают общественную опасность и составляют суть легализации - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами, полученными преступным путем.

Поэтому криминализация «самоотмывания» отнюдь не означает автоматического привлечения к ответственности по статье 235 УК каждого лица, которое приобрело преступный доход, поскольку нужно отличать легализацию и, в первую очередь, «самоотмывание» от обычного распоряжения виновным похищенными денежными средствами и иным имуществом без вышеуказанных целей. Состав легализации могут образовать лишь такие финансовые операции, в результате которых происходит прерывание связи преступных доходов с источником их происхождения, а виновные лица получают возможность использовать их под видом собственных легальных доходов.

С учетом этого нормы об ответственности за легализацию преступных доходов не должны применяться, в частности, в случаях, когда средства, полученные заведомо преступным путем, расходуются преступником на приобретение тех или иных материальных ценностей либо зачисляются на банковские счета без совершения каких-либо действий по приданию таким средствам вида законного дохода.

Таким образом, мотив совершения соответствующих деяний имеет ключевое значение для привлечения к ответственности по статье 235 УК.

Представляется, что изменения, вносимые Законом 2014 г. в определение состава преступления, предусмотренного статьей 235 УК, позволят:

· своевременно выявлять и пресекать вывод за рубеж из теневого сектора экономики преступно добытых доходов, устанавливать их местонахождение, производить арест и возврат в республику;

· активно противодействовать созданию и функционированию лжепредпринимательских структур (в том числе «финансовых пирамид») и, соответственно, вводу в теневой оборот денежных средств от совершения таких преступлений, посредством которых приобретены легализуемые ценности, как незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и ряда коррупционных преступлений;


· эффективно применять конфискацию имущества, оформленного на третьих лиц, приобретенного в результате совершения преступлений;

· предупреждать совершение преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, отмывание и «самоотмывание» средств, полученных преступным путем.

Необходимо также упомянуть и об отдельных изменениях, которые вносятся Законом 2014 г. в КоАП. В частности, им корректируется статья 11.72 «Невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» КоАП. Согласно Закону 2014 г. к административной ответственности по указанной статье будут привлекать не только банки или небанковские кредитно-финансовые организации (как в настоящее время), но и любое лицо, осуществляющее финансовые операции, и на которое законодательством возложены обязанности по выполнению мер по предотвращению, в том числе, легализации доходов, полученных преступным путем. За данное деяние предусматривается ответственность в виде штрафа:

· на физическое лицо - в размере от двадцати до ста базовых величин;

· на индивидуального предпринимателя - от пятидесяти до пятисот базовых величин;

· на юридическое лицо - от пятидесяти до тысячи базовых величин.

Также Законом 2014 г. вводится новый состав административного правонарушения (статья 11.79 КоАП), устанавливающий ответственность юридического лица за совершение финансовой операции должностным лицом этого юридического лица, повлекшей легализацию доходов, полученных преступным путем. Указанный состав позволит наряду с привлечением к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов должностного лица по статье 235 УК привлекать за указанное деяние к административной ответственности в виде штрафа в размере до ста процентов от суммы операции также и юридическое лицо.

В заключение отметим, что на фоне развития предпринимательской инициативы и проработки вопросов об оптимизации ответственности за некоторые преступления против порядка осуществления экономической деятельности не возникает сомнений в необходимости усиления борьбы, в том числе и посредством уголовно-правовых мер, с отдельными особо опасными формами теневой экономики. Для противодействия таким явлениям на международном уровне вырабатываются единые согласованные позиции, а также рекомендации по совершенствованию методологии борьбы (в том числе посредством установления законодательных запретов, ограничений и ответственности).


Законодательство Республики Беларусь также воспринимает современные тенденции развития правовых механизмов противодействия легализации преступных доходов, о чем наглядно свидетельствуют рассмотренные новеллы законотворческой деятельности.

Следуя положениям международных договоров и Рекомендациям ФАТФ, Республика Беларусь посредством Закона 2014 г. приняла на себя максимально широкие обязательства в части предотвращения и борьбы с легализацией преступных доходов. Реализация рассмотренных в настоящей статье нововведений позволит с наименьшими затратами воздействовать на уровень и распространенность легализации средств, полученных преступным путем, уменьшит ее латентность, а также создаст необходимые предпосылки для эффективной борьбы с корыстной преступностью в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования вопросов, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, я пришла к следующим выводам:

1) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем, относится к преступлениям, появившимся на определенном этапе развития общества, борьба с которым началась лишь в начале XX века;

2) родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.235 УК, является сфера экономики, под которой понимается единый народно-хозяйственный комплекс.

Видовым объектом экономических преступлений и, соответственно, преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, является совокупность общественных отношений, возникающих в целях осуществления законной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.

Непосредственный объект легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, - это общественные отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст.235 УК, является предмет преступления, под которым понимаются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, то есть в результате совершения любого преступления.

4) существуют две модели, описывающие структуру процесса легализации преступных доходов.

Трехфазная модель была разработана экспертами ФАТФ и нашла поддержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагает выделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение, расслоение, интеграция денежных средств.