Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ковры из водорослей экологичны и привлекают богатым дизайном. Из этого природного материала изготавливают циновки. 

Синтетика:

Полотна из нейлона, полиамида и полиэстера получаются сверхпрочными.

Из полипропилена получают прочные и устойчивые к влаге покрытия. Их можно использовать на кухне.

Акриловые изделия гипоаллергенны, экологичны. Они привлекают мягкой, приятной на ощупь поверхностью.

Покрытия из вискозы устойчивые к нагрузкам и практичные.

Вопреки распространенному стереотипу, из бумаги получают прочные изделия. Единственный минус – чувствительность к влаге.

Регион производства для ручных ковровых изделий является важным признаков, который определяет их потребитель­скую ценность. Наиболее известны руч­ные ворсовые ковры Армении, Туркмении, Грузии, Украины, Молдавии. В каждой из указанных стран вырабатывают определенные разновидности ковров, которые отличаются указанными выше признаками и художественно-колористическим оформле­нием.

2.2 Характеристика и анализ потребительских свойств ковровых изделий

Эксплуатационные свойства ковровых изделий обуславливаются сырьевым составом, способом их выработки, видом отделки, по потребительским качествам должны отвечать трем группам требований: утилитарным, эстетическим и надежности.

К утилитарным свойствам относятся:

Масса ковровых изделий;

Устойчивость к загрязнениям (особенно для напольных ковров);

Возможность и легкость очистки ворсовой поверхности или стирки ковров в целом на фабрике;

Термоустойчивость и огнестойкость, что имеет большое значение при эксплуатации в административных, общественных и специальных помещениях;

Теплоизоляционные и звукоизолирующие свойства;

Светоустойчивость - способность не терять свои физические свойста под воздействием солнечного света

Электростатичность - способность не накапливать в себе электростатический заряд.

Для ковровых изделий важную роль играют эстетические свойства, а именно:

Художественно-колористическое оформление (вид, яркость рисунка и его цветовая гамма);

Высота, объемность и густота ворса;

Блеск и матированность ворсовой поверхности;

Соответствие моде и эксклюзивность изделия.


К свойствам надежности относят:

Сохраняемость и долговечность,

Ремонтопригодность,

Надежность закрепления ворса и ворсовых пучков,

Стойкость волокон ворса к многократному изгибу (механической обработке при химчистке) и чистящим средствам,

Устойчивость к действию микроорганизмов и насекомых (моли, ковровому жучку).

Физическая долговечность ковровых изделий может составлять 20 и более лет в зависимости от назначения, природы текстильных волокон и способа производства.

Ковровое покрытие обладает рядом свойств:

оказывает пользу для здоровья человека;

удерживает пыль и не дает ей подняться в воздух;

уменьшает травматизм;

обладает свойством звукопоглощения;

имеет свойство накопления тепла.

Ковровой ворс определяет внешний вид коврового покрытия, который также влияет на комфортность, удобство уборки и другие свойства коврового изделия. Поэтому выбору ворса, формы, размеров и материала коврового изделия следует уделить большое внимание.

Ворс тафтингового покрытия состоять из петель или из ворсинок.    Чем чаще расположены волокна, тем выше плотность коврового ворса: более плотный ворс лучше сохраняет первоначальный вид, форму, упругость коврового изделия. Плотность оценивают расстоянием между волокнами по ширине и по длине покрытия.

По высоте коврового ворса условно различают коротковорсовые, средневорсовые и высоковорсовые покрытия. Зная массу и высоту ворса в метрических единицах можно легко посчитать его плотность с помощью деления первой на вторую и умножением частного на число 27.

2.3 Основы производства ковров

Ковровые изделия ручного производства по структуре поверхности бывают ворсовые и безворсовые.

Ворсовые ковровые изделия вырабатываются из трех систем нитей:

Основы и утка, образующих полотно тканей и цветных нитей ворсовой основы, которые формируют рисунок коврового изделия. Ворсообразующие переплетения представляют собой полуторный и двойной ковровые узлы.

Обычно используют три вида узлов:

узел гиордиес (турецкий узел), где нить ворса коврового изделия прокладывается над двумя смежными основными нитями и оба его конца обратно прокладываются между этими нитями таким образом, чтобы сделало полный оборот вокруг них;

узел сенна (персидский ковровый узел), в котором ворсовая нить закручивается вокруг одной основной нити и потом пропускается под следующей основной нитью;


узел с одной основной нитью, у которых каждая уточная нить закручена ими связана с узлом с одной основной нитью.

Выпускают ворсовые ковры различной плотности:

низкоплотные - до 90 тыс. узлов на 1м2;

среднеплотные - от 90 до 176 тысяч узлов;

высокоплотные - больше 176 тысяч узлов.

Используются они в основном для напольных покрытий и иногда как декоративные.

Безворсовые ковры и ковровое изделие ручного ткачества вырабатываются с односторонним и двусторонним рисунком и представляют ковровую ткань по своей структуре, которая состоит из цветных нитей основы и утка полотняного переплетения.

Рисунок односторонних переплетений образуется путем отбивки узорообразующей нитью каждой пары основных нитей. Рисунок на лицевой поверхности ковра приобретает вид шнурочка, выполненного косыми стежками глади или вид косички (рисунок 5, 6, 7, 8).

Рисунок 5. Простое полотняное переплетение

При производстве безворсовых ковров нити основы и утка, переплетаясь в шахматном порядке, образуют ткацкий рисунок простого полотняного переплетения.

Рисунок 6. Переплетение уточных нитей 1

В зависимости от геометризированного цветного узора существует несколько способов, продиктованных самой техникой исполнения полотняного переплетения нитей основы и имеет диагональное расположение, т. е. уточные нити разных цветов поочередно обвиваются на одной и той же нити основы

Рисунок 7. Переплетение уточных нитей 2

Другой способ характеризуется тем, что уточные нити одного цвета, переплетаясь с соседними нитями основы, загибаются таким образом, в результате которого образуются четкие прямоугольные участки локализованных цветов. В продольном направлении ковровой ткани, на границе двух разных цветовых участков образуются просветы

Рисунок 8. Переплетение в ковре «ДУМ»

Оба рассмотренных способа полотняного переплетения применяются в процессе изготовления узорчатых паласов и двусторонних ковров типа давагьин. В отличие от обычных безворсовых ковров кумыкские гладкие ковры думи имеют иной способ переплетений узорообразующей пряжи.

На контурах двух цветовых участков узора пограничные уточные нити в виде петель обвивают каждую нить или пару нитей основы по горизонтали. Если рисунок имеет диагональные очертания, то оконтуривание петлями производится наклонно. В вертикальном направлении узор у думов строится так же, как и у других безворсовых ковров способом сцепления уточных нитей на одну нить основы.


Ковры ручной работы прямоугольной формы имеют кромки, которые параллельны, поэтому размеры ковра устанавливают по прямым линиям, проходящим через середину противоположных сторон.

По категориям качества ковровые изделия подразделяют на изделия высшей, первой и второй категорий качества.

При оценке качества ковровых изделий учитывают две группы показателей качества: органолептические, определяемые визуально по 40-бальной системе (таблица 1) и объективные, предусмотренные стандартами и техническими условиями.

Таблица 1

Художественно-эстетические показатели ковровых изделий

Наименование

показателей качества

Высшая оценка,

баллов

Пределы оценки, баллов

Художественно-колористическое оформление

20

20

Отделка

10

10-9

Структура

10

10-9

К высшей категории качества относят изделия, соответствующие качеству лучших отечественных и зарубежных образцов, превышающие требования действующей нормативно-технической документации, имеющие отличный товарный вид и художественно оформленную маркировку и упаковку. По художественно-эстетическим показателям качества ковровые изделия должны получить оценку не менее 38 баллов.

К первой категории качества относят ковровые изделия 1-го и 2-го сортов, которые по показателям качества соответствуют лучшим отечественным образцам и требования действующей нормативно-технической документации. По эстетическим показателям качества изделия первой категории должны иметь оценку не ниже 32 баллов.

Ковровые изделия, не соответствующие по физико-химическим, потребительным и художественно-эстетическим показателям качеству продукции первой категории, относят ко второй категории.

В зависимости от наличия дефектов внешнего вида ковровые изделия выпускают двух сортов: 1-го и 2-го. Дефекты оцениваются в условных единицах - баллах. Сорт оценивается суммой баллов, приходящихся на одно изделие: 1-ый сорт до 10 баллов, второй – до 20 баллов. Оценка пороков приведена в таблице 2.

Таблица 2

Балльная оценка пороков ковров ручного производства

Наименование порока

Пределы оценки,

баллов

Кривизна

2

Вогнутость или выпуклость

2

Перекос

2

Слабовыраженная разнооттеночность

5

Редкая, слабая выработка кромки

5

Дряблость концевых паласных частей

5

Неравномерная стрижка

8

Кирс – образование складок

5

Незастилаемость основы утком

2

Близны основы в одну нить на каждые 10 см

11

Петли, концы ворсовой или уточной пряжи

3

Незастилаемость основы ворсом

1

Резкое искажение размеров рисунка

11


3. История, классификация и производство армянских ковров

Ковроткачество - это традиционное армянское ремесло, история которого насчитывает тысячи лет. Это было частью армянской культуры с древних времен. Ковер - это тканый текстиль, который в основном используется для покрытия полов. 

Археологами доказано, что ковры использовались впервые в 2-1 тысячелетии до нашей эры. Они считались необходимостью во всех традиционных армянских домах и использовались для покрытия полов, украшения стен и т. д. Благодаря своей популярности и качеству, армянские ковры успешно экспортировались и продавались за границу.

Армянские ковры были исключительного качества, потому что они были сделаны из высококачественной шерсти и окрашены в естественные цвета, особенно с помощью «Вордан кармир». Это чешуйчатое насекомое, которое использовалось для производства карминового красителя в Армении, а также в Персидской империи.

До сегодняшнего дня сохранилось очень мало примеров самого раннего периода. Самым старым армянским ковром, сохранившимся до наших дней, является пазырык с 5 по 3 век до н.э. Он был найден в Сибири и сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Рисунок 3).

На территории Армении самый ранний ковер был обнаружен в могильнике Артик (датируется 3 тысячелетием до н.э.) и Кармир Блур (датируется 7 тысячелетием до н.э.).

В наши дни изготовление ковров в Армении продолжает оставаться популярным. Есть несколько частных компаний и отдельных ткачей, которые поддерживают традиционное ремесло.

Следует отметить, что в наши дни используются почти все те же методы, конструкции и цвета с древних времен.

Рисунок 3. Самый старый армянский ковер

Наиболее распространенными материалами для изготовления ковров являются овечья или козья шерсть, хлопок, лен, шелк, конопля. Для окраски используются только национальные красители. Армянские ковры имеют разные орнаменты. Они очень разнообразны, и у каждого есть свое определенное значение. Теперь давайте рассмотрим некоторые из самых известных орнаментов и символов армянских ковров.

Дизайн армянских ковров очень разнообразен. Орнаменты отражают традиции, ритуалы и веру Армении.

Наиболее популярными символами в армянском ковроткачестве были: