Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
- Может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридические значимые реалии.
Нормативно-правовые акты – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать так:
По юридической силе
Субъектам их издающим
Нормативно правовые акты
Сфере действия
По юридической силе – законы – акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов являются подзаконными.
Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа издававшего акт – устанавливает
соотношения одного акта с другим и прямо указывает на их иерархию (верховенство или подчиненность), где высшей юридической силой обладает закон.
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшее юридической силой.
ЗАКОН
Основной закон (конституция) |
|||
Федеральные конституционные законы |
|||
Общие (текущие) законы |
Основной закон - в Российской Федерации это Конституция - положения Конституции первичны по отношении ко всем другим нормам.
Конституция представляет собой основной закон государства, закрепляющий основополагающие отношения, определяющие способ осуществления государства, общества, граждан. Является юридической базой всего текущего законодательства.
Конституция в отличие от других законодательных актов имеет основополагающий характер. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве учреждает основы государственного и конституционного строя посредствам принятия Конституции. Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы организации и системы государственной власти и управления. Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.
Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру законотворчества. Верховенство Конституции, в отличие от высшей юридической силы, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам Конституции.
Конституция в отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью. Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.
Стабильность Конституции (устойчивость, неизменность её предписаний в течении длительного времени) обеспечивается особым, усложненным, порядком ее пересмотра и внесения поправок.
Итак, Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина [12].
В соответствии с Конституцией могут издаваться иные Федеральные конституционные законы, также закрепляться правовые основы государства и общества (например, закон о Конституционном суде Российской Федерации). Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию.
Обычные законы – хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнения в Конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1)
12 Основы государства и права. С.В.Клименко, А.Л.Чичерин, М., 1999 г.
Обычные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества.
Обычные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные. Все они возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, конкретизируя его положения.
Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года.
Различного рода Кодексы, Уставы, Положения, Основы, представляют собой так называемые кодифицированные законы.
Кодекс (латинский codex – книга) – это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.).
Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс – это как бы самостоятельное, развитое юридическое
«хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений – и общие принципы и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован [13].
Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и особенной части. В первой – закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер, и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса. Например, положения Общей
13 Государство и право. С.С. Алексеев. М., Юридическая литература , 1993 г.
части Уголовного кодекса Российской Федерации содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия и виды наказания, которые пронизывают своим влиянием весь свод уголовных норм Особенной части.
Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.
Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные кодексы.
Важное, значение имеет классификация законов, по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансовые законы и т.д.
Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права, например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права.
Все нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.
Подзаконный акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на:
Подзаконные акты |
||||||
общие |
местные |
ведомственные |
внутриорганизационные |
- Общие подзаконные акты.
Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы Президента, постановления Правительства. В президентской республике нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.
На основе и во исполнение указов Президента принимаются постановления Правительства, которые более детально (в сравнении с указом) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
- Местные подзаконные акты.
Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т.д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Правительства Ярославской области распространяется только на территории Ярославской области.
- Ведомственные и подзаконные акты.
Представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются только на лишь ограниченную (специальную сферу общественных отношений – банковские, транспортные, правоохранительные и т.д.)
- Внутриорганизационные акты.
Издаются внутри какой-либо организации и действуют только в отношении лиц служащих (работающих) в этой организации и только на территории данной организации.
Нормативно правовые акты можно еще классифицировать по действию:
Нормативно-правовой акт |
||||
Действие Действие Действие Действие во времени в пространстве по предмету по лицам |
- Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу.
Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе.
Но, как правило, вступление нормативно-правового акта в действие определено во времени от дня его принятия. Дата вступления нормативно- правового акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Дата, вступления нормативно-правового акта в законную силу, может быть связана с моментом его официального опубликования, или определено сроком, указанном в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т.е. утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт.
- Действие нормативно-правового акта в пространстве.
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы то не находились.
В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные законы), так и на определенную его часть.
- Действие нормативно-правового акта по предмету.
Границы действия нормативно-правового акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. В связи с этим неограниченное действие могут иметь нормы Основного закона
(Конституции). Они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе.
Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасти права. Например, гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные имущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения.
В свою очередь, в рамках определенной отрасли в пределах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам.
- Действие нормативно-правового акта по лицам.
Действие нормативно-правового акта по лицам произведено от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений на которые распространяется.
Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие представительные органы власти, быть государственными служащими и т.д.)
Сущность юридической силы заключается в следующем:
- Никто кроме органов законодательной власти не вправе принимать или отменять законы.
- Все правовые акты государство должно издавать в соответствии с Основным законом. Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен.
- Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.