Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Следует подчеркнуть, что договорное право – юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного
предпринимательства.
У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально- принудительным.
Виды договоров нормативного содержания
По числу участников
двусторонние
многосторонние
По предмету правового регулирования
В международном праве
В конституционном праве В трудовом праве
В гражданском праве В других отраслях
Саморегулирование присуще всем известным формам права. Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы саморегуляции [11] – это такие виды форм права, которые приняты с использованием институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания, собрания трудового коллектива).
Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное
11 Закон и формирование гражданского общества. Ю.А.Тихомиров. Советское государство и право, 1994 г.
по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья
2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или несколько связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» [3].
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств, в целом, в качестве юридически обязательного.
Под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).
Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют
издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности.
Международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.
Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел.
Обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие, на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации. Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы
обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов, и норм международного права, международных договоров Российской Федерации рекомендовать судам использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения).
Правовая доктрина - [лат. doctrina] – учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип. В Романо-германской правовой семье она составляет весьма жизненный источник права. Даже если вопрос о значении доктрины в современных правовых системах романо-германской правовой семьи спорен, то бесспорным остается то влияние, которое доктрина оказывала в прошлом, выступая в качестве основного источника права с XIII по XIX век, уступив главенствующую роль нормативно-правовому акту.
В современных условиях доктрина влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодателю доктрина предоставляет словарь основных правовых понятий, который используется при формулировке правовых норм.
В правоприменительной деятельности доктрина широко используется при толковании закона. Правоприменитель стремится к исключению того, чтобы толкование заключалось исключительно в отыскании грамматического и логического смысла терминов закона или намерений законодателя. Он настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной.
Особенно велика роль правовой доктрины в латинских странах испанского и португальского языков. Здесь распространено мнение, что конкретные решения не существенны, поскольку они изменчивы, а главное – система. Доктрина в наибольшей степени соответствует идеалистическим принципам, лежащих в основе правовых систем Романо-германской правовой семьи.
Положения доктрины наиболее приемлемы и «безопасны» при разрешении конкретных юридических коллизий. Правовая доктрина выступает в этом случае непосредственно источником права, который оформляется в актах правоприменительной деятельности.
Правовая доктрина («дух права» и смысл законодательства) как раз и является центральным звеном, своего рода стержнем системы источников права. Сама по себе правовая доктрина лишена механизма реализации содержащихся в ней положений, но благодаря воплощению в акты судебной практики и иные правовые акты она может служить непосредственной юридической основой для разрешения юридических споров. Через суды и иные правоприменительные органы правовая доктрина реально входит в действующее право. Впрочем, не исключается непосредственно регулирующее значение правовых идей и вне судебного опосредования. Итак, правотворчество суда ограничено доктринальными пределами: судья не свободно творит право в ходе правоприменительной практики, а скорее находит оптимальную для данного казуса правовую идею, которой он придает формально-определенный вид.
Через судебную практику как форму раскрываются основные начала, нашедшие не всегда полное закрепление в законодательстве. Правоприменительные органы, разрешая индивидуальные и коллективные правовые споры, не создают новую норму сами, а выявляют ее в ткани общепринятой правовой доктрины. На этом основано право судебных органов, признавать определенные притязания субъектов правовыми в
случае, если они не отражены в действующем законодательстве, но входят в сферу правового регулирования.
Правовая доктрина занимает в рамках правовой идеологии место официально поддерживаемой системы идей, воплощающихся в общепринятых юридических понятиях и общепризнанных правовых принципах и ценностях. Доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права. Эта ее роль проявляется в том, что именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Однако новые социальные интересы, находя отражение в господствующей правовой идеологии (правовой доктрине), определяющим образом влияют не только на процесс правотворчества, но и на весь строй правовой системы. В доктрине определяется смысл идеалов правового развития, например, «правовой государственности», раскрывается содержание используемых в законодательстве оценочных терминов — «справедливость», «суверенитет» и др.
Глава 3. Нормативно-правовой акт (один из видов источника права)
В отдельной главе рассмотрим такой источник права, как нормативно- правовой акт.
Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных форм права. Это государственный акт нормативного характера. Кратко можно сказать – акт правотворчества, содержащий нормы права.
Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источников: это резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах.
Характерные черты нормативно-правового акта:
- Имеет наибольшее распространение.
Нормативно-правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный прецедент).
- Исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией.
Нормативно-правовые акты имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно- правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно- правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).
- Принимаются в четко обозначенном процедурном порядке.
Нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то
государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
- Имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия.
Указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требованиями к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. Имеет обязательные реквизиты – название (закон, постановление), наименование органа принявшего его (Президент, Правительство), дату подписания документа и т.д.